Несколько лет назад, в молодой семье сельского учителя и фельдшерицы родилась я. Родители дали мне имя – Наталья. Моими любимыми игрушками были – белый халат, тонометр, фонендоскоп, шпатели, мензурки. Старшие в семье в один голос твердили, что быть Наташеньки «фельшером», как моя мама.
Да, мне нравилось всех «лечить», но первое знакомство с родной школой, с Гориной Ниной Александровной, в дальнейшем ставшей моей первой учительницей стали ключевыми. Однажды отец привёл меня в школу, где сам работал учителем. Посадил за последнюю парту, и маленькая Наташа целый день провела в сельской школе. Вместе с остальными ребятишками слушала рассказы своего отца, что-то пыталась срисовывать с доски, сидела тихо, чтобы никому не мешать. После уроков, по дороге домой, спросила у отца: «А ещё возьмёшь меня с собой в школу?» Отец улыбнулся и ответил, что совсем скоро, став ученицей, каждый день буду приходить в школу за знаниями и хорошими оценками. Так и случилось. И 1 сентября 1984 года Наташка – стала первоклашкой! После - 2, 3, 4 классы и, наконец, 9 класс. Огромное желание работать учителем в родной школе привели меня в Зубово – Полянское педагогическое училище, где и продолжилось мое знакомство с духовно-нравственным и культурным наследием мордовского народа. А помогали мне в этом, все те же УЧИТЕЛЯ – преподаватели. Среди них – учитель мокшанского языка Баранова Нина Александровна – тёзка моей первой учительницы! Именно она посоветовала мне после училища продолжить образование в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарёва. Следуя ее совету, поступила на заочную форму обучения на мордовское отделение филологического факультета и вернулась работать учителем в родную школу! Ведь, как гласит народная мудрость – где родился, там и пригодился. В школе, где я работала учителем, родным языком считался мордовский! И как же было приятно слышать везде родную речь, слова, впитавшие вместе с молоком своей мамы. И всё чаще и чаще ловила себя на мысли, как был прав великий Константин Дмитриевич Ушинский, утверждая, что «язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». Мне очень нравилось работать учителем в школе и у меня всё получалось!
Однажды в деревню приехал молодой парень и после свадьбы мы переехали в Темников. Вскоре меня приняли на работу в Темниковскую школу №1 сначала на должность воспитателя группы продлённого дня, а затем - учителем мокшанского языка. Дружный коллектив школы принял меня радушно, но, вскоре, появились некоторые трудности, которые не обходят стороной большую часть учителей родных языков, работающих в городских школах с русским языком обучения. Практически на каждом уроке приходилось отвечать на вопросы детей о том, зачем им изучать мокшанский язык? Ведь, практически все разговаривают на русском языке? Отвечая на вопросы своих учеников, рассказывала о государственном статусе языков в Республике Мордовия, о том, как важно сохранить историю, культуру, традиции своего народа, о том, что мокшанский язык красив, певуч и мелодичен... Но, увы, мои ответы не всегда находили отклик в ребячьем сознании. Были моменты, когда просто хотелось поменять место работы….
И вот, однажды, проверяя рабочие тетради своих учеников, я заснула! И снится мне сон. На интерактивной доске написано слово «УЧИТЕЛЬ». Каждая буковка в слове была заглавной, имела определенный цвет и сверкала разноцветными огоньками…
Меня разбудил звонок телефона. Но… необычный сон не давал мне покоя. Ведь завтра снова уроки мокшанского языка. Проверив тетради и отложив их в сторонку, взяла чистый лист бумаги. На нем написала слово «УЧИТЕЛЬ» так, как было в моем сне и стала внимательно рассматривать каждую буковку. И, тут я поняла, что если найду для каждой буквы правильное слово, то и исчерпывающий ответ на вопрос ребятишек для чего изучать мокшанский язык будет найден. Включив статус «в активном поиске», мне удалось подобрать правильные слова для каждой буквы. Итак. Первая буква «У» Значит необходимо увлечь детей. А как? Риторический вопрос. Ведь не секрет, что даже высококвалифицированным специалистам в той или иной образовательной области не всегда удаётся решить эту проблему. А может….Улыбнувшись, посмотрела на букву «Ч», я записала «чаще улыбаться, чувство юмора». Но, я же понимала, что этого не достаточно! А если дети поймут, что это всего лишь маска, фальшь, наигранность? И, немного подумав, напротив буквы «И» записала «искренний, интересный». Ведь для того, чтобы «глаголом жечь сердца людей», а в моем случае сердца моих учеников, необходимо самой иметь и сердце и душу. Порой не замечаешь, как каждое твое слово, каждый жест и вздох сканируются нашими учениками. И как не улыбайся, не вытирай слёзы на лице, рассказывая о нелегкой жизни древней мордвы - всё равно не поверят! Не поверят ни одному сказанному тобой слову, не станут денно и нощно учить мокшанский язык, не уверуют в значимость и величие родного языка, не станут по крупицам собирать, хранить бережно и передавать из поколения в поколения память наших предков!
