СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на общешкольном родительском собрании «КАК РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДЕТЯХ».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на общешкольном родительском собрании

«КАК РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДЕТЯХ».

Просмотр содержимого документа
«Выступление на общешкольном родительском собрании «КАК РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДЕТЯХ».»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ирганайская средняя общеобразовательная школа им. М. А. Заргалаева»

МО «Унцукульский район»

















Выступление на общешкольном родительском собрании

«КАК РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДЕТЯХ».







Подготовила: педагог-психолог

Джаватханова А.А.










2016 г.






«КАК РАЗВИВАТЬ ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ДЕТЯХ»

Вам бы хотелось, чтобы ваш ребенок был ответственным человеком? Конечно, хотелось бы! Ответственные люди надежны, у них серьезное отношение ко всему, что им поручено. В будущем они хорошие и исполнительные работники, их ценят на работе. Они пользуются уважением товарищей.

Прежде, чем научить своего ребенка принимать серьезные и ответственные решения, отвечать за свои действия, заботиться о близких, родители должны научиться все это делать сами, должны проникнуться чувством ответственности.

Ваши дети уже не первый год учатся в школе и вы часто слышите слово ответственность (он должен быть ответственным …) и понимаете, что иметь в семье безответственного ученика – сплошной «караул!».

Многие могут сказать, что мы еже воспитали ответственность у своего ребенка. Он сам убирает за собой вещи, складывает их по своим местам, не черкается в тетради. Все это прекрасно. Но это не ответственность, это аккуратность.

Вы скажите, что он не кричит в общественном месте, слушается, когда ему говорят нельзя, умеет прислушиваться к вашим советам и не закатывает скандалов если ему, что – то не дали. Но это еще не ответственность – это послушание.

Вы скажете, что ваш ученик старательно и трудолюбиво рисует и лепит, и его рисунок  на выставке занял первое место. Не менее старательно делает "па" и волнуется перед выступлением на сцене. Но и это ещё не ответственность. Это - свобода творчества.

Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребёнка на общественном поприще. Но ответственность - это нечто другое.

Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других; это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств.

Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о ребенке и делая это именно так, как нужно ему (без переборов и недоборов), мы показываем юной личности её неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям.

Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя.

Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, беря на себя обязательства и выполняя их.

Формирование ответственности начинается со стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.

Авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.

Родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. В семье сохраняется добрая, сердечная атмосфера. Но такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.

Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Чтобы ни случилось, "порядок есть порядок". Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И. в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.

"Золотой серединой" является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

Ребенок учиться вести себя также,  как ведете себя вы.

Способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой будущей ответственности. У кого-то из детей она начинает (только начинает!) формироваться в 5-7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10-11 годам.

Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17-18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь. Однако остаются люди, которые уклоняются от ответственности, даже перешагнув за тридцатилетний рубеж. Что можно сделать, чтобы ваш ребенок не оказался в их числе?

Зоны ответственности

Для начала нужно определить, какие важные зоны ответственности есть в жизни школьника. Они все достойны того, чтобы их развивать.

 - Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь. Это одна из базовых зон ответственности, на формирование которой родители должны обратить пристальное внимание.

- Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей. Помните: "Мама спит, она устала, ну и я играть не стала... "? Это стихотворение о том, как девочка сознательно выбрала такое поведение, чтобы не мешать уставшей маме. Это поведение, ответственное по отношению к близким людям. Оно создает будущую основу для строительства отношений с множеством людей, начиная от самых родных до совсем незнакомых.

- Ответственность за домашних любимцев. Если у вас в доме живет животное, то ребенок должен иметь обязанности (пусть небольшие, но ежедневные) по уходу за ним. Возлагайте на ребенка посильную задачу по уходу за питомцами.

-  Ответственность за собственные вещи. Чем старше становится ребенок, тем больше его ответственность, связанная с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате. (каждый понимает сохранность и чистоту в комнате по своему).

- Ответственность за данное слово и принятое решение. В общем-то, это широкое понятие, и его можно применить к любому из пунктов, И родители обычно обращают свое внимание на важность того, чтобы ребенок "держал слово". "Ты обещал подмести пол, держи свое слово!" -такие фразы часто звучат из уст родителей. Они во многом необходимы, чтобы ребенок понимал: за те слова, которые он говорит, и те обещания, которые дает, он несет ответственность.

- Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи. Необходимо обращать внимание ребенка на важность его личных усилий для достижения чего-либо. Вы можете помочь советом, что-то подсказать, но делать за ребенка - значит блокировать его собственную ответственность за процесс.

Наверняка многие из вас помогают своим детям выполнять домашние задания. Но делать это стоит только после того, как ребенок попробовал сам. Понятно, что он может сделать много ошибок. Но тогда не удивляйтесь, если у вас сейчас уже редко звучит слово «Я  сам». Когда родители берут на себя ответственность за домашние задания, ребенок отступает, и они никогда уже не освободятся от этой обузы. Если ребенок постоянно просит помощи в мелочах, то стоит ему взаем в жесткой форме сказать: «Домашняя работа – это твоя ответственность. Она то же самое, что и наша работа для нас». Главная ценность выполнения домашних заданий – то, что они дают детям опыт самостоятельной работы. Поэтому ребенок должен работать самостоятельно, с наименьшей помощью взрослого (постепенно ее должно быть как можно меньше). Некоторые дети работают лучше,  если грызут при этом карандаш, почесывают голову или качаются на стуле. Наши замечания или запреты лишь мешают умственной работе.

