Как правильно задавать вопросы дошкольникам?
Умение ставить разумные вопросы
есть признак
ума и проницательности.
Эммануил Кант
Любой педагог должен уметь задавать вопросы. Чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей речевой деятельности, рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.
Очень большое значение имеет логическая структура вопроса . Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление человека на поиск ответа, побуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Очень важный фактор эффективного общения - это умение спрашивать.
С помощью вопросов мы можем создать нужную нам ситуацию и вызвать желательные нам реакции собеседника.
Вопросы задают все, но мало кто знает, как делать это правильно, чтобы беседа шла в нужном направлении. Если на свои вопросы вы получаете односложные ответы, то, вероятно, вы задали не тот тип вопросов и не тем тоном.
С психологической точки зрения существуют шесть типов вопросов:
- Простые
- Уточняющие
- Практические
- Оценочные
- Творческие
- Вопросы-интерпретации
С точки зрения философии типов вопросов ещё больше!
По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют 3 вида вопросов.
- Репродуктивные,
- Поисковые,
- Проблемные.
Репродуктивные - наиболее лёгкие, доступные вопросы, требующие простых ответов. Перечень их ограничен: Кто это? Что это? Что делает?
Ответы на репродуктивные вопросы, как правило, однословные. Поэтому очень важно помогать детям начинать ответ с последнего слова вопроса, своеобразной подсказки (говорящие дети с этим справятся уже в раннем возрасте, если будут слышать образец ответа)
Кто это? Это мальчик.
Что это? Это мячик.
Что делает кот? Кот спит.
Вариант вопросов: Это кто? Это что? Что кот делает? - будут некорректными (неправильными), так как вместо помощи (подсказки) затрудняют ответы детей.
Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений.
Составной частью поисковых вопросов являются вопросительные местоимения или наречия, с которых начинается вопрос: Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?
Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями Почему? Зачем?
Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное по содержанию, так как требуют определённой мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – и, следовательно, непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчинённые предложения и более расширенный словарь.
Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).
Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы. С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.
Вопросы должны быть продуманными:
- Первый раз задали вопрос, последующие повторы должны быть такими же.
- Непродуманные вопросы каждый раз звучат по-новому, тем самым затрудняют ответы.