Что же сделать, для того, чтобы мои русскоговорящие ученики пересмотрели свое отношение к урокам мокшанского языка и самому языку? И сама же ответила на свой вопрос, записав напротив буквы «Т» слова «творчество, труд». Ну, конечно же, творчество, которое способно изменить нашу жизнь к лучшему! Значит, творческий подход способен любой урок сделать интересным и поможет изменить отношение к мокшанскому языку моих учеников! Но, творчество не бывает без труда и вдохновения! И тут же на ум пришли слова первой учительницы, которая любила повторять, что только упорство и труд всё перетрут! Тем более, у учителя мокшанского языка для этого имеется всё необходимое: и интерактивная доска, Интернет и даже Википедия на мокшанском языке, но самое главное – живые носители и хранители языка – мордовский народ, танцевальные и певческие этно-коллективы, и конечно же наши музеи – один из лучших в республике школьный историко-краеведческий и Республиканский историко-краеведческий музей имени Ф.Ф. Ушакова! Кроме того, имеются разработанные совместно с центральной районной библиотекой и учителем русского языка и литературы нашей школы пешие экскурсионные маршруты по старинной части города, а также интерактивный и гастрономический туры в мордовское село Лесное Цыбаево. Здесь, в Центре национальной мокшанской культуры можно не только погреться у жаркой русской печи, но и приготовите из солода в печи вкуснейшую мордовскую позу и горячие пшённые блины! Недаром сам Владимир Дмитриевич Волков увлеченно толок здесь пшено в старинной ступе и слушал песни звонкоголосых женщин - мокшаночек! А национальная одежда, украшения, кухонная утварь и самое главное – отличное настроение и большое количество новых мокшанских слов, естественно, прочно войдут в словарный запас наших учеников и будут активно использоваться в речи!
Внимательно посмотрев на слово «УЧИТЕЛЬ», увидела, что осталось три буквы «Е», «Л» и «Ь». Если их соединить, получится название дерева, которое мордва считала тяжелым и наряду с осиной его избегала. Естественно, будет нелегко, но у меня обязательно получится! И напротив буквы «Е» записала «естественно». Внимательно посмотрев на букву «Е», с гордостью сказала: «Моя старшая дочь Елена пошла по моим стопам и после окончания МГУ им. Н.П. Огарёва станет учителем мокшанского языка и литературы! Значит не так всё и плохо! И рядом со словом «естественно» записала «Елена». У меня остались последние две буквы «Л» и «Ь». Недолго думая, напротив буквы «Л» - я записала любовь, а напротив «Ь» - «мягкий?» с вопросительным знаком. Любовь… Для меня, любить своих учеников значит любить взаимодействовать с ними причем со всеми без исключения: разными и особенными, высокомотивированными и с ленцой, гиперактивными и не очень, проявляющие интерес к мокшанскому языку и наоборот, постоянно задающие вопрос: «Зачем нам нужен мокшанский язык?».
И тут я поняла, что просто работать учителем в школе это неправильно. Нужно БЫТЬ им и не бояться вопросительных знаков! А чтобы быть УЧИТЕЛЕМ необходимо любить не только профессию, но, самое главное - своих учеников и не прятать голову в песок как страус, когда слышишь неудобные вопросы от своих учеников! Нужно идти вперед, и ни при каких условиях не переставать верить, в то, что однажды, результаты очередного диагностического обследования на выходе приятно удивят нас высоким уровнем этнокультурной компетентности наших воспитанников! И тогда, процесс преподавания и изучения мокшанского языка Увлекательным, с Чувством юмора, Интересным, Творческим, и Естественно дети научатся Любить и ценить родной язык, такой красивый, нежный, певучий, как колыбельная, которую нам в детстве пели мамы и бабушки! Вот потому – то, в моём сне, все буквы в лове «УЧИТЕЛЬ» были заглавные и светились разноцветными огоньками, как бы говоря: Каждый день раскрывать, каждый день окрылять, вдохновлять и лепить, свое сердце дарить и всегда рядом быть!»