Конспект урок окружающего мира.
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 2 класс
Автор УМК (программы учебного курса): «Окружающий мир», 2 класс, «Школа России», А. А. Плешаков, М. «Просвещение» 2016г.
Учитель: Гладышева Наталья Юрьевна
Тема урока: «Как построить новый дом?»
Форма проведения: урок-практикум.
Цели урока:
создать условия для формирования у учащихся представления о видах домов, строительной техники и материалов.
Задачи по достижению результатов:
Личностные:
формирование ценностного отношения к одноклассникам через признание иных мнений, повышение культуры речевого общения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные УУД – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализируют информацию, строят рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД – умение работать в парах, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности
Предметные: научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного деревянных, кирпичных и панельных домов, использования личных наблюдений в решении учебных задач.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, слайдовая презентация, видеофильм, карточки - задания для групповой работы, развертка модели дома, клей.
Ход урока:
Организационный момент.
Все зашли ребята в класс?
Мы начинаем урок сейчас.
Встали прямо, подравнялись,
С мыслями быстрей собрались!
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
– Прочитаем девиз нашего урока.
Как много вокруг очень добрых вещей,
Которые честно нам служат.
Но как появилось, откуда пришло
Всё то, что бывает нам нужно.
Актуализация знаний.
Отгадайте загадки и скажите, из чего это сделано.
Деревянное брюхо, Из овечьей пряжи тонкой.
Железный поясок. (Бочка) Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем, Всех на свете обшивает,
Только лучше правь рулем. (Велосипед) Что сошьет – не надевает. (Иголка)
Закипит – исходит паром, Заклеили клеем прочно
И свистит, и пышет жаром, И ко мне прислали срочно.
Крышкой брякает, стучит. Я его не пожалею:
- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник) Получу и вмиг расклею. (Конверт)
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку …. (Мячик) Под крышей четыре ножки,
Хоть у нас четыре ножки, Мы не мышки и не кошки
А на крыше – суп да ложки. (Стол) Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки
Мы не кони, хоть на нас Вы садились много раз. (Стулья)
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков Твой хвостик я в руке держал,
Ни патронов, ни штыков. (Шахматы) Ты полетел, я побежал. (Шарик воз)
– На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Проверим ваши знания с помощью теста. (тест №24, с.33)
Самоопределение к деятельности.
Просмотр фильма-песни «Один построил дом…» (2 куплета)
- Посмотрите Мультфильм-притчу.
2. Обсуждение фильма.
- Что случилось с домом, который построили на песке?
- Почему?
- Что случилось с домом, построенном на скале?
- Почему?
- Сформулируйте тему урока.
(Тема урока «Как построить новый дом?) (слайд 2)
- Что бы вы хотели узнать на уроке?
VI. Изучение нового материала.
1. «Мозговой центр». (слайд 3)
-Прочтите старинную пословицу.
( Дом построить – не шапку на голову надеть)
-Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу? (Высказывают предположение, что дом построить нелегко.)
2. Вступительная беседа. (слайд 4)
- Посмотрите и скажите: все ли дома одинаковы?
- Верно, дома бывают разные: кирпичные, деревянные, каменные.
- А почему же мы их так называем: деревянные, кирпичные, каменные?
- Правильно, на строительство каждого дома идут определённые строительные материалы.
Вывод: Каким бы дом ни был, кирпичным, каменным или деревянным, он должен быть прочным и надёжным.
- Определим, что надо для строительства дома (стройматериалы, рабочие – строители, машины)
3.Работа в группах
а) Деление на 3 бригады: «Строителей» и «Водителей». «Бригадиров» Выбор бригадиров.
Задание для бригад:
I – строительные материалы. (Подобрать к названию строительных материалов их назначение)
II – строительные машины. (Подобрать к названию строительных машин – их применение)
III – группе «Бригадиров» (У вас на столах маленькие конверты. Откройте конверты и достаньте карточки, разбейте их на три группы)
б) Указания к выполнению.
– На стройке очень важно, чтобы все работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно.
в) Проверка.
