СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как сделать проект

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тому, как спланировать и выполнить проект, посвящены тонны литературы и бесчисленное количество интернет-страниц. Однако интерес к теме не спадает. Отчасти потому, что применяется один и тот же подход к описанию разработки проекта. И будущий автор проекта не получает новых сведений. Как и эмоций. Попробуем иначе подойти к вопросу.

Просмотр содержимого документа
«Как сделать проект»

Как сделать проект 

Калинин В.Б.

Тому, как спланировать и выполнить проект, посвящены тонны литературы и бесчисленное количество интернет-страниц. Однако интерес к теме не спадает. Отчасти потому, что применяется один и тот же подход к описанию разработки проекта. И будущий автор (либо руководитель) проекта не получает новых сведений. Как и эмоций. Попробуем иначе подойти к вопросу.

* * *

Рассмотрим проект как путешествие. Причем, путешествие во времени – в будущее. Возможно, предложенная аналогия позволит лучше понять сущность проектной деятельности (ПД).

К счастью, не придется идти пешком по нехоженым тропам: есть машина времени – теория ПД. И есть дорога – методика ПД.

Водитель – автор проекта. А штурман, знающий дорогу, и он же механик, владеющий теорией ПД, – учитель.

Для водителя важно получить удовольствие от путешествия – полюбоваться окрестностями, побывать в новых местах, да и кто не любит быстрой езды? :) – Другими словами, важна мотивация. Дело штурмана/механика – не только заинтересовать водителя, но и помочь выбрать интересный маршрут – темупроекта.

При этом – оказывается – ехать водителю и штурману предстоит не вдвоем: обязательно будут пассажиры – целевая аудитория проекта, т.е. люди, для которых совершается поездка (т.е. выполняется проект). Так что, намерения водителя должны совпадать с потребностями пассажиров. И важно, чтобы было желание, радость помочь пассажирам.

Если так сложится, то путешествие (т.е. работа по планированию и выполнению проекта) станет особенно желанным. А если пассажиры вовремя попадут точно по назначению, то их жизнь немножечко изменится к лучшему. Так вот, положительные изменения для пассажиров и будут целью путешествия (проекта).

Чтобы узнать намерения пассажиров надо поинтересоваться: куда им ехать? – Т.е. провести социологическое исследование, в данном случае – устный опрос. И это – первая задача проекта.

Выясняется, что пассажирам надо попасть в другой город. Естественно, в определенное место в этом городе, например, в театр, музей, парк, на праздник или важную встречу. Стало быть, объект проекта – город. И нужен не просто город, не весь город, а определенная улица, дом – адрес – предмет проекта.

Как и положено, в пути не обойдется без приключений. Город, в который надо попасть, – на другой стороне реки. И ни моста, ни брода нет. Так что водителю предстоит решить проблему – самостоятельно построить мост (мост во времени, мост в будущее), т. е. создать продукт проекта. Это – вторая задача проекта. Возможно, для ее решения необходимо будет изучить литературу по мостостроению. А доставить пассажиров по выстроенному мосту, куда им требуется, – третья задача проекта.

У пассажиров могут быть и дополнительные пожелания, например, сделать остановки в дороге, пофотографировать живописные места. Предоставить пассажирам такие возможности – также задачи проекта. Правда, если сроки поджимают, либо водитель еще недостаточно опытный, лучше не обременять его дополнительными пожеланиями :)

Итог решения всех задач проекта представляет собой результат проекта в целом. Результат проекта соответствует цели проекта: 
1) узнав потребность пассажиров и на ее основе спланировав путешествие; 
2) построив мост;
3) по мосту преодолев реку 
и вовремя примчав пассажиров к месту назначения, вы достигните цели – изменили жизнь пассажиров к лучшему. – Ведь без вашей помощи они так бы и остались грустить в начальной точке маршрута.

Расписание поездки – график выполнения проекта. В расписании указываются этапы пути, сроки построения моста и доставки пассажиров по назначению.

Путевой лист, в котором: 
‒ обозначен маршрут путешествия; 
‒ обоснована необходимость строительство моста; 
‒ названы пассажиры;
‒ определены город и адрес, по которому будут доставлены пассажиры; 
‒ описаны перемены к лучшему, которые должны произойти для пассажиров в ходе и в итоге поездки (задачи и цель проекта);
‒ указаны виды работ, которые надо выполнить в ходе поездки (т.е. методырешения задач); 
‒ намечены ожидаемые результаты каждого этапа и путешествия в целом; 
‒ приведено расписание поездки
представляет собой первоначальный текст проекта. Он может служить основой для паспорта проекта и «Введения» в тексте проекта.

Инструменты и материалы для строительства моста, и всё-всё-всё остальное, что потребуется для путешествия, – ресурсы, необходимые для выполнения проекта. Надо быть уверенными, что они у вас есть.

Что ж, остается включить зажигание – зажечь, увлечь водителя за счет впрыска идей, энтузиазма, воодушевления. Впрочем, за четкой работой системы зажигания механику необходимо следить на протяжении всей поездки.

И – в путь! Хотя, конечно, в буквальном смысле вы никуда не уедите, но перенесетесь в будущее. И не просто перенесетесь, а самостоятельно спланировав его, создадите будущее своими руками! – Ведь без вашего путешествия не было бы ни моста, ни знакомства с городом на другом берегу реки.