Домашнюю работу ребенка не следует прерывать вопросами или поручениями, способными подождать.

- Экологическая ответственность. К сожалению, об этом виде ответственности родители все чаще забывают. Как нехорошо, когда ребенок бросает на землю оберти от шоколадки или дергает ветви деревьев, а идущий рядом взрослый никак не реагирует на это! Обязательно обращайте внимание на то, насколько аккуратен ребенок на улице, обозначайте важность бережного отношения к природе.

Друзья ответственности

Характер ребенка, без сомнения, влияет на то, будет ли развиваться ответственность. Но характер - это не что-то "заданное" изначально, по факту рождения. Воспитательная позиция родителей развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой. Итак, какие же качества влияют на то, чтобы ребенок рос ответственным?

Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Он будет тянуть время, не принимая никакого решения, и иногда такое поведение принимают за сверхответственность, но на деле это просто боязливость. Поэтому ребенку стоит позволять проявлять инициативу в различных делах.  Для развития инициативности нужно, чтобы запретов было не слишком много, но они носили характер обязательного выполнения.

Стремление к самостоятельному принятию решений. Если ребенок хочет надеть синие джинсы, а не бежевые шорты, стоит ему это позволить, пусть даже ему будет немного жарко, Пусть он поймет, что его решения не всегда верны и нужно учитывать информацию, которую он может получить от других (например, когда вы ему сообщаете, что на улице жарко). Пусть он сам выберет время выполнения домашних заданий и оценит его целесообразность.

Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.

- Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, в школе дети начинают задумываться, правильно ли они поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Не обиделась ли бабушка, когда я с ней не поздоровался?. Они начинают понимать, что их поведение влияет на настроение близких людей.

- Хороший самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, ответственнее, чем импульсивные и порывистые. Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге. Если они уравновешены, то самоконтроль хороший.

Уровни ответственности

1. Поручение посильных дел. Подумайте и четко определите сначала для себя, какие обязанности по силам вашему ребенку.

2. Напоминание и контроль. Дети могут забыть что – нибудь или им нужно будет напомнить, что настала их очередь что – то сделать. Например, ребенок сам собирает портфель на завтра, но иногда забывает об этом, и ему необходимо напомнить.

3. Выполнение задания самостоятельноПоощрение и санкции. Это исключительно важный момент, без которого вся система теряет смысл.

 Предположим, вы решили, что ребенок должен сам убирать свою одежду в шкаф, а не бросать на стуле. Некоторым детям достаточно эмоциональной реакции родителей, для них улыбка - это награда, а сдвинутые брови - наказание. Такие дети тонко чувствуют состояние родителей и опираются на него в своем поведении. Но далеко не все дети способны на это. Поэтому можно применять другие методы поощрения и санкций. Например, выдавать цветные магнитики каждый раз, когда ребенок сам вспомнил о своих обязанностях (их в конце недели можно будет обменять на какую-то привилегию, например, на совместный поход по поселку). А в случае, если он забывает об обязанностях, можно договориться, что он будет петь "В траве сидел кузнечик", Игра становится интереснее, если ребенок также следит за вашим поведением: если вы бросили одежду на стул, он также может потребовать исполнения "Кузнечика". В этом случае санкции воспринимаются как более справедливые, т.к. правила едины для всех.

Есть также понятие так называемых "естественных санкций". Например, ребенок забыл поставить просушить обувь, и к вечерней прогулке сапоги остались мокрыми. В этом случае для него наступают эти самые естественные санкции: ему не в чем идти гулять. Но важно при этом, чтобы речь шла об обязанностях из оговоренной и хорошо известной обеим сторонам "зоны ответственности" ребенка. Если сапоги обычно ставит сушить мама, а тут забыла и решила переложить свою ответственность на ребенка, то это не "естественные санкции", а поведение, привносящее путаницу в воспитание ответственности, ребенок должен принимать последствия только за то, за что он действительно отвечает.

Как в сказке. Еще один метод, близкий детскому восприятию, - это чтение и обсуждение

Нужно принимать во внимание тот факт, что все дети разные: определите, что для вас наиболее важно, что приемлемо для вашего ребенка.

Для этого:

  • поймите природу своих претензий, определите свои цели, так как порой родители, сами не зная почему, постоянно недовольны своим ребенком;

  • учитывайте возрастные особенности, так как в зависимости от возраста меняются общие для всех жалобы на поведение детей;

  • принимайте в расчет особенности характера; помните, что основные черты характера закладываются в раннем детстве;

  • оценивайте опыт ребенка: то, что он уже умеет делать; даже неудачный опыт может принести пользу.

















































1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!