Просмотр содержимого документа
«Как поддержать интерес младших школьников к логопедическим занятиям»
Как поддержать интерес младших школьников к логопедическим занятиям
Познавательный интерес детей с нарушениями речи часто бывает сниженный, он носит преимущественно эмоциональный характер и не отличается стойкостью. Это, безусловно, затрудняет процесс коррекции речевых нарушений: учащиеся неохотно посещают занятия, иногда проявляют негативизм, быстро утомляются и теряют активность.
Как избежать подобных трудностей? Нужно построить логопедическое занятие таким образом, чтобы детям было интересно и занимательно, дети должны быть успешны.
Говоря об интересах, который должны вызвать у ребенка занятия в логопедической группе, нужно помнить, что в младшем школьном возрасте он в большей степени связан с играми, с эмоциональной подачей материала. С переходом к подростковому периоду этот интерес сменяется познавательным, но для этого необходима правильная организация учебного процесса. Учителю – логопеду тоже нужно вносить свой вклад в формирование у школьников полноценной учебной деятельности; умело сочетать эмоциональные и познавательные компоненты в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.
Время, проведенное на логопедическом занятии является дополнительной нагрузкой для школьников с нарушением речи. Задача логопеда – сделать занятия максимально эффективными, но неутомительными для детей.
Желательно, чтобы в общей структуре занятий присутствовали игры. Думаю, никто не станет спорить, что в игре интеллектуально пассивным ребенок способен выполнять такой объем умственной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной деятельности. Во время игры исчезает напряжение, неуверенность, усталость, присущие школьникам с нарушениями чтения и письма. На логопедических занятиях чтение и письмо являются средством достижения цели в игре, поэтому не вызывают у детей негативных эмоций. Не нужно бояться, что интерес, возникший в процессе такой игры, это интерес к игре, а не к самому учебному предмету. Заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.
Со многими детьми сегодня сложно организовать коллективную игру, потому что они не умеют следовать правилам, договариваться с партнерами, адекватно переживать проигрыш, у многих отсутствует опыт ролевых игр. Домино, лото, считалки, игры в «магазин» или «школу», известны некоторым детям только понаслышке. Школьники с ОНР не любят участвовать в таких играх еще и потому, что их речевые возможности ограничены и успех в игре достигается нечасто.
Чтобы ученики овладели игровыми действиями и получили удовольствие от игры, ее желательно проводить на 2-3 занятиях подряд. Перед началом игры полезно рассказать детям, что победит в ней самый внимательный или тот, кому повезет, а также сколько может быть победителей. Если игры используются на занятиях регулярно, возрастает активность учеников, они начинают предлагать запомнившиеся им игры, совершенствовать их, придумывать новые.
Этот прием способствует развитию у школьников коммуникативных навыков, навыков планирования, контроля и самоконтроля.
Игра поможет не только правильно произносить звуки, но и развивать память, внимание, мышление, моторику. Игры помогают преодолевать трудности при чтении и письме, развивать дыхание, голос и дикцию, а также учат взаимодействию и многому другому.