Просмотр содержимого документа
«Как подготовить учащихся к аудированию в формате ЕГЭ?»
Галялетдинов И.Ф.
учитель английского языка
МАОУ «Лицей-интернат №1»
г.Альметьевска
Как подготовить учащихся к аудированию в формате ЕГЭ?
Современное общеобразовательное учреждение имеет все возможности, чтобы качественно и успешно пройти итоговую аттестацию учащихся в формате ЕГЭ. Практически по всем школьным дисциплинам обучающиеся в праве выбрать тот или иной предмет для сдачи единого государственного экзамена. Исходя из требований высших учебных заведений, ученики все чаще и чаще выбирают английский язык как предмет итоговой аттестации в формате ЕГЭ, так как он является международным языком, без которого нельзя представить наше поликультурное и полилингвальное общество.
Перед учителями, готовящим учащихся к ЕГЭ, встает вопрос – как качественно подготовить своих воспитанников к экзамену по английскому языку ?
В данной статье мы рассмотрим только один аспект единого государственного экзамена – это аудирование, так как рассмотреть все аспекты сразу не представляется возможным.
Аудирование – это та часть ЕГЭ, которая требует от учащихся полной концентрации во время прослушивания текста или диалога. Мало того, ученик не научившийся внимательно слушать иностранную речь не сможет успешно выполнить и задания разговорной части, так как в этом аспекте также требуется предельная внимательность для понимания и поддержания диалога с собеседником. Мы считаем, что если ученик не привык слушать иностранную устную речь в течение 25-30 минут, именно столько времени отводится на аудирование, то он не сможет полностью сконцентрироваться на выполнении этого задания.
Предположим, что если учащиеся при выполнении части «Чтение» не поняли прочитанный текст, то у них есть возможность вернуться назад и прочитать его заново. Та же самая ситуация с частями «Лексика и грамматика» и «Письмо». Но «Аудирование» - это часть ЕГЭ, которую нужно выполнить строго в отведенное время и максимально настроившись на выполнение заданий.
Проанализировав некоторые пособия российских и зарубежных авторов, можно с уверенностью сказать, что практически все пособия предлагают учащимся схожие технологии и стратегии успешного выполнения заданий на аудирование. Давайте их рассмотрим:
С самого начала нужно настроиться на положительный результат;
Успокоиться перед прослушиванием;
Внимательно прочитать задание, варианты ответа;
Перед прослушиванием текста нужно выделить ключевые слова (keywords), продумать заранее о чем пойдет речь в тексте, исходя из предложенных вариантов ответа;
Написать синонимы/антонимы к ключевым словам;
Игнорировать незнакомые слова при прослушивании, если они не являются ключевыми словами;
Помнить о том, что если услышанное и приведенный вариант ответа совпадают (аналогичны), то скорее всего этот вариант будет неверным, так как правильное выполнение задания подразумевает собой анализ услышанного, а не аналогичность с вариантом ответа;
В задании не требуется полного понимания текста. Главное - понять основное содержание по ключевым словам;
Оставайтесь спокойным даже тогда, когда вы не можете понять услышанное, возможно вы услышите ключевое слово из варианта ответа;
Не пытайтесь переводить услышанное на русский язык, так как это создает языковой барьер для дальнейшего понимания текста;
Сконцентрируйтесь на цели говорящего, так как это может быть и обращение, просьба, предложение или извинение, что поможет вам понять суть диалога;
Прислушайтесь к контексту диалога, когда вы сомневаетесь в правильности значения того или иного слова (например, wrote или rowed);
Не отставляйте вопрос не отвеченным, даже если вы сомневаетесь в правильности ответа;
Помните, что одно из утверждений является лишним;
Следите за временем, отведенным на выполнение задания.
Конечно, приведенные выше стратегии не являются «золотым» рецептом успешной сдачи ЕГЭ, так как каждый ученик сам решает, как лучше и эффективнее выполнить то или иное задание. Он сам выбирает способ, который поможет ему справиться с заданиями. Мы же, будучи учителями, можем только поспособствовать учащимся в реализации их задач.
Список литературы
Мальком Манн, Стив Тейлор. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: говорение и аудирование. Оксфорд, 2006.
Соловова Е.Н.,Солокова И.Е.State Exam Maximiser. Английский язык. Подготовка к экзаменам., Лонгман, 2009.
Mary Spratt, Alan Pulverness.The TKT course. Cambridge, 2011.
O.Afanasyeva,V.Evans. Practice Exam Papers for the Russian National Exam., Centercom, Express Publishing, 2010.
Preparation for TOEFL exams. Princeton, NJ, 2004.