СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как подготовить и провести качественное публичное выступление

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация вебинара «Как подготовить и провести качественное публичное выступление: практические рекомендации для педагогов и школьников». (15. 01. 2018).

Совершенствовать навыки публичных выступлений в современной школе необходимо не только педагогам, но и школьникам всех возрастов. В ходе вебинара автор рассказал о специфике публичного выступления как особого вида коммуникации. Слушатели узнали о том, как лучше организовать пространство для выступления, освоили техники саморегуляции и преодоления тревожности, научились устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией, эффективно использовать средства аргументации, отвечать на вопросы и работать с устранением возражений.

Полученные знания и навыки можно использовать как при проведении родительских собраний, так и при выступлении на методических объединениях и конференциях.

Автор: Ильин Валерий Александрович, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии МГПУ.

***

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Презентации. Из опыта коллег

https://multiurok.ru/blog/prezentatsii-iz-opyta-kolleg.html

Просмотр содержимого документа
«Как подготовить и провести качественное публичное выступление»

Как подготовить и провести качественное публичное выступление: практические рекомендации для педагогов и школьников

Как подготовить и провести качественное публичное выступление: практические рекомендации для педагогов и школьников

Невербальные знаки уверенности:   оживленная (но не чрезмерная) жестикуляция; хороший, прямой зрительный контакт; живая (разнообразная) голосовая тональность; плавная речь; прямое обращение к собеседнику; оживленная (но не карикатурная) мимика; открытая, расслабленная поза; высокая скорость речи.

Невербальные знаки уверенности:

  • оживленная (но не чрезмерная) жестикуляция;
  • хороший, прямой зрительный контакт;
  • живая (разнообразная) голосовая тональность;
  • плавная речь;
  • прямое обращение к собеседнику;
  • оживленная (но не карикатурная) мимика;
  • открытая, расслабленная поза;
  • высокая скорость речи.
Невербальные знаки небезопасности  и неуверенности:   смущенное поеживание; взгляд устремлен вниз («прячет глаза»); скрещенные ноги; ерзает; вскакивает и снова садится; дрожит; постоянно потирает или прячет руки; постоянно поправляет прическу или детали одежды (галстук  и т.п.); стряхивает с одежды пылинки.

Невербальные знаки небезопасности и неуверенности:

  • смущенное поеживание;
  • взгляд устремлен вниз («прячет глаза»);
  • скрещенные ноги;
  • ерзает;
  • вскакивает и снова садится;
  • дрожит;
  • постоянно потирает или прячет руки;
  • постоянно поправляет прическу или детали одежды (галстук и т.п.);
  • стряхивает с одежды пылинки.
Невербальные знаки небезопасности  и неуверенности:   непроизвольно тянется рукой к горлу; постоянно теребит что-то руками (ручку, предметы на столе  и т.п.); прерывающаяся речь; ошибки в словах и оговорки; постоянно откашливается чтобы прочистить горло; ответы в подобострастном тоне; тихий голос; неразборчивое бормотание себе под нос.

Невербальные знаки небезопасности и неуверенности:

  • непроизвольно тянется рукой к горлу;
  • постоянно теребит что-то руками (ручку, предметы на столе и т.п.);
  • прерывающаяся речь;
  • ошибки в словах и оговорки;
  • постоянно откашливается чтобы прочистить горло;
  • ответы в подобострастном тоне;
  • тихий голос;
  • неразборчивое бормотание себе под нос.
Признаки заинтересованности и стремления достичь соглашения:   более частое появление улыбки на лице; «распахивание плаща» (расстегивание пуговиц пиджака, ослабление узла галстука и т.п.); подается вперед или пересаживается ближе к партнеру; руки находятся в расслабленном положении; ноги не перекрещены; смотрит непосредственно на собеседника; чаще кивает; сидит на краю стула; снимает очки; дотрагивается руками до лица.

Признаки заинтересованности и стремления достичь соглашения:

  • более частое появление улыбки на лице;
  • «распахивание плаща» (расстегивание пуговиц пиджака, ослабление узла галстука и т.п.);
  • подается вперед или пересаживается ближе к партнеру;
  • руки находятся в расслабленном положении;
  • ноги не перекрещены;
  • смотрит непосредственно на собеседника;
  • чаще кивает;
  • сидит на краю стула;
  • снимает очки;
  • дотрагивается руками до лица.
Признаки заинтересованности и стремления достичь соглашения:   становится более восприимчивым; начинает записывать и (или) использовать калькулятор, ПК  и т.п.; начинает работать с цифровым материалом; начинает спрашивать о сроках выполнения и операционных аспектах соглашения; лучше слушает; охотнее предоставляет информацию; становится более дружелюбным; активно поддерживает разговор, выдвигает собственные предложения.

