СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как работает наш организм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как работает наш организм"»



Тема урока:«Как работает наш организм»

Цель: Создание условий для формирования представлений у младших школьников о том, как работает наш организм

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. положительное отношение и интерес к изучению;

  2. умение признавать собственные ошибки;

  3. желание приобретать новые знания;

  4. соблюдать правила поведения на уроке и в классе

Предметные:

  1. иметь представление о внешнем и внутреннем строении тела человека, о системах органов;

  2. характеризовать функционирование основных систем организма человека;

  3. рассказывать об их работе, пользуясь схемами

  4. знатькак работает наш организм

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. учиться работать по предложенному плану

  2. определять и формулировать цель урока с помощью учителя

Познавательные:

  1. Умение структурировать знания

  2. Обрабатывать и оценивать информацию

Коммуникативные:

  1. Вступать диалог с учителем;

  2. Высказывать свое мнение;

  3. Слушать и понимать речь других

Оборудование: учебник, ТПО, презентация, компьютер, раздаточный материал



Этап урока,

цель этапа, время

Методы и приёмы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы работы

Виды контроля,

самоконтроля,

взаимоконтроля


1



Мотивационный этап


Словесный



Здравствуйте, ребята!

Улыбнитесь своему соседу, присаживайтесь


Приветствие

Улыбаются своему соседу, присаживаются

Фронтальная



Контроль




2


Проверка домашнего задания

Словесный

Опрос дз

С. 48-51, пересказ.


Пересказывают с. 28-51

Фронтальная

Контроль



3





Самоопределение к деятельности

Словесный (беседа), наглядный (кукла, презентация)

Ребята, назовите системы органов человека




Все эти системы взаимосвязаны, но каждая отвечает за свою часть работы.

Как вы думаете, какая будет тема урока?

Тема: как работает наш организм


Давайте составим план урока. У нас есть вспомогательные фразы, дополним их:

  1. Узнать как работают различные системы организма человека

  2. Научиться беречь свои органы.

Молодцы!


Кровеносная, опорно-двигательная, дыхательная, нервная, пищеварительная



Высказывают свои предположения

Фронтальная

Контроль


4





Открытие новых знаний

Словесный (беседа, объяснение, рассказ), наглядный (презентация)

Ребята, чтобы узнать о какой системе органов будем говорить, послушайте стихотворение:

Чтоб на кисель не походить

И скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,

Какой-нибудь амебы,

У стрекозы и мотылька,
а нам он нужен, чтобы

Играть в футбол,

Ходить в кино

И плавать в речке летом.

Мы не смогли бы ничего,

Не будь у нас скелета.

Суставы гибкие согнем,
пробежку начинаем.

Скелет опорой служит днем,

А ночью отдыхает

О какой системе органов будем говорить?

Слово «Опорно-двигательная» сложное. Из каких частей оно состоит?

Какие функции выполняет эта система?


Что служит опорой нашему телу?

В скелете примерно 220 костей.

(на экране скелет человека)

Череп защищает головной мозг, плечевой пояс обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем, грудная клетка защищает сердце и легкие, позвоночник создает опору всему скелету, тазовый пояс дает опору внутренним органам, скелет нижней конечности обеспечивает прочность и подвижность ноги.

То есть, все жизненно важные органы человека защищены костями скелета.

Интересно, а что же приводит наше тело в движение?

Мышцы прикрепляются к костям. Они похожи на пружины. В теле человека почти 650 мышц. Примерно 200 из них используются при ходьбе, 43 – для того, чтобы наморщить лоб, 17 – для того, чтобы улыбнуться. Расслабляясь и сжимаясь, они приводят в движение кости. Тренированные мышцы хорошо справляются со своей работой, а слабым мышцам трудно работать.

Ребята, мышцы очень важны, поэтому человек должен укреплять их.

Как?

Для этого надо делать утром гимнастику, зарядку. Поднимите руку, кто делает утром зарядку. Наши мышцы устают, поэтому надо делать зарядку.

Теперь поговорим про пищеварительную систему.

Откройте учебники на стр 53.

Найдите схему «Органы пищеварения»

Посмотрите, где начинается переработка пищи пищеварительной системой?

Да, сначала пища попадает в ротовую полость.

Что расположено во рту? Чтобы это узнать прочитайте про себя 1 абзац

Что же происходит с пищей в ротовой полости?






Посмотрите по схеме, куда попадает пища из ротовой полости?

Верно, потом пища через глотку и пищевод попадает в желудок.

Желудок – главный орган пищеварительной системы. В его мускулистых стенках таятся особые железы, которые выделяют кислые соки. Они способны растворить большую часть веществ, из которых состоит пища. Для каждого продукта железы вырабатывают свою кислоту. С сахаром и фруктами желудок справляется быстрее, с мясом медленнее, поэтому не рекомендуется кушать поздно вечером мясную пищу, ведь желудку придётся работать почти всю ночь, а это значит, что вы будете плохо спать.

Выполнив свою часть работы, желудок отправляет пищу дальше.

В какой орган она поступает?

Желудок в одиночку не способен переварить все то, что в него попадает. Поэтому пища попадает в кишечник, где и заканчивается её переваривание. Кишечнику помогает другой орган. Посмотрите по схеме, какой орган?

Прочитайте про себя 3 абзац.

Какую работу выполняет печень?





Что происходит с питательными веществами?






Ребята, чтобы наша пищеварительная система хорошо работала, надо не есть горячую пищу, хорошо ее пережевывать, перед сном не есть тяжелую пищу.





















