СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как сделать школьный музей интерактивным

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

В статье, представленной в 2020 г. на межрегиональую видеоконференцию «Повышение доступности и открытости музеев образовательных организаций Российской Федерации», рассматриваются три формы деятельности музея средней школы по созданию интерактивной среды. Автор делится опытом работы музея, деятельность которого признана эффективной и является базовой площадкой по музейной педагогике в городском округе г.Бор Нижегородской области. Опыт музея неоднократно представлялся на областном и республиканском уровнях.

Просмотр содержимого документа
«Как сделать школьный музей интерактивным»

Межрегиональная видеоконференция

«Повышение доступности и открытости музеев образовательных организаций Российской Федерации»


Как сделать школьный музей интерактивным


Добролюбова Людмила Моисеевна,

руководитель музея МАОУ СШ № 4 г.Бор Нижегородской области,

89503701965, [email protected],

сайт: https://multiurok.ru/id21458714/

В статье рассматриваются три формы деятельности музея средней школы по созданию интерактивной среды. Автор делится опытом работы музея, деятельность которого признана эффективной и является базовой площадкой по музейной педагогике в городском округе г.Бор Нижегородской области. Опыт музея неоднократно представлялся на областном и республиканском уровнях.



Создание интерактивной среды в музеях вообще и школьных в частности – тема популярная и весьма распространенная. Музей средней школы № 4 г.Бор был восстановлен в 1998 г. и сегодня является базовым для школьных музеев городского округа. Инновационные формы работы мы постоянно отслеживаем в сообществе школьных музеев. Интересно работают школьные музеи г. Н.Новгород и их куратор Дворец пионеров и школьников им.В.П.Чкалова, музеи Ярославской области, С-Петербурга и др. Этот опыт мы используем активно в работе: проводим квесты, музейные конкурсы, познавательно-развлекательные программы, креатив-бои. Хочу остановиться лишь на некоторых интерактивных формах, таких, как музейный урок, бинарные вечера и интерактивные краеведческие издания.

Музейный урок – так мы по старинке называем занятие или в музее, или в классе, зрительный ряд которого представлен компьютерной презентацией, хотя правильнее его было бы назвать интерактивной экскурсией[2].

В основе презентации лежат один или несколько музейных предметов, хранящихся либо в запасниках, либо переданных на временное хранение, и не размещенных в экспозиции.

Так были созданы уроки «Один день в церковно-приходской школе», «Все дело в шляпе» - о старинном промысле борской земли по валянию мужских войлочных шляп, «Дело всей жизни» - об О.И. Чупровой, учительнице нашей школы, Герое Социалистического труда[4]. Таким же образом созданы занятия по программа «Борская азбука» для 1-х классов[3].

Так в основе занятия «Один день в церковно-приходской школе» лежит экспонат школьного музея – свидетельство от 1902 года об окончании школы С.П.Редозубовым, будущим учителем, педагогом-новатором, московским ученым, создателей букварей для первоклассников[1].

«Шляпы» начинаются с уникального экспоната - колеса-клейма для мужских валяных шляп (его мы представляли на межрегиональный конкурс информационных ресурсов музеев «Добро пожаловать в музей!» в номинации «Тематический пост в социальной сети «Эксклюзивный музейный экспонат»), Рисунок 1.»Клеймо для валяных шляп»

занятие «Борской азбуки» на букву «А» - археология с фрагмента ямочно-гребенчатой керамики, распространенной во 2 тыс. до н.э. на борской земле.

Всегда можно найти 1-2 интересных экспоната, которые станут героями презентации. Далее презентация дополняется, привлекаются разные источники, велика здесь роль интернета. Учитываются возрастные особенности детей. Используются игровые моменты, театрализация, реконструкция, тематические физкультминутки, занимательные задания и т.п., что делает занятия увлекательными, отличными от традиционного урока. Весь этот материал выдается в первой части задания. Вторая часть посвящена рукоремеслу, ее можно назвать тематическим мастер-классом.

Так на занятии об учительнице О.И.Чупровой дети пишут диктант из букваря 1929 года или изготавливают перочистку, присутствуя в церковно-приходской школе, выполняют задания из сборников 19 века: решают экзаменационные задачи за курс школы, вставляют в слова пропущенные буквы, что не просто, т.к. звук «и» в русском языке обозначался на письме 3 разными буквами, 2 из которых сегодня отсутствуют в современной азбуке. Рисунок 2. «Диктант из сборника 19 века»

Подобное сочетание «теории» и «практики» считаем целесообразным, т.к. это способствует активному вовлечению в процесс, а отсюда и интенсивности понимания, усвоения и применения знаний, особому эмоциональному настрою участников, раскрытию их новых возможностей и творческих способностей.