Признаки заинтересованности и стремления достичь соглашения:

  • становится более восприимчивым;
  • начинает записывать и (или) использовать калькулятор, ПК и т.п.;
  • начинает работать с цифровым материалом;
  • начинает спрашивать о сроках выполнения и операционных аспектах соглашения;
  • лучше слушает;
  • охотнее предоставляет информацию;
  • становится более дружелюбным;
  • активно поддерживает разговор, выдвигает собственные предложения.
Признаки заинтересованности  и стремления достичь соглашения:   использует неформальные формы обращения к собеседнику (например, переходит на обращение по именам); голос становится более громким и выразительным, приобретает большее число оттенков; меньше голосовых невнятностей и запинок, преобладают положительные интонации; продолжает вести беседу даже при возникновении некоторого несогласия или напряжения; акцентирует внимание на позитивных аспектах предлагаемого соглашения.

Признаки заинтересованности и стремления достичь соглашения:

  • использует неформальные формы обращения к собеседнику (например, переходит на обращение по именам);
  • голос становится более громким и выразительным, приобретает большее число оттенков;
  • меньше голосовых невнятностей и запинок, преобладают положительные интонации;
  • продолжает вести беседу даже при возникновении некоторого несогласия или напряжения;
  • акцентирует внимание на позитивных аспектах предлагаемого соглашения.
Признаки невключенности  и незаинтересованности:   общая нервозность («дерганность»); отсутствие зрительного контакта; позевывание; длительные паузы (молчание); отсутствие зондирующих вопросов; монотонная – «плоская» тональность голоса; руки закрывают глаза или лицо целиком; руки скрещены на груди; ссутулившаяся поза; голова запрокинута назад (взгляд «в потолок»).

Признаки невключенности и незаинтересованности:

  • общая нервозность («дерганность»);
  • отсутствие зрительного контакта;
  • позевывание;
  • длительные паузы (молчание);
  • отсутствие зондирующих вопросов;
  • монотонная – «плоская» тональность голоса;
  • руки закрывают глаза или лицо целиком;
  • руки скрещены на груди;
  • ссутулившаяся поза;
  • голова запрокинута назад (взгляд «в потолок»).
Признаки невключенности  и незаинтересованности:   «остекленевший» взгляд; проигрывание ручкой или иным предметом; постукивание пальцами по поверхности стола; поглядывание на часы; постукивание ногами по полу; поглядывание в окно; ничего не выражающее лицо; машинальное рисование; охватывание головы ладонями; изменение предмета обсуждения. краткие, односложные ответы; пожимание плечами; отсутствие непосредственных, немедленных реакций («заторможенность»).

Признаки невключенности и незаинтересованности:

  • «остекленевший» взгляд;
  • проигрывание ручкой или иным предметом;
  • постукивание пальцами по поверхности стола;
  • поглядывание на часы;
  • постукивание ногами по полу;
  • поглядывание в окно;
  • ничего не выражающее лицо;
  • машинальное рисование;
  • охватывание головы ладонями;
  • изменение предмета обсуждения.
  • краткие, односложные ответы;
  • пожимание плечами;
  • отсутствие непосредственных, немедленных реакций («заторможенность»).
Признаки контролируемой (скрываемой) фрустрации (разочарования) и связанной с ней агрессии:   стиснутые зубы; сомкнутые руки (сплетенные пальцы); расширенные зрачки: устремленный вниз («в пол») взгляд или взгляд «исподлобья»; прищуренные глаза; отсутствие визуального контакта; нахмуренность, пристальный взгляд, ехидство; произнесение слов и фраз отрывистым и резким тоном; ладони под подбородком; постукивание рукой или ногой; прикрытие рта ладонью.

Признаки контролируемой (скрываемой) фрустрации (разочарования) и связанной с ней агрессии:

  • стиснутые зубы;
  • сомкнутые руки (сплетенные пальцы);
  • расширенные зрачки:
  • устремленный вниз («в пол») взгляд или взгляд «исподлобья»;
  • прищуренные глаза;
  • отсутствие визуального контакта;
  • нахмуренность, пристальный взгляд, ехидство;
  • произнесение слов и фраз отрывистым и резким тоном;
  • ладони под подбородком;
  • постукивание рукой или ногой;
  • прикрытие рта ладонью.
Признаки контролируемой (скрываемой) фрустрации (разочарования) и связанной с ней агрессии:   выпячивание губ; нахмуренный лоб; резкая, отрывистая жестикуляция; одной рукой держит другую; руки сжаты в кулаки и (или) спрятаны в карманы; вскинутая голова; нервозное подергивание частей тела; плотно сжатые ноги.

