СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Как реализовать себя в жизни. Крылатые фразы. Употребление безличных предложений»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
««Как реализовать себя в жизни. Крылатые фразы. Употребление безличных предложений»»

Раздел: «Молодежная культура: проблемы молодого поколения. Фразеология и культура речи. Морфология. Синтаксис и пунктуация»

Тема: «Как реализовать себя в жизни. Крылатые фразы. Употребление безличных предложений»

Дата:

ФИО учителя: Ковальчук И.А.

Группа



Цели урока:

1 - определять основную мысль текста, опираясь на цель и позицию автора;

2 - использовать приемы изучающего, комментированного чтения текста;

3 – составлять текст публичного выступления;

4 – использовать крылатые фразы, безличные предложения, ставить знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, предложениях с цитатами.

Критерии оценивания

- формулирует свои мысли, логично аргументирует свое мнение;

- умеет находить, анализировать, интерпретировать, использовать информацию для решения задач;

- использует термины изобразительно-выразительных средств, пунктуационное, орфографическое, грамматическое оформление написанных текстов.

Языковые цели

Предметная лексика: молодежь, реализовать себя, самореализация, реализованный человек, пирамида потребностей, добродетель, приоритет.

Терминология: публичное выступление, бессоюзное сложное предложение, крылатая фраза.

Полезные фразы для диалога / письма: Фраза …является крылатой, так как…; Безличное предложение … обозначает …; Реализовать себя в жизни – это значит … .

Виды речевой и мыслительной деятельности учащихся

Обсуждение: обсуждение понятий «добродетель», «потребности человека», качеств реализованного человека.

Обоснование собственного мнения: анализ текста о пирамиде А. Маслоу; лексический анализ слов, словосочетаний, крылатой фразы, её трансформации в высказываниях писателей, философов, изобразительно-выразительных средств; характеристика безличных предложений, бессоюзных сложных предложений, предложений с цитатами; комментирование орфограмм, пунктограмм.

Письмо: составление портрета реализованного человека; написание текста публичного выступления о жизненных приоритетах молодых людей.

Результаты изучения

темы

Все учащиеся:

- знают, какие потребности существуют у людей, что такое крылатая фраза;

- умеют составлять текст публичного выступления, анализировать крылатые фразы, безличные предложения, предложения с цитатами; определять основную мысль текста, опираясь на цель и позицию автора;

- используют безличные предложения, бессоюзные сложные предложения, предложения с цитатами, крылатые фразы.

Многие учащихся:

- знают, как можно реализовать себя;

- умеют описывать реализованного человека, составлять текст публичного выступления;

- использует приемы изучающего, комментированного чтения текста.

Некоторые учащиеся:

- используют полученные по теме знания для анализа, интерпретации информации, аргументации своей позиции, принятия решения, подведения итогов обсуждения, решения нестандартных ситуаций, саморазвития.

Формирование ценностей

Толерантность, патриотизм, ответственность за принятые решения, стремление к саморазвитию, самореализации, творческая реализация.

Межпредметные связи

Русская литература, самопознание

Предшествующие знания и умения

  • используют приемы сканирования, изучающего, комментированного чтения текста;

  • характеризуют безличные предложения, изобразитель-выразительные средства

Этапы урока


Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока


Организационный момент

Создание коллаборативной среды.

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка и создать эмоциональную атмосферу, настроить на продуктивную работу.

Перед изучением необходимо обратить внимание на карту темы, в которой систематизирован учебный материал: «Я узнаю», «На уроке я буду», «Я повторю, как», «Слова и словосочетания», «Термины», «Фразы-помощники».

«Стадия вызова»

Давайте прочитаем слова-эпиграф К.Д.Ушинского «Жизнь человеческая замерла бы на одной точке, если бы юность не мечтала». Подумайте над эпиграфом и ответьте сами себе на вопросы:

О чем вы мечтаете?

Чего вы хотите достичь в жизни?


Упражнение 120А.

Что обозначают словосочетание реализовать себя, слово самореализация?

Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова: Реализовать 1. Осуществить, исполнить все планы. 2. То же, что и продать выгодно товар.

Самореализация, согласно, Педагогического терминологического словаря - это одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Самореализация является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность. Задание 1. Выполнить упражнение 120Б. Запишите в схему, что значит для вас, реализовать себя?


Учебник.

Слайды

Середина урока



Стратегия «Обновление информации»

1. Упражнение 121.

Посмотрите внимательно на слова. Какая тема объединяет их? (Черты характера человека).


Упражнение 122.Давайте вспомним, какие предложения называют безличными и как их анализировать.

При анализе безличных предложений следует обратить внимание на то, что в них нет и не может быть подлежащего, так как в них сообщается о действии, которое совершается само по себе. Отсутствие подлежащего, выраженного именем в именительном падеже , представляет собой важный признак безличного предложения.


Задание 2. Упражнение 122Б.

Докажите, что второе предложение является безличным. Рассуждайте так.

... – безличное предложение, так как, во-перых, имеет один главный член - ...; во-вторых сказуемое ... выражено ...; в-третьих, сообщает о ...; в-четвертых в нем... .


2. Упражнение 123А.

Что такое добродетель?

Добродетель – «положительное нравственное качество, высокая нравственность, моральная чистота».

Лев Николаевич Толстой с пятнадцатилетнего возраста вел дневник, в котором он каждый день отмечал, какие из добродетелей, сформулированных общественным деятелем, писателем Бенджамином Франклином, были соблюденыим за прошедший день, какие – нарушены.

Упражнение 123Б.

В тексте пропущены слова-добродетели, их нужно восстановить.

Приведенные в тексте качества человека (молчание, порядок, решительность, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, чистота, спокойствие) называют добродетелями, так как они относятся к положительным нравственным качествам. Эти добродетели актуальны и для современных молодых людей.

3.Упражнение 124 А.

Давайте вспомним понятие «крылатая фраза (слово)». Крылатай фраза – это цитата, выражение из художественных, исторических, фольклорных произведений, публицистики, изречения известных людей, имена мифологических, фольклорных, литературных персонажей.

Как вы понимаете смысл пословицы: О человеке судят не по словам, а по делам? Является ли она крылатой фразой?

Чтобы доказать поработаем над упражнением 124Б.

4. Давайте вспомним «Что такое потребности человека? Сможете ли вы их назвать?

Потребность – «необходимость, надобность, нужда в чем-либо».

Упражнение 125Б.

Учебник.

Слайды.



Конец урока




Сегодня мы говорили о том, как реализовать себя в жизни, назвали добродетели человека, обозначили его потребности. Говорили о самореализации. Подводя итог урока. Предлагаю выполнить упражнение 126. Закончите предложения!


Рефлексия.



Упражнение 127. Давайте с вами составим портрет реализованного человека.


Слайд.

Домашнее задание

Упражнение 120Б Запишите в схему, что значит для вас, реализовать себя?

Упражнение 122Б.

Докажите, что второе предложение является безличным. Упражнение 129. Составьте зеркальный синквейн по теме «Реализованный человек»