СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как помочь ребёнку преодолеть трудности, возникшие в овладении процессом чтения.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В консультации учителя-логопеда на родительском собрании предлагаются различные по степени сложности упражнения и задания, направленные на преодоление трудностей, возникших в процессе овладениия чтением, для дошкольников, которые уже знают буквы, и для младших школьников.Родители под руководством учителя-логопеда, психолога, учителя могут помочь ребёнку преодолеть эти трудности, используя в своей работе различные виды заданий и упражнений.

Просмотр содержимого документа
«Как помочь ребёнку преодолеть трудности, возникшие в овладении процессом чтения.»

Консультация учителя-логопеда по теме

«Как помочь ребёнку преодолеть трудности, возникшие

в овладении процессом чтения».

Работа по формированию и совершенствованию навыка чтения проводится в двух направлениях: совершенствование способа чтения и устранение выявленных различных трудностей и недостатков. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные.

Чтобы выяснить, какие трудности возникают у ребёнка и какова их причина, а также для проведения необходимой коррекционной работы необходимо обратиться к учителю-логопеду. Родители под руководством учителя-логопеда, психолога, учителя могут помочь ребёнку преодолеть эти трудности, используя в своей работе различные виды заданий и упражнений.

Хотелось бы познакомить Вас с различными по степени сложности упражнениями и заданиями, направленными на преодоление нарушений чтения и письма для дошкольников, которые уже знают буквы, и для младших школьников. Данные упражнения и задания можно выполнять с детьми дома самостоятельно, и они не требуют специальной подготовки и просты в выполнении. Введите за правило регулярно выполнять с ребёнком по несколько упражнений и результат появится достаточно быстро.


Чтобы включить ребёнка в процесс занятия и подготовить к работе необходимые для чтения «инструменты» (артикуляционный аппарат) рекомендую проводить разминку. Нужно разбудить язычок, губки, щечки, голосовые связки. Лучшим пробуждающим средством является артикуляторная гимнастика в течение 2-3 минут, которая выполняется сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Обязательно для занятий приготовьте зеркало. Во-первых, чтобы можно было контролировать выполнение упражнений. А во-вторых, иногда такие смешные рожицы получаются, что настроение поднимается.

Предложите ребенку выполнить следующие несложные упражнения (повторяем несколько раз каждое):

1. «Улыбайся». Губы растягиваем в улыбку, а потом вытягиваем в трубочку.

2. «Потягушки». Высунуть язык изо рта и постараться дотронуться до носа, потом до подбородка, потом до левой щеки, ну и до правой.

3. «Вкуснятина». Высунуть язычок и сделать движения по кругу, как будто облизываясь. Сначала проходим по нижней губе, потом через уголок перейти на верхнюю губу и вернуться к нижней. А потом в другую сторону.

4. «Ку-ку». При сжатых губах толкаем языком изнутри одну щеку, а потом вторую.

5. «Лошадка». Это упражнение для губ, когда через не сильно сомкнутые губы с силой выдуваешь воздух. В результате губы от потока воздуха должны завибрировать и издать специфический звук, похожий на фырканье лошади.

6. «Толстощёк». Надуваем одну щёчку, сдуваем, потом надуваем вторую щёчку, сдуваем, а потом надуваем сразу две щёчки. Не забудьте сдуть потом.


Для улучшения работы артикуляционного аппарата лучшим вариантом является разучивание и повторение чистоговорок и скороговорок.

Чистоговорки — это такой набор из нескольких слогов и коротенькой фразы следом за ними, например:

Жи–жу–жа – вот иголки у ежа.

Жи–жи–жи – под кустом шуршат ежи.

Же-же-же – погаси же свет уже.

Жу-жу-жу – я по улице хожу.

Чистоговорки можно самим придумать, это не сложно. Главное: следите, чтобы все звуки проговаривались качественно, и чтобы сохранялся ритм чистоговорки. А чтобы не сбиваться с ритма, можно постукивать по столу ручкой.

