Раздел: «Молодежная культура: проблемы молодого поколения. Фразеология и культура речи. Морфология. Синтаксис и пунктуация» |
Тема: «Как реализовать себя в жизни. Крылатые фразы. Употребление безличных предложений» |
Дата: | ФИО учителя: Ковальчук И.А. |
Группа | | |
Цели урока: |
1 - определять основную мысль текста, опираясь на цель и позицию автора; 2 - использовать приемы изучающего, комментированного чтения текста; 3 – составлять текст публичного выступления; 4 – использовать крылатые фразы, безличные предложения, ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, предложениях с цитатами. |
Критерии оценивания |
- формулирует свои мысли, логично аргументирует свое мнение; - умеет находить, анализировать, интерпретировать, использовать информацию для решения задач; - использует термины изобразительно-выразительных средств, пунктуационное, орфографическое, грамматическое оформление написанных текстов. |
Языковые цели |
Предметная лексика: молодежь, реализовать себя, самореализация, реализованный человек, пирамида потребностей, добродетель, приоритет. Терминология: публичное выступление, бессоюзное сложное предложение, крылатая фраза. Полезные фразы для диалога / письма: Фраза …является крылатой, так как…; Безличное предложение … обозначает …; Реализовать себя в жизни – это значит … . |
Виды речевой и мыслительной деятельности учащихся |
Обсуждение: обсуждение понятий «добродетель», «потребности человека», качеств реализованного человека. Обоснование собственного мнения: анализ текста о пирамиде А. Маслоу; лексический анализ слов, словосочетаний, крылатой фразы, её трансформации в высказываниях писателей, философов, изобразительно-выразительных средств; характеристика безличных предложений, бессоюзных сложных предложений, предложений с цитатами; комментирование орфограмм, пунктограмм. Письмо: составление портрета реализованного человека; написание текста публичного выступления о жизненных приоритетах молодых людей. |
Результаты изучения темы | Все учащиеся: |
- знают, какие потребности существуют у людей, что такое крылатая фраза; - умеют составлять текст публичного выступления, анализировать крылатые фразы, безличные предложения, предложения с цитатами; определять основную мысль текста, опираясь на цель и позицию автора; - используют безличные предложения, бессоюзные сложные предложения, предложения с цитатами, крылатые фразы. |
Многие учащихся: |
- знают, как можно реализовать себя; - умеют описывать реализованного человека, составлять текст публичного выступления; - использует приемы изучающего, комментированного чтения текста. |
Некоторые учащиеся: - используют полученные по теме знания для анализа, интерпретации информации, аргументации своей позиции, принятия решения, подведения итогов обсуждения, решения нестандартных ситуаций, саморазвития. |
Формирование ценностей | Толерантность, патриотизм, ответственность за принятые решения, стремление к саморазвитию, самореализации, творческая реализация. |
Межпредметные связи | Русская литература, самопознание |
Предшествующие знания и умения | используют приемы сканирования, изучающего, комментированного чтения текста; характеризуют безличные предложения, изобразитель-выразительные средства |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | Организационный момент Создание коллаборативной среды. Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка и создать эмоциональную атмосферу, настроить на продуктивную работу. Перед изучением необходимо обратить внимание на карту темы, в которой систематизирован учебный материал: «Я узнаю», «На уроке я буду», «Я повторю, как», «Слова и словосочетания», «Термины», «Фразы-помощники». «Стадия вызова» Давайте прочитаем слова-эпиграф К.Д.Ушинского «Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала». Подумайте над эпиграфом и ответьте сами себе на вопросы: О чем вы мечтаете? Чего вы хотите достичь в жизни? Упражнение 120А. Что обозначают словосочетание реализовать себя, слово самореализация? Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова: Реализовать 1. Осуществить, исполнить все планы. 2. То же, что и продать выгодно товар. Самореализация, согласно, Педагогического терминологического словаря - это одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Самореализация является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность. Задание 1. Выполнить упражнение 120Б. Запишите в схему, что значит для вас, реализовать себя? | Учебник. Слайды |
Середина урока | Стратегия «Обновление информации» 1. Упражнение 121. Посмотрите внимательно на слова. Какая тема объединяет их? (Черты характера человека). Упражнение 122.Давайте вспомним, какие предложения называют безличными и как их анализировать. При анализе безличных предложений следует обратить внимание на то, что в них нет и не может быть подлежащего, так как в них сообщается о действии, которое совершается само по себе. Отсутствие подлежащего, выраженного именем в именительном падеже , представляет собой важный признак безличного предложения. Задание 2. Упражнение 122Б. Докажите, что второе предложение является безличным. Рассуждайте так. ... – безличное предложение, так как, во-перых, имеет один главный член - ...; во-вторых сказуемое ... выражено ...; в-третьих, сообщает о ...; в-четвертых в нем... . 2. Упражнение 123А. Что такое добродетель? Добродетель – «положительное нравственное качество, высокая нравственность, моральная чистота». Лев Николаевич Толстой с пятнадцатилетнего возраста вел дневник, в котором он каждый день отмечал, какие из добродетелей, сформулированных общественным деятелем, писателем Бенджамином Франклином, были соблюденыим за прошедший день, какие – нарушены. Упражнение 123Б. В тексте пропущены слова-добродетели, их нужно восстановить. Приведенные в тексте качества человека (молчание, порядок, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистота, спокойствие) называют добродетелями, так как они относятся к положительным нравственным качествам. Эти добродетели актуальны и для современных молодых людей. 3.Упражнение 124 А. Давайте вспомним понятие «крылатая фраза (слово)». Крылатай фраза – это цитата, выражение из художественных, исторических, фольклорных произведений, публицистики, изречения известных людей, имена мифологических, фольклорных, литературных персонажей. Как вы понимаете смысл пословицы: О человеке судят не по словам, а по делам? Является ли она крылатой фразой? Чтобы доказать поработаем над упражнением 124Б. 4. Давайте вспомним «Что такое потребности человека? Сможете ли вы их назвать? Потребность – «необходимость, надобность, нужда в чем-либо». Упражнение 125Б. | Учебник. Слайды. |
Конец урока | Сегодня мы говорили о том, как реализовать себя в жизни, назвали добродетели человека, обозначили его потребности. Говорили о самореализации. Подводя итог урока. Предлагаю выполнить упражнение 126. Закончите предложения! | |
Рефлексия. | Упражнение 127. Давайте с вами составим портрет реализованного человека. | Слайд. |
Домашнее задание | Упражнение 120Б Запишите в схему, что значит для вас, реализовать себя? Упражнение 122Б. Докажите, что второе предложение является безличным. Упражнение 129. Составьте зеркальный синквейн по теме «Реализованный человек» | |