СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как подготовить ПАНОРАМНЫЙ урок.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПАНОРАМА - от греческого ПАН –всё; то есть полный охват явления, РАМА – вид, в живописи панорама – это картина с крупным обзором и передним планом, чем достигается иллюзия реального пространства.(БСЛ)

Просмотр содержимого документа
«Как подготовить ПАНОРАМНЫЙ урок.»

Как подготовить ПАНОРАМНЫЙ урок.


ПАНОРАМА - от греческого ПАН –всё; то есть полный охват явления, РАМА – вид, в живописи панорама – это картина с крупным обзором и передним планом, чем достигается иллюзия реального пространства.(БСЛ)

Панорамный урок есть не что иное, как попытка педагога охватить мыслью и взглядом систему своих уроков, выделить в ней главное звено, основные идеи опыта, определить их роль и влияние на результативность работы. Панорамный урок есть один из вариантов самообщения и пропаганды передового опыта учителя с выделением главного, существенного в системе уроков и показа его словесно-иллюстративным методом широкой аудитории.

В зависимости от целей, которые преследует педагог, особенностей опыта, специфики предмета и других причин в практике появилось уже несколько разновидностей урока-панорамы.

  1. Диалоговая панорама

педагог делает краткое сообщение о сути и результате опыта, его основных идеях, а затем происходит диалог автора опыта (идеи) с аудиторией методом вопросов-ответов. В ходе диалога может возникать и дискуссия.

  1. Дискуссионная панорама –

педагог уже в ходе вводного сообщения или после ставит перед аудиторией острые вопросы, выдвигает неожиданные идеи, мысли и т.п., чем вызывает спор, полемику, поиск альтернативных решений, либо доказательства правоты высказанных мыслей.

  1. Панорама – заявка на изобретение.

Педагог использует рассказ о своём опыте, о системе уроков как средство для доказательства верности своего изобретения, открытия, новшества, технической идеи, методической новинки и т. д.

  1. Панорама – как результат творческого воплощения апробирования чужой научной идеи, находки, опыта, проверка её жизнеспособности массовой школьной практики.

  2. Коллективная панорама.

Своеобразный панорамный обзор системы уроков, в котором принимает участие один или несколько педагогов, которые:

А) либо взаимно дополняют выступления друг друга, показывая, как одна и та же идея, открытие, метод, приём срабатывают в руках у разных людей, в различных ситуациях, по различным предметам.

Б) либо в ходе дискуссии показывают различные пути, способы, варианты решения одной и той же проблемы на уроках, предоставляя судить аудитории о том, чей путь, способ, вариант результативнее, полезнее, выгоднее и т.п.

Внутри каждой из названных выше разновидностей урока панорам могут возникать самые различные варианты, например:

  1. Учитель даёт только словесное обобщающее сообщение.

  2. Учитель сочетает словесный обзор с наглядной иллюстрацией (показом наглядных пособий, таблиц, картин, дидактического материала, приборов, моделей, обобщением на классной доске , использованием кино-, видео-, слайдо- фрагментов, музыкальных вставок и пр.)

  3. Словесно-иллюстративная беседа учителя с аудиторией сопровождает показом сюжетных сценок, фрагментов моделированного урока, дидактических игр ит.п. С привлечением приглашённых учащихся или педагогов из числа присутствующих в аудитории. Живые сценки и фрагменты могут чередоваться с видео- и кинофрагментами урока автора опыта или показа созданного о нём слайда, словесными пояснениями, дискуссией и т.п.

  4. Учитель не стремится охватить всю систему уроков, все стороны урока, а стремится выделить из своего арсенала форм, методов, средств, которое наиболее наглядно представляет его опыт, или творческое отношение к делу, или направленность педагогического поиска

Все перечисленные выше разновидности и варианты урока-панорамы могут быть ещё по-разному методически организованы:

  1. Как встреча педагогов-новаторов; учёным – автором научной идеи, концепции; мастером производственного труда.

  2. Встреча - диалог мастеров педагогического труда с начинающими педагогами (или даже студентами педвуза.

  3. Как «круглый стол» творчески работающих учителей, активно внедряющих научные идеи и передовой опыт.

  4. Как деловая игра «Аукцион идей» т.е. в форме защиты своих творческих находок, разработок изобретений на конкурсно-дискуссионной основе и т.д.

Только названия, данные панорамным урокам, говорят о большом многообразии этой интересной и новой формы пропаганды всего нового, передового в школьной практике. Например, «Уроки нового типа и их место и роль в системе моих уроков», «Как я реализую основные идеи опыта В.Шаталова», «Идеи развивающего обучения и их практическое воплощение на уроках», «Коллективный способ обучения в парах сменного состава и его применение на уроках учителей города, области», «Опорные схемы на уроках», «Пять основных способов подачи нового материала на уроке», «Как я организую самостоятельную работу учащихся», «Что мне дали идеи педагогики сотрудничества в практической работе», «Интегративный подход к реализации научных идей ведущих дидактов, педагогов и психологов современности на уроках», «Как рождается урок» и т.д.

Панорамный урок во всём его многообразии занимает сейчас заметное место среди традиционных и новых форм методической работы с педагогическими кадрами и как самостоятельная форма педагогического общения, и как органическая составная часть педагогических чтений, слётов, конференций, семинаров, заседаний методобъединений, педсоветов и т.д.

Разнообразие в целях и задачах урока-панорамы, в количестве его участников, формах проведения и т.д. дополняется ещё и разнообразием в объёме и продолжительности выступлений участников, многоплановостью обсуждаемых проблем, непохожестью мнений.

Всё это выдвинуло панорамный урок в число ведущих и прогрессивных форм методической работы, ибо эта форма демократична.