Чтение в темпе скороговорки. Скороговорки – это уже вполне осмысленные фразы, слова в которых, подобраны таким образом, что произнести их вместе бывает не просто. Их очень много, наверняка и вы сможете вспомнить пару штук.

Шла Саша по шоссе и сосала сушки. Говори, говори, да не заговаривайся. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Когда ребенок в первый раз видит скороговорку и пытается ее прочитать, то не требуйте от него скорости. Пусть читает медленно, но чисто, проговаривая все звуки. Окончания слов не должны «проглатываться» ребёнком, а должны четко проговариваться. Со временем скорость будет увеличиваться. Читать скороговорки можно по-разному: сначала про себя, потом шепотом; потом тихим голосом, а потом уже громко. Единственное на что не стоит обращать внимание, так это на выразительность. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены. Итак, вспоминайте скороговорки, повторяйте их с ребёнком по очереди. Соревнуйтесь, кто быстрее и четче сможет их произнести.


Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения, которые помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.

1. Буквы можно выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках. Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги.

2. Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы, можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильно (на ощупь) опознавать «наждачные» буквы.

3 . Сложи фигуру из семи палочек:

• убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О;

• убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, R Н; Ь, У;

• убери три палочки так, чтобы получились буквы С.Ч;

• убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г;

• переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы.

4. Найди и закрась только буквы.

5. Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.

6. Играйте в «Буквенное лото».

7. «Кто больше?» Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.

8. «Говори наоборот!» Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.

9. Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.

10. Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.

11. «Стилизованные буквы».

О ни помогут ребенку хорошо запомнить буквы, научат ребенка отличать в облике буквы существенные черты – независимо от размера, цвета и второстепенных графических деталей, т.е. сформируют навык быстрого узнавания буквы. Такая тренировка нужна еще и для того, чтобы ребенок легко мог прочитать любой текст, независимо от того, какой шрифт при этом использовался.

12. Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ребёнок получает награду.

13. Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя). Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость.

14. «Составь меню».

Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
15. Что видишь на букву...? Загадывайте любую букву, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).

1 6. «Найди правильную букву».

Данное упражнение поможет детям различать правильное написание букв от их зеркального изображения.

На листе бумаги написаны буква (-ы) в правильном и зеркальном изображении (особое внимание уделить буквам, написание которых вызывает у детей наибольшие затруднения: Е, З, И, У, Ч, Э, Я). Взрослый просит ребёнка обвести в кружок правильные буквы и зачеркнуть неправильные.

17. «Найди отличия».

Данное упражнение поможет в различении гласных, парных звонких и глухих согласных, а также в дифференциации согласных, сходных по звучанию.

Взрослый просит ребенка определить, какими звуками (буквами) отличается пара слов: роса — роза, шар — жар, удочка — уточка, рак — лак, честь — шесть и т. д. После ответа желательно показать карточку с данной парой слов, чтобы ребёнок удостоверился в правильности ответа.

18. «Корректурная проба».

Это универсальное упражнение. Оно принесет пользу любому ученику. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребёнок в любом тексте зачёркивает заданные буквы. Начинать надо с гласных, затем можно переходить к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, букву о обвести. Или найти и подчеркнуть в тексте букву ь. По истечении времени, взрослый вместе с ребёнком проверяет правильность выполнения задания.


Упражнения для младшего школьного возраста при регулярном выполнении в домашних условиях с помощью родителей помогают достичь хороших результатов в совершенствовании навыка чтения.


Упражнение «Пол-арбуза».

С просите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Д ля совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно это упражнение? Оно направлено на развитие антиципации. Антиципация — это предугадывание. Такая способность мозга, которая даёт нам возможность при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.


Чтение вместе («буксир»). Очень полезное упражнение для увеличения скорости чтения. Выбирается определенный фрагмент текста, ребенок читает его вслух, а родитель водит пальцем по строчкам. Постепенно взрослый начинает движение быстрее, принуждая малыша также увеличивать скорость, даже не замечая этого. Варианты упражнения:

а) родитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученик читает вслух, стараясь успеть за родителем;

б) родитель читает вслух, дети про себя; родитель останавливается, ученик показывает слово, где остановился родитель.