– Какие материалы используют на стройке?
Группа "Строители"
Работа у доски.
Ученик: Мы узнали, что для постройки дома используются следующие строительные материалы. (показ строительных материалов на слайдах.)
1 ученик: Кирпич применяется для кладки стен при строительстве дома. Кирпич красный используется для изготовления фундамента и стен, кирпич белый - для изготовления стен домов.
2 ученик: Песок, цемент, гипс - вяжущие средства - применяют для приготовления раствора, используемого при кладке стен из кирпича и блоков.
3 ученик: Лесоматериалы - круглый лес хвойных и лиственных пород, строительные бревна, доски, бруски используются для строительства стен домов, потолков, полов, крыш.
4 ученик: Щебень - мелкоизмельченный камень применяют для изготовления смеси, используемой в качестве заливки под основание кирпичной кладки при изготовлении фундамента дома.
5 ученик: Бетонные плиты служат для потолочного перекрытия.
6 ученик: Кровельные материалы: шифер, металлическая черепица, листовое железо применяют для покрытия крыш домов.
7 ученик: В современном строительстве используются и другие материалы, придуманные человеком: стекло, металлы, пластмасса.
- Какие машины облегчают труд строителей?
Группа "Водители"
Работа у доски. ( картинки машин на слайдах)
Ученик: Мы выяснили, какие машины приходят на помощь человеку на стройке.
(Каждый из рассказывающих, подходит к доске и показывает свою строительную машину. Каждой из машин задано «Появление с увеличением»)
1 ученик: Бульдозер. Мощный трактор несет впереди стальной щит. Всем щитом землю толкает, разравнивает, засыпает ямы и впадины. Он готовит для строителей широкие дороги, гладкие просторные площадки, чтобы всем другим машинам было удобно работать.
2 ученик: Экскаватор. Машина-землекоп загребает землю ковшом. Ковш зачерпывает землю, поднимается, поворачивается, высыпает землю в грузовик-самосвал. Это экскаватор роет огромную яму - котлован.
3 ученик: Машины-автопогрузчики. У них строгий порядок. Каждой машине - груз по ее силам.
4 ученик: Автокраны - силачи настоящие. Любую бетонную плиту, стальную трубу подхватят и отправят на место. Они помогают строить фундамент.
5 ученик: Башенные краны - силачи - великаны. Они обязательно выше всех. Чтобы даже на крышу самого высокого дома подать своей рукой-стрелой все, что понадобится.
6 ученик: Самосвалы используют для перевозки строительных материалов.
7 ученик: Бетономешалка применяется для приготовления растворов путем смешивания в определенных соотношениях песка, цемента и воды.
– Без чего нельзя построить дом?
Команда «Бригадиров»
– Мы узнали, без чего нельзя построить дом. В первый столбик мы поставили названия строительных материалов, во второй – названия техники, которая работает на стройке, в третий – названия строительных профессий.
кирпич самосвал кровельщик
песок
цемент экскаватор плотник
брёвна
шифер бетономешалка
доски каменщик
Вывод: На строительство каждого дома идут определённые строительные материалы. Чтобы построить хороший крепкий дом, нужна дружная слаженная работа людей разных профессий и хорошая техника.
4. Закрепление нового материала.
Игра «Кто работает на стройке?»
Расчищает строительную площадку бульдозером — бульдозерист;
бетонирует фундамент — бетонщик;
кладет стены (из камня, кирпича) — каменщик;
поднимает грузы подъемным краном — крановщик;
кроет крышу — кровельщик;
белит и красит стены, двери... — маляр- штукатур;
делает рамы, двери — плотник;
подвозит строительный материал на тракторе — тракторист;
подвозит строительные материалы на самосвале — шофер;
сваривает металлические конструкции — электросварщик;
роет яму под фундамент экскаватором — экскаваторщик.
Физминутка (песня «Самый лучший дом)
5. Проектное задание.
Работа проводится в группах.
