СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как развивать чувство ответственности у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом ... Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. ... Вы не должны больше испытывать эти неприятные чувства.

Просмотр содержимого документа
«Как развивать чувство ответственности у детей»

4

- 4 –Как развивать чувство ответственности в детях
















Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах,

если у ребенка нет желания учиться.

В.А. Сухомлинский




Ориентировочный план


1. Ответственность и послушание – две формы поведения.

2. Что значит быть ответственным?

3. Что помогает развитию ответственности?

















Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, чтобы он был самостоятельным, понимал, что у него есть определенные обязанности: убирать свою комнату, учить уроки и т.д. Вместе с тем мы хотим, чтобы дети нас слушались и выполняли наши требования. Проблема ответственности очень обширна, и сегодня мы рассмотрим только одну из ее сторон – что значит быть ответственным и как можно способствовать развитию ответственности в детях.

Ответственность и послушание – это два различных типа поведения. В чем же состоит их различие? Прежде всего, в том, кто решает, что нужно сделать ребенку и почему это нужно сделать, то есть какова мотивация.

В случае послушания решение и мотивация поступают от взрослого, а от ребенка требуется просто выполнения задания. Например, он сам убирает свою комнату, потому что пока он этого не сделает, ему не разрешат играть на компьютере.

В случае ответственности решение о выполнении задания ребенок принимает сам. Он согласен его выполнить и понимает, почему это нужно сделать. Например, ребенок сам выполняет каждый день все домашние задания.

Детей нужно учить и послушанию, и ответственности. Во многих ситуациях без послушания не обойтись. Для жизни в обществе необходимо умение соблюдать необходимые правила. Представьте, что может случиться, если каждый будет сам определять, по какой дороге ехать машине.

Однако безумное послушание может быть также опасно, как и безоглядная независимость. Если мы заботимся о благе наших детей, если хотим их защитить их от алкоголизма, наркотиков, тоталитарных сект, наша задача – научить их не только подчиняться другим, но и принимать самостоятельные решения, действовать на основании собственных убеждений.

Ответственность имеет несколько составляющих.

Прежде всего, это понимание задачи, то есть знание того, что нужно сделать и как нужно сделать. То, что может показаться ленью или безответственностью, часто на самом деле является следствием непонимания поставленной задачи.

Для ясного понимания поставленной задачи важно, чтобы ребенок и родитель все чётко обсудили между собой. Например, если мы хотим, чтобы ребенок убрал в комнате, мы можем ему сказать: «Убери, пожалуйста, в комнате, пропылесось пол, протри пыль, убери вещи на место». Конечно, если ребенок уже выполнял подобные задания раньше, можно обойтись краткой просьбой.

Далее, для ответственности характерно согласие с поставленной задачей. Всем нам хочется, чтобы наши дети с радостью выполняли предложенные задания. Согласие подразумевает уже не просто послушание, а ответственность.

На практике чувство ответственности проявляется, если у ребенка есть выбор, то есть он волен или не волен выполнять предложенное задание. Например, ребенок сам принимает решение каждый день дополнительно одно задание по математике, причем никто не принуждает его к этому.

Конечно, всегда есть вероятность, что ребенок откажется. В каждой семье существует что-то, что дети обязаны делать, а от какой-то работы они могут и отказаться. Важно, предоставлять ребенку возможность выбора только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом. Если мы хотим, чтобы ребенок научился думать самостоятельно, ему важно говорить «нет». Прежде чем попросить ребенка сделать что-либо, необходимо убедиться, что у него действительно есть выбор. Если выбора нет, лучше не просить, а просто сказать: «Таня, убери комнату».

Наконец, важная часть ответственности – умение самостоятельно мотивировать собственные действия. Маленьких детей всем обеспечивают взрослые. Задача воспитания - сделать так, чтобы подрастающий ребенок не только слушался родителей (внешняя мотивация), но и сам принимал решения ( внутренняя мотивация). Как развивать у него эту способность?

Есть несколько простых способов.