«Половинки слов». Родители предварительно готовят дидактический материал – делают карточки со словами, потом разрезают их на 2 части (например, автобус – авто и бус). Для младшего школьника таких слов должно быть 7-10. Задача ребенка – разобраться, половинки каких слов лежат перед ним, и сложить их вместе.


«Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове. Чтение первого или последнего слова в предложении.


«Прятки». Нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.

«Фотоглаз». Ребёнок читает определённое время столбик слов или слова на строке. Затем слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.

«Наступи на пятку». Чтение с ребёнком в паре через слово, то есть по очереди: первое слово читает родитель, второе ребёнок, потом опять родитель, потом опять ребёнок и т.д. Сначала медленно, в зависимости от навыка чтения ребёнка, потом постепенно ускоряя темп.


«Бросок - Стоп». Это задание не только поможет увеличить скорость осмысленного чтения, но и станет отличной тренировкой зрительной памяти младшего школьника и зрительного умения ориентироваться в тексте. Выбирается текст по возрасту ребенка. Дети кладут руки на колени и начинают по команде «Бросок» читать текст вслух, пока не услышат от взрослого команду «Стоп». Когда раздается команда «Стоп» дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и 5 секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях, чтобы не было соблазна, удерживать пальцем последнее прочитанное слово. Потом по команде «Бросок» дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Сначала это займет некоторое время, но с каждым разом будет получаться всё лучше. Это упражнение может длиться около 5 минут.


«Губы». При команде «Губы» к плотно сжатым губам дети прикладывают палец левой руки - беззвучное чтение. При команде «Вслух» дети убирают палец и продолжают читать вслух текст.


«Прыжки». Чтение через слово.


«Голова и хвост». Родитель начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе.


«Побить собственный рекорд». Для работы выбирается достаточно длинный текст, который малыш читает в течение двух минут. Как только время истекло, он прекращает чтение, а взрослый ставит в книге точку, после чего ребенку дается время передохнуть. Следующий шаг – повторное чтение этого же фрагмента с начала, но задача – побить собственный рекорд, прочесть дальше точки. Таким образом текст читается трижды за занятие. Если рекорд «побит», задача родителя – похвалить ребенка за волю к победе. Взятый на знакомом тексте быстрый темп чтения перейдет и на незнакомый отрывок. Долго такая скорость не продержится, но регулярные тренировки помогут повысить скорость чтения за достаточно быстрый срок.


В ажная составляющая процесса чтения — способность ребёнка концентрировать своё внимание длительное время. Это тренируется с помощью простых упражнений, например, «Лабиринтов».

Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.

Стрелка часов. Внимание концентрируется на кончике минутной стрелки и в течении 3 минут ребёнок глазами считает, сколько раз двинулась эта стрелка.

Следуй за указкой.

Несмотря на то, что кажется, будто глаза при чтении плавно движутся по строке, в действительности зрачки совершают регулярные остановки через каждые 1,5-2 слова (кажущаяся плавность достигается за счёт способности глаза оставлять на сетчатке увиденный образ). Хотя эти притормаживания и кратковременны, в сумме они могут занимать до двух минут на одну страницу.

Чтобы снять глаза с тормозов, используйте особенность, приобретенную глазом в процессе эволюции, - это способность улавливать движение. Именно в движении и заключена основная информация о происходящем вокруг.

Возьмите в руку карандаш (или ребёнок сам ведёт указкой под строкой) и, ведя им под строкой, начните читать текст. Глаз, уловив движение, бросится за указкой, попутно читая то, что вы ему показываете.

Освоившись с первоначальной скоростью, каждый раз ускоряйте движение указки. Постепенно глаза привыкнут к возросшей нагрузке, и скорость чтения заметно увеличится.

