Сценарий классного часа «Как прекрасен этот мир…» (8 класс)
Цели урока:
Задачи:
Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу.
Развивать коммуникативные умения учащихся
Форма классного часа: беседа-размышление с элементами тренинга
Предварительная подготовка:
Подбор музыкального сопровождения классного часа
Поиск афоризмов, стихотворений, притч по теме классного часа
Ребятам предлагается нарисовать рисунки на тему «Я выбираю Жизнь!»
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, мульдимедийная доска, мел, бумага А4, камни большого и среднего размера, песок, стакан
Ход классного часа
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь!
Определение темы и целей:
Учитель: Ребята, я приглашаю вас на сегодняшний классный час. А для того, чтобы узнать тему классного часа, я предлагаю вам послушать песню. Слова этой песни помогут вам определить тему нашего классного часа.
Ролик «Как прекрасен этот мир…» Д. Тухманов
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (о жизни, о том, что мир вокруг прекрасен).
Учитель: Правильно, мы сегодня поговорим о нашей жизни и о том, что ЖИТЬ ПРЕКРАСНО и мир окружающий нас, прекрасен!
И тема классного часа называется «Как прекрасен этот мир…»
Вступительное слово
Учитель: Наш разговор я бы хотела начать с высказывания Леонардо Да Винчи:
Помни, жизнь есть дар,
Великий дар,
И тот,
Кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает.
Учитель: Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных.
Учитель: Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного поступка. Но почему же некоторые люди губят свою жизнь? Давайте назовем факторы риска, когда людям не хочется жить. (ответы детей: горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка денег, вина, страх, стыд и т.д.)
Мир, окружающий нас, не прост. И наша с вами жизнь никогда не бывает однообразной: только хорошей, или только плохой. У любого события, у любой эмоции всегда есть оборотная сторона, противоположная по смыслу. В русском языке пары противоположных слов называются «антонимы». У вас на столах карточки со словами, я предлагаю вам написать к этим словам антонимы.
Смерть - жизнь
Болезнь - здоровье
Трусость - смелость
Позор - подвиг
Ложь - правда
Зло - добро
Бедность – богатство
Печаль - радость
Разлука - встреча
Несчастье - счастье
Равнодушие - доброжелательность
Враг - друг
Учитель: На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, как нам кажется , неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено. Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил, приносят массу огорчений. Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, по сути дела, отказаться от самой жизни. Иногда человек, сломленный грузом невзгод, именно так и поступает. Это и есть то единственное НЕПРАВИЛЬНОЕ решение, потому что оно непоправимо.
Ведь МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА! НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.
Притча «Соломоново кольцо»
Учитель: Сегодня мы попытаемся вместе выработать принципы, которые будут помогать нам в трудных ситуациях.
Для этого давайте прослушаем притчу о кольце Соломона.
Прослушивание притчи «Соломоново кольцо»
Учитель: Как вы можете объяснить эту фразу «Все пройдет… Пройдет и это…» (ответы учащихся)
Учитель: Давайте попытаемся обобщить нашу мысль.
Любое событие в этом мире – временное, имеет начало и конец. Любое огорчение когда-то закончится или настолько смягчиться, что перестанет нас тяготить. Надо просто терпеливо дождаться. Впереди еще столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишаться из-за того, что сегодня на душе не сладко!
Смысл жизни
Учитель: Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?
Учитель берет стакан и наполняет её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спрашивает учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда учитель высыпает в стакан маленькие камни, немного потрясет её. Естественно, маленькие камни занимают свободное место между большими камнями. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, полон. Тогда он берет коробку, наполненную песком, и насыпает его в стакан. Естественно, песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз учитель спрашивает у учеников, полон ли стакан? Отвечают: да, и на этот раз однозначно, он полон.
Учитель: А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это ваша жизнь. Большие камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, будущие ваши дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Маленькие камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными: учеба, потом работа, мобильный телефон, компьютер, в дальнейшем дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета). Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться маленькие и большие камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас еще будет время для всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, а все остальное - это только песок.
Притча «Все в твоих руках»
Учитель: Давайте посмотрим еще одну притчу, которая называется «Все в твоих руках»
Просмотр притчи «Все в твоих руках»
Учитель: Какую мысль мы можем извлечь из этого рассказа? (ответы учащихся)
Упражнение капля
Учитель: Не так страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях воспринимает картинку изначально в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и ту же ситуацию по несколько раз.
Сейчас я вам предлагаю выполнить одно интересное упражнение. А называется оно «Капля».
Упражнение «КАПЛЯ»
Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Ход упражнения: учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.
Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!
Учитель: Ребята, как вы думаете, что нужно делать для снятия нервно - психологического напряжения (желательно, чтобы учащиеся вспомнили сами)
• спортивные занятия
• контрастный душ (баня)
• скомкать газету и выбросить
• мытье посуды
• погулять на свежем воздухе
• послушать музыку
• вдохнуть глубоко до 10 раз
• постараться переключиться на другую деятельность.
Учитель: Но если вы видите, что в нервно-психологическом напряжении пребывает ваш друг или подруга, постарайтесь отвлечь его от мрачных мыслей, вовлеките его в какую-нибудь деятельность и не выпускайте из поля зрения пока ситуация не изменится в лучшую сторону. Делать это нужно тактично, ненавязчиво.
Рефлексия
Учитель: Воспринимайте свою жизнь как единственную, неповторимую в этом мире!
Смотрите на жизнь только с хорошей стороны!
Уважайте свои достоинства! Радуйтесь своим успехам!
Любите свою ЖИЗНЬ!
Давайте подытожим. Что для вас смысл жизни? У вас на парте есть листочки с разными надписями. Главное, задумайтесь над этим вопросом, выберите правильный ответ и закрепите его на нашем корабле.
Счастье родных и близких людей, любовь к родине, дружба народов, духовная красота, толерантность, ненависть, война, зло, хороший дом, счастливая семья, хорошее здоровье, самоуважение, честность, доброта, милосердие, образование, богатство, власть, зависть, лень, обжорство, вредные привычки, красивая внешность, красивая одежда.
(работа в парах)
У нас получился парусник, который отправится в счастливое плавание, потому что его паруса наполнены самым ценным, что есть в нашей жизни.
Итог классного часа
Эпиграф урока. (Озвучить) под песню «Как прекрасен этот мир»
Помни, жизнь есть дар,
Великий дар,
И тот,
Кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает.
Леонардо Да Винчи
Учитель: Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и невежеству.
Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и жизней сотен других людей.
Будьте счастливы!