– Давайте попробуем построить новый дом сами. Разделим класс на две группы. Вы теперь строительные бригады. Первая бригада будет строить городской дом, а вторая – сельский. Сначала определите последовательность строительных работ. Затем из фигур цветной бумаги выполнить аппликацию дома. Работать будете в парах. Выложив фигуры, поднимите руку. Я проверю. Затем начинайте приклеивать. Один ученик наносит клей на фигуру, второй приклеивает. Желаю успехов! Начинайте!
Бригада 1. Городской дом
Последовательность работ | Словарик |
– Закладывают бетонное основание – … – Крышу кроют … и … – Роют большую яму – … – Кладут стены из … – Для ускорения строительства используют … – Для скрепления материалов используют … и… | кирпичи котлован цемент бетон черепица бетонные блоки жесть фундамент |
Бригада 2. Сельский дом
Последовательность работ | Словарик |
– Окна защищают …, – украшают … – На основании с помощью пазов скрепляют … – Обивают брёвна … – Крышу кроют …или … – Закладывают кирпичное основание… | брёвна доски ставни шифер фундамент черепица наличники |
Проверка.
V Дом. задание.
В очень далекие времена, дом, прежде всего, должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево — из дерева. Были камни — из камней. Я предлагаю приготовить небольшие сообщения о домах разных народов мира (юрта, хижины из бамбука и тростника, яранга, вигвам, иглу и т.д.)
VI Итоги урока.
– Оцените свою работу.
– Если вам понравилась работа, наклейте весёлого смайлика.
Если вы затруднялись в работе или вам не понравилось, приклейте спокойного смайлика.
Если вам совсем не понравилась работа на уроке, приклейте грустного смайлика.
– Все работы поместим на доске.
– Красивые получились дома. Дом - это не только жилье, но и важнейший символ Земного существования. Дом является самым часто встречающимся словом в Библии. Дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом - кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная Земля. Прочитаем.
У каждого дома (и то непременно)
Должны быть и крыша, и окна, и стены,
Должно быть уютно, тепло и светло,
Но главное – в доме должно быть добро
– Человек научился строить. Он стал Великим Строителем. Всё может строитель, всюду он необходим, всюду в почёте.
Приложение.
Кирпич | применяется для кладки стен при строительстве дома. Кирпич красный используется для изготовления фундамента и стен, кирпич белый - для изготовления стен домов. |
Песок, цемент, гипс | - вяжущие средства - применяют для приготовления раствора, используемого при кладке стен из кирпича и блоков. |
Лесоматериалы | круглый лес хвойных и лиственных пород, строительные бревна, доски, бруски используются для строительства стен домов, потолков, полов, крыш. |
Щебень | мелкоизмельченный камень применяют для изготовления смеси, используемой в качестве заливки под основание кирпичной кладки при изготовлении фундамента дома. |
Бетонные плиты | служат для потолочного перекрытия. |
Кровельные материалы | шифер, металлическая черепица, листовое железо применяют для покрытия крыш домов. |
| |
Бульдозер | Мощный трактор несет впереди стальной щит. Всем щитом землю толкает, разравнивает, засыпает ямы и впадины. Он готовит для строителей широкие дороги, гладкие просторные площадки, чтобы всем другим машинам было удобно работать |
Экскаватор | Машина-землекоп загребает землю ковшом. Ковш зачерпывает землю, поднимается, поворачивается, высыпает землю в грузовик-самосвал. Это экскаватор роет огромную яму - котлован. |
Машины-автопогрузчики. | У них строгий порядок. Каждой машине - груз по ее силам. |
Автокраны | - силачи настоящие. Любую бетонную плиту, стальную трубу подхватят и отправят на место. Они помогают строить фундамент |
Башенные краны | силачи - великаны. Они обязательно выше всех. Чтобы даже на крышу самого высокого дома подать своей рукой-стрелой все, что понадобится |
Самосвалы | используют для перевозки строительных материалов. |
Бетономешалка | применяется для приготовления растворов путем смешивания в определенных соотношениях песка, цемента и воды. |
кровельщик | цемент |
плотник | экскаватор |
брёвна | шифер |
бетономешалка | каменщик |
песок | доски |
самосвал | |
13