Просмотр диафильмов. Предлагайте ребенку смотреть диафильмы и читать к ним подписи. Для этих целей также отлично подойдут и мультфильмы с субтитрами. Небольшой объем текста и яркие картинки привлекают внимание и улучшают концентрацию.

«Чтение с жужжанием». Предлагайте ребенку читать с вами вместе. Читайте разные тексты не очень громко вслух, каждый в своем темпе. Фоновый звук приучит ребенка концентрироваться на своем задании.

Одновременное чтение. Одинаковые тексты лежат перед ребенком и перед взрослым. Вы читаете вслух, а ребенок должен следить (можно пальцем) за чтением. Попросите его сказать, в каком месте менялся темп вашего чтения. Можно просить ребенка находит в тексте какое-то определенное слово и прочитать следующее, идущее за ним.


Упражнения для развития угла зрения.

1. Чтение первого и последнего слова на строке. Усложнение: чтение первого и последнего слогов на строке.

2. Использование таблицы Шульте.

Родитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счёт от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счёт можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно менять расположение цифр в таблице, так как дети выучивают их.


10

4

28

9

14

20

24

18

1

5

13

8

30

25

11

2

22

15

27

17

26

6

12

3

21

16

23

19

29

7


Для развития оперативной памяти идеально подходят зрительные диктанты. Суть задания состоит в том, что ребёнку предлагает карточка с одним предложением, на которое он должен смотреть в течение определенного времени. После этого карточка убирается, а ребёнок должен записать предложение по памяти. Упражнения должны проводиться регулярно, каждый день. Уже через месяц вы заметите существенные результаты. Для таких занятий можно использовать зрительные диктанты, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко.


Один из самых важных навыков — выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.


Хочу порекомендовать использовать учебное пособие Г.Г.Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе». Автор подробно описывает технологию развития техники чтения, группирует слова по типу слоговой структуры от простого к сложному. В данном пособии содержится материал для развития умения быстро и правильно читать слова различной слоговой структуры. Также есть вопросы и задания на понимание смысла прочитанного. Систематические упражнения в чтении этого материала приводят к автоматизации восприятия «оперативных единиц чтения» (А.Н. Корнев), т. е. того максимального количества знаков, которые ребёнок опознаёт одномоментно при чтении. При этом увеличивается скорость чтения и обеспечивается быстрое понимание смысла читаемых слов.


В
от пример занятия из учебного пособия Ю.В.Костюк «Путешествие в страну Читалию. Занимательные задания по профилактике нарушений чтения у детей 1 класса общеобразовательной школы». В этом пособии представлен материал для совершенствования навыка чтения и звукопроизношения на примере слов, предложений и текстов, чтобы ребёнок к началу 2 класса мог подойти с желанием правильно читать и понимать прочитанный материал. Материал в данном пособии предложен в виде 30 занятий, которые вмещают 7 заданий различного характера.



Используйте следующие пособия для дополнительных занятий:

1. Бураков Н.Б. Интеллектуальный тренинг. Тетрадь для развития познавательных процессов. Часть шестая. — Тула, 2009.

2. Бураков Н.Б. Словесное чтение. Тетрадь для развития техники чтения. Часть четвертая. — Тула, 2009.

3. Бураков Н.Б. Фразовое чтение. Тетрадь для развития техники чтения. Часть пятая. — Тула, 2009.

4. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: от А до Я. — М.: Аст-пресс, 2011.

5. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. — М.: Книголюб, 2005.

6. Кондранина Т.И. Чтение. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения 1 класс. — М.: Издат-Школа, 2009.

7. Костюк Ю.В. Путешествие в страну Читалию. Занимательные задания по профилактике нарушений чтения у детей 1 класса общеобразовательной щколы. — СПб.: Печатный Элемент, 2017.

8. Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн. пособие. — 3-е изд., перераб. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.

9. Мисаренко Г.Г., Войченко Н.Г. Здравствуйте, буквы! — М.: ОНИКС, 2008.


7