Тема урока: «Как путешествует письмо?»
Тип урока: первичное восприятие новых знаний.
Цели урока:
образовательные: раскрыть роль почтовой связи в жизни людей; познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений;
развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся; развивать информационную грамотность учащихся; развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
воспитательные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир; формировать ориентацию на успех в учебной деятельности и понимание его причин.
Формируемые УУД:
регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; умение вносить необходимые коррективы;
коммуникативные: умение допускать возможность существования различных точек зрения; умение договариваться и приходить к общему решению;
предметные: умение проявлять понимание, что реальная ситуация может быть представлена схемой; умение находить и сопоставлять предметы и их назначение; умение ориентироваться в сферах труда;
личностные: умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации; умение использовать знаково-символические средства; умение устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Как путешествует письмо?», большой конверт с заготовками для оформления, письмо, бандероль, посылка, заготовка для групповой и парной работой.
Ход урока.
Орг. момент.
Актуализация знаний.
-Что такое ВПР ?
-В какой форме она проходит?
-Что такое тестирование?
-Проверим знания предыдущего урока в форме тестирования.
Постановка цели и задач урока.
-Ребята, мы с вами приготовили письма Деду Морозу. Как сделать так, чтобы он получил все наши письма?
-Как можно отправить письмо? (В конверте)
-Правильно, только в конверте лист бумаги станет письмом и сможет отправиться в путешествие.
- Тогда давайте скорее начнем. Кто знает, как подписывать конверт? Куда нести? Когда и как оно дойдет до Деда Мороза?
- Кто же мне скажет, чем сегодня нам придется заняться на уроке. О чем мы будем сегодня говорить? (Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, что такое письмо и как путешествует письмо, как работает почта).
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
- Что такое письмо? (Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь).
-Что нужно, чтобы письмо смогло дойти до Деда Мороза? (Нужен конверт).
Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов.
-Давайте его рассмотрим. Какие слова там написаны? (От кого, кому, куда, откуда, индекс.)
Кто знает, как называют того, кто получает письмо, того, «кому» оно адресовано?
- Адресат. Посылая письмо, вы должны написать адрес и имя человека, которому пишете.
-Кто знает, как называют того, от кого оно идет, от кого послано?
-Отправитель. Это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит). В нашем случае – это мы.
(На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс).
Почтовый индекс. Слово означает "указатель". "Индекс" - это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец. Дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца.
-На письме должна быть марка. Марка - это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют - это филателисты.
Вот мы закончили оформлять конверт. Теперь его можно отправить, но куда?
- Кто занимается рассылкой писем? (Почта)
Письма готовы. Отправляем их в путешествие. Но как это сделать?
(Опустить письмо в почтовый ящик для писем на почте.)
-Из ящиков почту собирают в специальные почтовые мешки и заносят на почту.
-На почте письма сортируют по пунктам назначения и ставят штамп с датой отправки.
-Как вы думаете на чём отправляют почту в другие города и страны?
-Верно, почту в далекие страны отправляют на самолете, а на более близкие расстояния на поезде, на машине.
-В пунктах назначения, в аэропорту или на вокзале спец. машины развозят почту по почтовым отделениям.
-На почте почтальоны сортируют письма непосредственно по адресам, ставят штамп с датой доставки.
-Почтальоны расходятся по адресам и раскладывают письма в ящики получателям. Вот так путешествует письмо.
Физминутка.
За лесами, за садами,
За снегами да за льдами
Добрый Дедушка Мороз
Собирал подарков воз.
Звери дедушке писали,
Письма в ящики бросали:
И читал он целый год
Кто какой подарок ждет!
Заказал бельчонок чашку,
Серый волк просил рубашку
Про юлу писали мышки,
Кабану нужны штанишки.
Приносили телеграмму:
Лось просил поздравить маму.
А лиса хотела шляпку,
Хомячок-часы на лапку.
Дед Мороз в усы смеялся:
-Целый год я собирался!
Поработаю в лесу-
Всем подарки разнесу!
Самостоятельное творческое использование сформированных умений.
-Ребята, что за птица изображена на картинке и какое отношение она имеет к теме нашего урока?
Рассказ ученика.
(Вы знаете, много сотен лет назад почтальоном был голубь. Его так и называли -почтовый голубь, который мог пролететь 3000 км и лететь быстрее автобуса в 2 раза. Поразительное умение голубей быстро и точно находить дорогу из любой точки к родному гнезду давно было замечено людьми. Тренированная птица вернется домой, даже если её увезти на значительное расстояние. )
-Правильно. Голубям, которые имели особые заслуги и спасли жизни людям, установлены памятники. Этот памятник установлен во Франции в городе Лиль.
В Англии тоже есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Это произошло в 1942 году. Было это так. Английскую подводную лодку повредили фашистские самолеты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат - местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь во время шторма погиб, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. За этот подвиг голубка была удостоена высшей военной награды Великобритании и увековечена в образе бронзовой птицы.
Сегодня почтовые голуби тоже используются: в Англии голуби доставляют донорскую кровь в пробирках, минуя все пробки.
Во время ВО войны голуби доставляли за одни сутки около 85 донесений.
В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью: враг не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, а дневные хищные птицы его не схватят.
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.
- Ребята, а я приготовила Деду Морозу подарок. (Фотография, шарф, книги) Как же мне его отправить?
- Может вы знаете? Нет, узнаем из учебника.
Работа с учебником Плешакова "Окружающий мир", 1 класс.
Посылка - упакованная вещь, пересланная по почте.
Бандероль - небольшое почтовое отправление в бумажной обертке. Но в современном мире стали использовать пластиковые пакеты.
Фотография – письмо.
Шарф – бандероль.
Книги – посылка.
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
- Все эти предметы участвуют в путешествии письма. У себя на парте вместе со своим соседом по парте расположите их в той последовательности, как вы считаете.
По очереди выходят учащиеся и определяет последовательность каждого этапа. Все остальные сравнивают со своими схемами.
Рефлексия.
- А сейчас мы посмотрим, что нового вы узнали на уроке и чему научились. Что вы узнали о тех предметах, которые появляются сейчас на доске?
Комментарий учителя: на стене на видном месте висит синий ящик. В щёлку ящика люди опускают письма. Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком - письма так и посыпятся в мешок. Как письмо попадёт к адресату? Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. Потом отправляют в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах. Оттуда развозят по почтовым отделениям. Самые большие почтовые отделения называются ПОЧТАМТ. Самый большой почтамт Москвы находится при Казанском вокзале на Комсомольской площади. За одни сутки там сортируют 3 миллиона писем. После это письма разносятся и развозятся по адресам, и почтальоны разбрасывают их по почтовым ящикам. С момента отправки письма до момента получения пройдет много времени.
- Какие мы молодцы! Покажите, кто думает, что мы все сделали правильно.