Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.
Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бoльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
(Р.Т. Мухаев)
Вопросы и задания на осмысление текста:
Какие ключевые слова, словосочетания или фразы вы можете выделить? (статус, социальная роль, социальная норма, норма поведения, модель поведения, социальный символ, статусный символ).
Используйте данные слова для озаглавливания текста. Например: Социальный статус как социальная роль. Модель поведения и социальный статус.
Сформулируйте основную тему данного текста, ответив на вопрос, о чем данный текст.
Сформулируйте основную проблему текста (какой вопрос ставит автор перед читателем или над чем предлагает задуматься?)
Сформулируйте основную мысль данного текста, ответив на вопрос, что думает (считает) автор по поводу заявленной проблемы.
Какие подтемы, второстепенные проблемы затрагивает автор? Какие приводит примеры, аргументы, доказательства?
Какая из заявленных проблем вас заинтересовала в большей степени?
Что вы думаете по поводу заявленной проблемы?
Приведите аргументы, убедительные доказательства справедливости ваших суждений.
Опираясь на содержание текста, ответьте на следующие вопросы:
Вопросы по тексту:
C1. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль?
В чём выражается эта связь?
С2. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?
С3. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет
автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.
Контекстный вопрос:
С4. Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.
Выполняя задание С9, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (C9.1– C9.5). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Философия. «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)
Экономика. «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
Социология, социальная психология.
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)»
Политология. «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)
Правоведение. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)
Логика составления развернутого ответа
Раскрыть смысл высказывания. Критерий 1. Раскрытие смысла высказывания: Смысл высказывания раскрыт (1 балл), не раскрыт (0 баллов).
Раскрыть собственное понимание затронутой автором темы(проблемы), привлекая (опираясь) на теоретические знания в соответствующей предметной области. Критерий 2. Характер и уровень теоретической аргументации: Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теретические положения и выводы (2 балла).
Привести фактические примеры и аргументы, доказывающие справедливость приведенного высказывания. Критерий 3. Качество фактической аргументации: Факты и примеры почерпнуты из различных источников: СМИ, материалы учебных предметов, факты личного социального опыта, собственные наблюдения. (2 балла).
Максимальный балл – 5.
Способы логической связи. Абзацное членение.
Построение текста в логике раскрытие смысла – теоретическое обоснование – примеры соответствует дедуктивному принципу: от общего к частному. В свою очередь логика от примера и аргумента к теоретическому обоснованию и, наконец, к раскрытию смысла высказывания – индуктивному принципу.
Критериальная основа предполагает 3-частную композицию, следовательно – 3 абзаца. Абзацев может быть и больше: каждый новый пример или аргумент может начинаться с нового абзаца.
Внутри абзаца лучше использовать принципы цепной логической связи: тема – рема.
Тема – это то, о чем говорится в предложении. Рема - то, что говорится о теме. Тема – в начале предложения. Рема обычно находится в конце предложения. Цепная связь: рема 1-го предложения превращается в тему следующего предложения. Например:
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей.
Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом.
Чем выше статус, тем бoльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.
??? Обязанности…
Логические связи между предложениями, в особенности наличие причинно-следственных отношений, акцентирование на те или иные факты могут быть подчеркнуты с помощью слов: указательные местоимения, именно, особенно, прежде всего, наконец и т.п.
Свои мнения, суждения, степень уверенности (неуверенности) подчеркиваются вводными словами: возможно, может быть, наверное, по моему мнению, по-моему, я считаю, думаю, несомненно, конечно, разумеется, действительно и т.п.
Эмоциональная составляющая в составлении развернутого ответа представляется излишней и не соответствует стилю научной речи, несмотря на проявленную эмоциональную окраску исходных высказываний.