Краеведческие бинарные вечера для нас новая форма работы, хотя принцип разработки бинарных уроков в школе имеет весьма давнюю традицию. Самое сложное здесь подобрать интересную, можно сказать, шокирующую тему, в которой краеведение и музееведение можно связать с другими направления культуры не местного, а российского и выше масштабов.

Свой первый вечер был посвящен другу А.П.Чехова, борскому земскому начальнику Е.П.Егорову. В первой части вечера была проведена интерактивная экскурсия о Е.П.Егорове, созданная на основе многолетней поисковой работы по теме с привлечением московских и областных архивов, потомков, проживающих за пределами России. Во второй части был литературный монтаж о Чехове и спектакль по пьесе А.П.Чехова «Предложение». Вечер был подготовлен музеем, учителями литературы и старшеклассниками, прошел на едином дыхании и получил хорошую оценку.

Второй вечер был своеобразным сюрпризом для всех. Более 20 лет музей разрабатывал тему владелицы села Бор в конце 18-начале 19 вв. графини А.А.Бороздиной, у наследников которой боровляне выкупились в 1806 году.

Оказалось, А.А.Бороздина была французской графиней, которая бежала в Россию во время Великой французской революции. В Россию ее пригласила сама Екатерина Великая. Екатерина помогла беглянке деньгами, ввела в придворное общество, пообещала выдать замуж и дать в приданое землю с крепостными крестьянами. Это и произошло, но уже при Павле I. Рисунок 3

Вторая часть вечера была музыкальной. Оказывается, на пути Бороздиной встретился австрийский композитор Й.Вельфль, который посвятил ей, русской уже графине, три фортепианные сонаты. Этот вечер стал для многих вечером-удивлением, и мы трижды повторяли его уже для различных групп земляков.

Музей постоянно нуждается в краеведческой литературе. Надо честно признать, что в нашем городе выпускают краеведческие книги, снимаются программы на телевидении, есть краеведческая страница в местной газете.[]

Работа с малышами заставила школьный музей взяться за выпуск детских книжек по краеведению. Книжки выполняются в современной трактовке изданий для детей: познание, объяснение, развлечение, удивление. В основе лежит сказ о событии борской истории с цветными авторскими иллюстрациями. Рассказ ведется от имени старого школьного учителя брату и сестре – школьникам. Вторая часть издания – разнообразные занимательные задания по теме сказа, третья – словарь. Таким образом, одна книжка дает знания и одновременно развлекает, делая процесс познания увлекательным и запоминающимся. Рисунок 4 «Обложка книжки для детей»

Книжки имеют одинаковый объем, формат, логотип. В мечтах творческой группы – создание серии из 10 книжек в общей папке.

В настоящее время подготовлены «Сказ про то, как предки наши с Наполеоном воевали и пол-Европы прошагали»,«Сказ про то, как предки наши сладкий оброк платили и Родину защищали», «Сказ про то, как Бор наш появился и о первых поселенцах его». В перспективе – создание серии из 10 книжек в общей папке.

Рисунок 5. «Занимательные задания»

Рассмотренные в статье интерактивные формы работы музея МАОУ СШ № 4 г.Бор не являются единственными. Считаем данное направление перспективным и надеемся расширить свои знания по теме за счет представленного другими музеями своего опыта на данной конференции. Уверены, что удачное использование как традиционных, так и инновационных форм работы позволит максимально использовать возможности музеев образовательных организаций в учебно-воспитательном процессе, будет способствовать развитию музейной педагогики, как в теоретическом, так и в практическом плане.



Список источников:

  1. История одного экспоната. URL: https://multiurok.ru/id21458714/files/2/?&publish=1 (Дата обращения: 18.11.19)

  2. Методические рекомендации руководителям музейных формирований «Интерактивные формы работы школьного музея». – Амурск, 2016. URL: https://yandex.ru/search/?clid=9582&text=интерактивные%20школьные%20музеи&l10n=ru&lr=47 (Дата обращения: 18.11.19)

  3. Программа «Борская азбука». URL: https://multiurok.ru/files/programma-borskaia-azbuka.html (Дата обращения: 18.11.19)

  4. Создание мини-музея Героя Соцтруда, учителя О.И.Чупроврой  https://multiurok.ru/id21458714/files/2/?&publish=1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!