СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как развивать навыки говорения?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто ученики обращаются к учителям с просьбой больше говорить на уроках. Но разговорный урок — это не просто беседа по душам или чтение текста вслух и ответы на вопросы по содержанию текста, и уж тем более не зачитывание ответов выполненного грамматического задания. Это продуктивная деятельность, цель которой практиковать и закреплять изученные языковые структуры, развивать беглости речи.

Просмотр содержимого документа
«Как развивать навыки говорения?»

Как развивать навыки говорения


  • Структурируйте занятия
    Несмотря на кажущуюся спонтанность, урок должен быть хорошо подготовлен и иметь достижимые цели. Начинающему преподавателю стоит заранее продумать, как сделать инструкции чёткими, как повысить интерес к заданию, сколько времени дать студентам на подготовку, какие проблемы могут возникнуть. Скривенер писал о talk-talk loop, когда преподаватель не может вызвать отклик у студентов и отвечает сам на свой же вопрос. Поэтому преподаватель должен набраться терпения и иметь в запасе дополнительные вопросы и задания.


  • Задания должны быть максимально приближены к реальным ситуациям
    Кларк и Силберштейн утверждали, что задания на уроке иностранного языка должны идти параллельно «реальному миру» насколько это возможно. То есть, должны быть аутентичными — нести лингвострановедческую информацию, примеры использования языка в живой речи (сокращения, фразы для выражения сомнения, заполнители пауз и т.д.). В реальной жизни мы обычно общаемся с собеседником или группой людей, поэтомупри работе с говорением нужно делать упор на работу в парах или минигруппах. Это способствует повышению мотивации учащихся, снижению стресса при говорении, повышению уверенности и развитию беглости лучше, чем общение только с преподавателем.


  • Преподаватель не должен говорить вместо студента
    Следует помнить и о роли преподавателя как фасилитатора учебного процесса, старающегося развивать автономность студентов. Мы не говорим вместо студента то, что он может сказать сам. Но можем помочь ему, используя технику scaffolfing — более компетентный спикер помогает более слабому, поощряя его и обеспечивая возможными элементами разговора. 
    Например, студент пытается рассказать преподавателю об extreme ironing. 
    Student: It’s like sport
    Teacher: Uh-huh
    Student: ...but is with “eye ron” 
    Teacher: With an iron? 
    Student: Yes. They.. er.. 
    Teacher: What do they do? 
    Student: They use “eye rons” in extreme places
    Teacher: Ha- irons in extreme places? Where? 
    Student: Like onto a mountain. 
    Teacher: On a mountain! 


  • Помогайте студентам развивать диалогическую речь
    Посмотрите на этапы работы с диалогом. Можно использовать дриллы для развития беглости речи. Чтобы увеличить беглость желательно потренировать отдельные части диалога в медленном темпе. 

      • Пример 1. Повторяя ключевые фразы диалога. 
        S Can I help you? 
        A Yes, what size is this shirt? (repeat) 
        S Let's see. A small. What size do you want? 
        A A medium. (repeat) 
        S This is a medium. 
        A Thanks.
        Where can I try it on? (repeat) 

      • Пример 2. Disappearing phrases. 
        Преподаватель проходит первые этапы работы с диалогом, который написан на доске или whiteboard. Затем фокусируется на работы с отдельными диалогическими единствами. Он постепенно вытирает по слову, а студенты произносят эти слова по памяти. 

      • Пример 3. Find someone who…
        Задание коммуникативного характера, обеспечивающее дриллинг ключевых структур, необходимых для диалога. Цель задания отработать Would you ever…? Студенты ходят по классу и задают друг другу вопросы, содержащие данную структуру, а затем отчитываются преподавателю: ”Ben said he would never go hang-gliding”.

      • Пример 4. Переписывание диалога. 
        Student 1: Hello, what’s your name? 
        Student 2: My name is Juan. 
        Student 1: What is your nationality? 
        Student 2: I am Venezuelan. 
        Student 1: What is your job? 
        Student 2: I am a student. 
        Student 1: You speak English very well
        Student 2: Thank you, but I would like to improve it. 
        Задача студентов — переписать диалог с изменениями, используя идиомы и фразовые глаголы, indirect questions, разговорные выражения. Теперь студенты отработали диалогические единства в медленном темпе и теперь готовы переходить к беглому воспроизведению.


Использовать больше коммуникативных заданий 
Для развития навыков говорения хорошо подходят визуальные образы, особенно способные вызвать эмоциональный отклик. Можно найти провокационные картинки и попросить студентов прокомментировать, используя полезные фразы для выражения мнения, несогласия и т.д. Они могут быть заготовлены на доске или прописаны в чате. Ещё один способ — visual gaps. Необходимо найти картинку, на которой люди выполняют действия и с помощью белых квадратов или прямоугольников закрыть частично картинки. Пример 
Классическое задание для развития говорения — information gaps. Другие популярные задания — jigsaw activities, surveys и roleplays.