1. | Самоопределение к деятельности. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Время: | -Здравствуйте, ребята! Сегодня , я проведу у вас урок окружающего мира. Я вам желаю успехов и с рабочим настроением садимся и начинаем урок. -Давайте проверим все ли у вас готово к уроку, учебник, пенал, раздаточный материал,. | Приветствуют учителя . Садятся. | Личностные: самоопределение роли ученика. Коммуникативные: умение слушать и слышать Регулятивные: планирование работы на уроке |
2. | Актуализация опорных знаний. Пробное действие. Цель: повторение ранее изученного материала Организация выполнения обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения. Время: | – Мы продолжаем путешествие в прошлое России. Чтобы включить машину времени, выполните задание. Работаем в группах. Достаньте из конверта карточки с фамилиями и разделите их на три группы. Проверьте себя по доске.(Слайд2) – Что объединяет слова каждой группы? В каждой группе можно выделить 1 фамилию, догадайтесь какую?
– Что узнали о художниках, композиторах и писателях ХХ века? Назовите темы их произведений. – Рассмотрите репродукцию. Как вы думаете, в каком веке была написана картина? (Слайд 3)
- Почему вы так считаете? Какому событию посвящена картина?
- О каких войнах в истории России вы знаете?
| Левитан Брюллов Малевич Перов | Даль Чехов Твардовский | Чайковский Глинка Прокофьев |
- Малевич –художник, живший в 20-м веке; Твардовский – поэт 20-го века, Прокофьев – композитор 20-го века.
- Картина написана в 20-м веке, посвящена Великой Отечественной войне. На картине изображён момент боя с фашистами, сбит немецкий самолёт со свастикой. - Война с французами, с фашистами. | Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии; учитывать разные мнения, стремиться к координации. Коммуникативные: контролировать действия партнёра
|
3. | Постановка учебной задачи. Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока. Время:
| - Во времена Древней Руси тоже были войны. Как вы думаете, почему люди воюют? - Хотите проверить свои предположения? Прочитайте текст в учебнике на с.134. назовите причины войн. | Ответы и предположения детей.
Причины войн: Желание присвоить чужие богатства. Желание завладеть чужой территорией. Желание иметь власть над людьми. Желание заставить людей другой страны работать на себя. | Регулятивные:осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в действия; Познавательный: осуществляют поиск нужной информации Личностные:интерес к учебному материалу, способность к самооценке.
|
4. | Открытие нового знания. Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока. Время:
| – Наша машина переносит нас в XII век. Кто правил Русью? Посмотрите на карту Руси. Назовите главный город того времени. Вы узнаете о князе Владимире Мономахе (Слайд 5) и его борьбе с врагами Руси. Что вы уже знаете об этом князе?
– Возьмите листы с отрывками из летописей, переведёнными на современный язык . Работаем в парах. – Ответьте на вопросы по прочитанному: Когда и где родился Владимир Мономах? Назовите его знаменитых дедов.
- Что означает слово Мономах? Чему он учился в детстве?
-Кто напал на Русь? Какими воинами они были? С какой целью напали? Как жили в то время русские князья? -Какую крепость построил Владимир Мономах? -Когда стал править в Киеве? За что его уважали русские люди?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
– Половцы нападали на русские земли летом. Они не старались осаждать города-крепости, а грабили и жгли сёла, уводили в плен сильных мужчин и красивых женщин. Они налетали внезапно из степей, которые называли Диким Полем. (Учитель прикрепляет на доске чёрные стрелы, направленные на карту Руси.) – Почему не могли русские князья победить половцев? – Задумал Владимир Мономах дать отпор врагу. Что бы вы ему посоветовали? – Удалось Владимиру объединить и поднять 7 князей на битву с половцами. Предложил он не ждать, когда враги нападут, а самим выступить в поход в половецкую степь. (Учитель поворачивает стрелки-мечи в одну сторону и выдвигает их в Дикую Степь). – Отправиться решили ранней весной, когда после зимней бескормицы половецкие кони ещё не набрали силу. Русские кони, кормленные житом – зерном и хлебом – сохраняли силу и выносливость. В поход шли не только дружинники, но и пехота. Вот пришло войско Владимира в половецкую степь. Не ожидали враги такого, стали обороняться. А Владимир выставил вперёд пехоту с тяжёлыми щитами, которые закрывали всего человека. Пускают стрелы половцы, а те не причиняют вреда нашим воинам. Потом в атаку перешла и русская конница. После долгого боя русское войско одержало победу(Слайд 8). – Это была первая и очень важная победа над половцами. Что помогло одержать победу?
| - Правил князь.
-Главный город Древней Руси – Киев.
- Владимир Мономах оставил своим потомкам «Поучение» (Слайд 6)
- Владимир Мономах родился в 1053 году в городе-крепости Переяславле. Его дедами был Ярослав Мудрый и византийский император Константин XI. -Мономах – «единоборец». - В детстве он учился верховой езде, владению копьём и мечом, боевым топором и палицей, метко стрелять из лука. - На Русь напали половцы. (Слайд 7).Они были умелыми воинами. -Нападали они, чтобы грабить русские сёла и уводить пленников. - Владимир Мономах построил крепость Любеч. -Он стал князем в Киеве, когда ему исполнилось 60 лет. Его уважали за справедливость и милосердие. За годы его правления расцвели литература и искусство, были изданы новые законы, защищающие простых людей
- Князья воевали друг с другом.
- Надо жить в дружбе с соседями, помогать друг другу. Надо объединяться.
| Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: выполнение логических операций сравнения, подведение под понятия, структурирование знаний. Личностные: смыслообразование, границы собственного знания и незнания; внутренняя позиция школьника
Регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность; Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес. Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др. |
5. | Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная, в парах, групповая). Время:
| – Возвращаемся из путешествия. Возьмите путевой лист Прочитайте и дополните заметки. На данном этапе учащимся предлагает выполнить самостоятельную работу с дифференцированным подходом по объему. На оценку "3"- выбрать правильные ответ на вопрос. На оценку "4"- выбрать правильные ответ на вопрос, дополнить текст. На оценку "5"-выбрать правильный ответ на вопрос, дополнить текст, и ответить письменно на вопрос."Каковы были причины войны с половцами" | Дети заполняют путевой лист. | Регулятивные : умение принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия; Коммуникативные: умение работать в коллективе |
6. | Включение в систему знаний и повторение. Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов. Время:
| -Я не называла год, в котором произошло это сражение. Вы узнаете его сами, если правильно выберете ответы на вопросы, и впишете номера ответов. Проверьте себя. У вас получился 1103 год. Встаньте те, у кого так. Посмотрите на схему «Причины войн». Найдите причины, по которым половцы нападали на Русь. По какой причине сражались русские воины? Какие вопросы вы задали бы Владимиру Мономаху? На многие вопросы он ответил в книге «Поучение». Прочитайте его совет на доске: «Объединимся единым сердцем и будем свято блюсти землю Русскую».
- Чем запомнилось наше путешествие? -Что необходимо для победы над врагом?
|
| РУУД: Выделить учащимися то, что уже освоено и что еще нужно усвоить через закрепление материала
|