Приготовьтесь к тому, что когда поездка подойдет к концу, ваша работа еще не будет окончена. Понадобится составить описание путешествия – дорабатывая маршрутный лист, пополняя его новыми сведениями, почерпнутыми во время поездки, – пока не составите итоговый текст проекта. Сопроводите его 
‒ списком вопросов, которые вы первоначально обсудили с пассажирами; 
‒ описанием и снимками моста; 
‒ фотографиями конечного пункта поездки, а также довольных пассажиров – 
и вы получите приложения к итоговому тексту.

Ну, а если вы подготовите выступление и компьютерную презентацию, то у вас будут отличные шансы увлекательно рассказать о путешествии – выигрышно представить ваш проект на конкурсе или конференции.

Конечно, в кратком описании указано далеко не всё, что предстоит сделать. Например, штурману необходимо следить за соблюдением правил движения – следовать требованиям множества норм и документов, в том числе, таких как СанПиН и ФГОС. Или вот, во время путешествия – т.е. в ходе выполнения проекта – формируются определенные компетенции и УУД. Следовательно, штурману надо ставить и решать педагогические цель и задачи. Безусловно, и продукты проектов у каждого учащегося будут свои – не строить же всем мосты :)

 БИОЛОГИЯ

  • Подготовить проект по теме одного из уроков по предложению педагога или по собственному выбору;

  • Подготовить проект по теме, которая интересна заповеднику, заказнику, администрации города, экологической дружине, другим организациям;

  • Удивительное растение нашего региона;

  • Растение, внесённое в красную книгу: как сберечь и увеличить численность;

  • Необычное животное (птица, рыба, зверь и т.п.), которое вас удивило своими особенностями, возможностями, внешним видом;

  • Презентация для классного часа по теме «Занимательная биология»;

  • Разработать настольную игру по нестандартному изучению какой-либо темы по биологии. Подготовить презентацию о правилах игры и ходе её проведения с группой ребят;

  • Представьте себе, что Вам предстоит стать великим биологом. Предложите этапы жизненного пути, которые приведут Вас к этому событию;

  • Составить интеллект-карту для изучения одной из тем по биологии;

  • Свободная тема.

 

ХИМИЯ

Подготовить проект по теме одного из уроков по предложению педагога.
Использование химии на одном из производств вашего региона, показать плюсы и минусы, внести предложения по увеличению плюсов.
Презентация для классного часа по теме «Занимательная химия».
Разработать настольную игру по нестандартному изучению какой-либо темы по химии. Подготовить презентацию о правилах игры и ходе её проведения с группой ребят.
Как химия может помочь окружающей среде?
Жизнь по заказу: представьте, что Вам необходимо стать великим химиком. Предложите жизненный план, который приведёт Вас к осуществлению поставленной цели. Чем вы должны овладеть, каким должен стать характер, отношение к людям, к критике в свой адрес, какие привычки необходимо воспитать, от чего придётся отказаться? Что привлекательного в этом состоянии? Приведите план вашей жизни на ближайший месяц, который станет первым шагом для достижения цели.
Составить интеллект-карту для изучения одной из тем по химии.
Свободная тема.

 

 

ГЕОГРАФИЯ

 

Подготовить презентацию по теме одного из уроков по предложению педагога.
Экскурсия по родному краю»: показать особенности почв, горных пород, рассказать о полезных ископаемых вашего региона, и тому подобное.
Презентация для классного часа по теме «Занимательная география».
Моя летняя экспедиция.
Биография исследователя, первооткрывателя, путешественника (в какой семье вырос, какие события детства повлияли на решение стать первооткрывателем, какие достижения сделаны этим человеком, каковы принципы жизни, идеалы).
Разработать настольную игру по нестандартному изучению какой-либо темы по географии. Подготовить презентацию о правилах игры и ходе её проведения с группой ребят.
Особенности национального состава вашего региона. Традиции и обряды. Способы межнационального сотрудничества.
Детские игры, которые сохранились в вашем регионе со времён прабабушек и прадедушек.
Великие путешественники. Какие качества характера помогли им совершать открытия. Составить рекомендации для человека, желающего стать великим путешественником.
Составить интеллект-карту для изучения одной из тем по географии.
Свободная тема.

 

 

  

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Подготовить презентацию по теме одного из уроков по предложению педагога или по собственному выбору.
Любимая улица моего города.
Удивительный природный объект нашего края.
Народные традиции.
Моё летнее путешествие.
Мой дом – и я хозяин в нём.
Животные рядом с нами.
Жизнь животных в городе и за городом.
Особенности произрастания берёзы в городе и за городом.
Изменение поведения животных с изменением погоды.
Составить интеллект-карту для изучения одной из тем по окружающему миру.
Свободная тема.

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Подготовить проект по теме одного из уроков по предложению педагога или по собственному выбору.
Символы государства как факторы объединения общества (на примере символики России или другой страны).
Дружба – центр межличностных отношений.
Место традиций в жизни современного человека.
Береги здоровье смолоду: мое здоровье принадлежит мне (принципы, рекомендации, описание личного опыта).
Права и обязанности ребенка.
Самые полезные и вредные достижения цивилизации (ваше мнение и его обоснование).
Мировой экономический кризис: причины и последствия.
Карманные деньги: нужны ли они ребенку?
Проблемы современной семьи и пути их преодоления.
Молодёжные общественные движения. 
Молодежные субкультуры.
Составить интеллект-карту для изучения одной из тем по обществознанию.
Свободная тема.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!