Об опорно-двигательной

Опора и двигать


Опора тела человека и его движение

Скелет














Мышцы












Высказывают свои предположения






Открывают учебники



В ротовой полости



Читают 1 абзац

Язык, слюнные железы, зубы

В ротовой полости мы пережевываем пищу зубами, перемешиваем языком. Потом пища начинает перевариваться с помощью слюны.

В глотку, потом по пищеводу в желудок

















В кишечник





Печень

Читают 3 абзац

Она выделяет в кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения, - желчь.

Питательные вещества переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь, а непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника.

Фронтальная

Контроль


5

Физминутка

Словесный

Проводится физминутка

выполняют

Фронтальная

Контроль, самоконтроль







Ребята, вот мы с вами разобрали, для чего нам нужен скелет, мышцы, как работает пищеварительная система. А сейчас остановимся на органах дыхания.

Для чего нам нужен кислород?

Да, кислород нужен для дыхания клеток, то есть для разрушения органических веществ и получения энергии. (на экране рис)

Ребята, с какого органа начинается путь воздуха в организм?

Воздух, попав в носовую полость, проходит по множеству извилистых каналов. Поверхность каналов усеяна множеством крохотных ресничек. К ресничкам прилипают на лету пылинки. Чтобы это проверить, можно после того, как пройдете по пыльной дороге, вытереть нос изнутри – темное пятно на платке покажет, сколько пыли осело в носу. Благодаря кровеносным сосудам воздух согревается и продолжает свой путь.

Ребята, посмотрите по рис., куда воздух попадает дальше?


Трахея и бронхи представляют собой трубки.

В какой орган воздух поступает дальше?

Ребята, легкие представляют собой две большие розовые губки. Они состоят из бесчисленного множества крохотных легочных пузырьков – альвеол. Легкие непрерывно проделывают огромную работу.

Ребята, посмотрите у меня в руках две губки, давайте представим, что это легкие. Когда мы вдыхаем воздух, наши легкие сжимаются вот так, когда мы выдыхаем, наши легкие вот так расширяются. Теперь давайте попробуем это посмотреть на себе. Положите руки на груди. Давайте вдохнем воздух, грудная клетка расширилась, выдыхаем.

Ребята, за легкими надо следить, вдыхать чистый воздух. Чтобы воздух был чистым, что мы должны делать?




Теперь познакомимся с кровеносной системой.

Легкие обогатили кровь кислородом. Дальше кровь несет этот кислород ко всем клеткам организма.

Отгадайте загадку:

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

Что это?

Главный орган системы кровообращения – сердце.

Сердце человека невелико. Это плотный мускулистый мешочек размером немного больше кулака. Сожмите кулак – вот такое сердечко бьется у вас в груди. Ежедневно оно прокачивает примерно 10 т крови.

О работе сердца можно судить по пульсу. Каждый удар пульса соответствует удару сердца. Сейчас мы измерим пульс

Положите пальцы правой руки на кисть левой руки. Найдите у себя пульс. Сильно на руку не давите. Я засеку минуту и вы должны посчитать сколько раз у вас ударится за минуту.

И так время пошло, считаем.

Время вышло. Сколько ударов в минуту у вас получилось?

Молодцы!






Для дыхания





С носовой полости













В трахею, потом в бронхи


В легкие
















Проветривать помещение; делать влажную уборку











Сердце













Измеряют свой пульс




6

Закрепление

Словесные (беседа, объяснение), наглядный (презентация)

Ребята, откройте ТПО, стр. 30.

Выполним №1. (на слайде)

Прочитайте. Что надо сделать?




Откройте в учебнике стр. 52

Читаем текст и вставляем цифровые данные















Молодцы!

Теперь выполним №2. (на слайде)

Прочитайте. Что нам надо сделать?




Куда сначала пища попадает? Ставим цифру 1.

Потом куда попадает? Ставим цифру 2

Затем?


Молодцы!

Выполним № 3.

Прочитайте. Что надо сделать?











( на слайде)

Сначала пронумеруем красным карандашом последовательность движения воздуха при вдохе по органам дыхания.

Возьмите красный карандаш.

В какой последовательности воздух при вдохе проходит по органам?



В какой последовательности воздух при выдохе проходит по органам?



Молодцы!

Открывают ТПО


Используя информацию в учебнике, вписать цифровые данные в текст.

Открывают

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. В скелете человека более___ (200 костей). Количество различных мышц в теле человека ещё больше: их почти ___(650). При ходьбе используется ___(200). Для того, чтобы наморщить лоб, нам требуется ___(43), а для того, чтобы улыбнуться, - ___(17).



Пронумеровать органы в той последовательности, в которой по ним проходит пища

В ротовую полость


В глотку

В пищевод, желудок, кишечник.



Пронумеровать красным карандашом то, в какой последовательности воздух при вдохе проходит по органам дыхания. Пронумеровать синим карандашом то, в какой последовательности воздух движется при выдохе.






1 носовая полость

2 трахея

3 бронхи

4 легкие

1 легкие

2 бронхи

3 трахея

4 носовая полость

Фронтальная

Контроль


7

Итог


Ребята, подведем итог.

О работе каких систем органов вы сегодня узнали?



Как вы думаете, какая из систем самая важная?


Молодцы!


Об опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной и кровеносной



8

Рефлексия


Теперь посмотрите на экран.

На экране колесо Фортуны.

Нам надо дополнить фразы.


Дополняют фразы



9

Инструктаж д/з

Словесный (объяснение)

Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание:


Записывают домашнее задание

Фронтальная

Контроль


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!