Признаки контролируемой (скрываемой) фрустрации (разочарования) и связанной с ней агрессии:

  • выпячивание губ;
  • нахмуренный лоб;
  • резкая, отрывистая жестикуляция;
  • одной рукой держит другую;
  • руки сжаты в кулаки и (или) спрятаны в карманы;
  • вскинутая голова;
  • нервозное подергивание частей тела;
  • плотно сжатые ноги.
Техники аргументации, убеждения  и устранения возражений   «Крючкотвор». Проверяйте и перепроверяйте доводы оппонента и приводимые им факты. Ищите неточности, нестыковки, противоречия и акцентируйте на них внимание. При этом тщательно проверяйте на наличие противоречий собственные аргументы, прежде чем «выложить их на стол». «Атака». Используйте сильные аргументы в момент колебаний оппонента. «Кройте» информацией, опираясь на цифры и точно установленные факты. Повторяйте главные аргументы снова и снова, при любом удобном случае. «Да, но». Соглашайтесь с теми аспектами предложения оппонента, которые вас по-настоящему устраивают, обращая при этом его внимание на «оборотную сторону медали», возможные альтернативы, необходимость дополнительных условий.

Техники аргументации, убеждения и устранения возражений

«Крючкотвор». Проверяйте и перепроверяйте доводы оппонента и приводимые им факты. Ищите неточности, нестыковки, противоречия и акцентируйте на них внимание. При этом тщательно проверяйте на наличие противоречий собственные аргументы, прежде чем «выложить их на стол».

«Атака». Используйте сильные аргументы в момент колебаний оппонента. «Кройте» информацией, опираясь на цифры и точно установленные факты. Повторяйте главные аргументы снова и снова, при любом удобном случае.

«Да, но». Соглашайтесь с теми аспектами предложения оппонента, которые вас по-настоящему устраивают, обращая при этом его внимание на «оборотную сторону медали», возможные альтернативы, необходимость дополнительных условий.

Техники аргументации, убеждения и устранения возражений

«Дробление». Реагируя на выступление оппонента, разбивайте его на разные по степени доказательности и обоснованности части. Акцентируйте внимание на слабых и средних в данном отношении моментах. Сильные аргументы старайтесь не затрагивать, игнорировать. Если к ним все-таки необходимо обратиться старайтесь разбить даже отдельно взятый аргумент на неравнозначные, с точки зрения убедительности составные части: «Это несомненно так; по данному аспекту существуют различные точки зрения; это не соответствует действительности». Обычно используется в комбинации с техникой «Да, но».

«Кража аргументов». Внимательно анализируйте аргументы оппонента на предмет возможности подкрепления ими собственной позиции. Применяйте для этого расширенную интерпретацию и реинтерпретацию, приведенных оппонентом фактов.

«Аналогия». Используйте для обращения аргументов оппонента в свою пользу известный ему имеющийся опыт. Сделайте нужный вам вывод из приведенных оппонентом фактов и подкрепите его ссылкой на похожий случай из практики (в идеале из практики самого оппонента). Часто используется в комбинации с техникой «Кража аргументов». В совокупности они представляют собой исключительно мощное средство воздействия.

Техники аргументации, убеждения и устранения возражений

«Обесценивание». Если нет возможности опровергнуть или обратить в свою пользу абсолютно не устраивающие вас факты, стремитесь субъективно снизить их значимость: «На наш взгляд, вы предаете этому чрезмерное значение; «По-моему, в свете всего того о чем мы уже договорились, это не столь уж важно». Обесценивание действует тем эффективнее, чем больше объем уже согласованных позиций. В этой связи нужно стремиться максимально оттянуть обсуждение «неудобных» фактов: «Давайте сосредоточимся на тех аспектах, по которым у нас наметился явный прогресс, а затем вернемся к данному вопросу».

«Засада». Если вы располагаете надежной контраргументацией, не спешите ее использовать и опровергать доводы оппонента. Наоборот, дав ему высказаться, усильте его аргументы, найдите дополнительные доводы «за» и только затем наносите «контрудар». Это производит ошеломляющее впечатление.

«Туз в рукаве». Всегда имейте в запасе хотя бы один (лучше два) по-настоящему «железный» аргумент и «придерживайте» его «до последнего». Если в результате переговоров удается достичь желаемого соглашения без его использования, «туза» можно предъявить на завершающем этапе, тем самым существенно повысив степень удовлетворенности партнеров заключенным соглашением.


Скачать

© 2018 673 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!