Прежде всего, ребенку необходимо предоставить право выбора, при чем возможные варианты определяем мы сами: «Что ты будешь пить: сок или компот? Какую кофту купим: зеленую или красную?»

Когда ребенок научится выбирать из предложенного, можно спросить его, что он сам предлагает. Например: «Как ты думаешь, куда нам лучше пойти в воскресенье?»

Очень важно обсуждать с детьми возможные последствия тех или иных поступков. Дети должны знать, что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разному результату.

Часто оказывается, что дети при всем своем стремлении к самостоятельности оказываются не в состоянии сами справиться с различными повседневными задачами. Дело в том, что ответственность формируется постепенно. Когда дети были маленькими и учились ходить, они нуждались в нашей помощи, мы водили их за руку. Постепенно они научились ходить сами. Точно также происходит с ответственностью: дети учатся быть ответственными постепенно, вначале нуждаясь в помощи и контроле.

Можно выделить три уровня ответственности. На первом уровне ребенок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнить какую-то работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является новым, он нуждается в нашей поддержке и присутствии. Например, когда дети учатся в начальной школе, они делают уроки с кем-то из взрослых.

На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контролю, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не мене ребенок может забыть и ему нужно напомнить, что настала его очередь что-то сделать. Например, ребенок сам собирает портфель на завтра, но иногда забывает об этом, и ему необходимо напомнить.

Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – цель наших усилий. Например, ребенок сам без напоминаний два раза в день гуляет с собакой.

Осваивая любое новое действие, будь то решение задач или уборка квартиры, ребенок проходит все уровни ответственности. Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы ребенок большинство своих обязанностей выполнял ответственно. К сожалению, сразу достичь этого не возможно, ребенок нуждается в помощи взрослого.

Уровни помощи соответствуют уровням ответственности. На первом уровне ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вместе с ним. На втором есть необходимость в контроле или напоминании. На тре6тьем уровне ребенок способен сделать что-то без посторонней помощи.

В зависимости от то того, насколько хорошо ребенок овладел тем или иным действием, ему требуется различная помощь. Если мы хотим, чтобы он самостоятельно выполнял то или иное дело, очень важно определить, какая именно помощь ему требуется. Это можно понять из наблюдений за ребенком (очевидно, что если ребенок сам забывает почистить зубы, ему необходимо об этом напомнить). Кроме того, очень важно требуемый уровень обсудить с ребенком.

Рассказав ему о трех уровнях помощи, можно спросить его: «Как ты думаешь, какая помощь нужна тебе во время выполнения домашних заданий: чтобы я всегда была рядом и помогала тебе, чтобы напоминала, чтобы помогала в трудных ситуациях или ты вообще не нуждаешься в помощи?» Возможно, ответ ребенка не совпадет с вашими представлениями: например, он утверждает, что не нуждается в ваших напоминаниях, а вы совсем не уверены в том, что он справится с делом без вашей помощи. В этом случае можно провести эксперимент: попробовать действительно какое-то время не напоминать и не помогать и посмотреть, как будут развиваться события. Возможно, представление ответственности приведет к тому, что ребенок сам без помощи взрослых будет выполнять свои обязанности. Если же он все-таки нуждается в помощи, можно еще раз вернуться к этому обсуждению: «Мне кажется, что тебе трудно самому убирать комнату. Может быть, если я буду тебе об этом время от времени напоминать, тебе будет проще?»

Уровень помощи определяется не раз и навсегда, а на какое-то время. По истечении этого времени можно снова вернуться к обсуждению этого вопроса. Например, сказать: «Похоже, ты вполне можешь обходиться и без моих напоминаний. Как ты думаешь, могу я перестать, это делать?»

Конечно, в рамках собрания мы можем рассмотреть только общие подходы к развитию самостоятельности у детей. Все дети разные, и каждого ответственность развивается по-своему. Если у вас возникнет необходимость поговорить об особенностях ответственности у вашего ребенка, вы всегда можете обратиться ко мне, и мы вместе поищем пути и варианты, подходящие именно для вашего ребенка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!