СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Моя педагогическая философия". Учитель года 2017

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе на конкурс "Учитель года 2017".

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Моя педагогическая философия". Учитель года 2017»

Сивачева Диана Валерьевна

Эссе «Моя педагогическая философия»

О своей педагогической философии до решения об участии в конкурсе «Учитель года - 2017» я никогда не задумывалась. Сегодня села писать эссе и поняла, как это сложно. Тут же вспомнила своего учителя, благодаря которому пришла в профессию. Именно Татьяна Юрьевна привила мне любовь к изучению немецкого языка. Непонятный и загадочный, он стал для меня самым важным.

И сегодня я учитель иностранных языков. Но до сих пор вспоминаю свои первые уроки, переживания, неуверенность, даже страх. Вижу, как пытливые детские глаза смотрят на меня, и думаю: «Как же не ударить в грязь лицом?» И тут же неожиданно для себя нахожу ответ: надо их заинтересовать. Я убеждена, что никакие доводы о значении изучения иностранных языков в наше время не помогут учителю в работе. Однако, если занятия увлекательные, интересные, нестандартные, обучающиеся смогут и выучить слова, и понять сложный грамматический материал, и разговорные фразы. На уроке дети должны получать не только знания, но и радость от достигнутых результатов. А чтобы такое было возможно, в каждом уроке должна быть «изюминка», которая и сделает его живым, весёлым и интересным.

Казалось бы, вот ответ на вопрос: как учить? Увы, ежедневно передо мной встают всё новые и новые вопросы. Совсем недавно объявила детям о том, что мы будем писать работу по лексике, поэтому попросила повторить слова. Один из обучающихся говорит: «Зачем повторять? Всё равно на «два» напишу». И вот здесь все мои усилия оказываются напрасными. Конечно, я убеждена, что использование инновационных технологий повышает мотивацию, позитивно отражается на результатах. Но в чём дело, если в каждом классе есть такие, которых, кажется, ничем нельзя заинтересовать. Можно найти несколько причин, позволяющих обвинить ученика. А можно подойти к нему с другой стороны и попытаться найти его достоинства, подбодрить, вдохновить. Это позволяет сделать индивидуальный и дифференцированный подход через учёт личных интересов и особенностей развития. Только в этом случае обучающийся сможет пережить ситуацию успеха, то состояние, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого. Таким образом, найти достоинства, похвалить ученика – это первый этап продвижения к успеху.

Далее даю ученику право выбирать задания, что позволит ему оценивать свои возможности, успехи и неудачи, анализировать их. Такая самооценка одновременно является и средством мотивации.

Сейчас, анализируя свою ежедневную работу в школе, я сформулировала для себя несколько непреложных истин, составляющих мою педагогическую философию. Главная из них – это любовь к детям. Надо полюбить спокойного и вспыльчивого, шустрого и малоподвижного, трудолюбивого и ленивого, общительного и молчаливого, ранимого, впечатлительного. Здесь сразу вспоминаешь слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Детей нужно принимать такими, какие они есть: со всеми их бедами, проблемами, недостатками. Любить одинаково каждого ученика. Любовь исключает насилие, унижение одного человека другим. Учитель всегда должен создавать атмосферу психологического комфорта, эмоционального благополучия, проявляя уважение к личности ребёнка, какая бы ситуация не складывалась. Однажды у В.А. Сухомлинского я прочитала: «…если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Я уверена, что суть моей педагогической философии – любовь к детям. И если это чувство живет в моём сердце, значит мне удастся и научить, и воспитать детей, которые будут не только обладать знаниями по предмету, но и смогут сами любить, заботиться друг о друге, сопереживать, быть счастливыми.

Любить детей – это значит и самому совершенствоваться, облагораживаться. «… стоит заняться воспитанием, чтобы увидеть все свои прорехи. А, увидав, начинаешь исправлять их. А исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитать своих и чужих детей и больших людей…», - писал Л. Н. Толстой.

Учитель может знать и любить свой предмет, отлично подготовиться к уроку, но дети – это то, к чему не подготовишься. Здесь нет известных ответов. Каждый день с ними – это испытание. Пройти его с честью поможет ещё и профессионализм в своей предметной области. Именно он позволяет учителю быть интересным для своих учеников. Вот почему я всегда нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Совершенство не знает предела. Работа над собой бесконечна, потому что компетенция учителя должна быть на порядок выше компетенции его учеников.



Настоящий учитель должен иметь высокий уровень культуры, потому что является примером для подражания. Своим личным поведением, своими поступками, характером он формирует другого человека, воспитывает личность. Очень важно, чтобы учитель оставался человеком. Мы не должны превращаться в роботов, которые знают только отметки и свой предмет.

Здесь мне хочется вспомнить слова Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель». Мне очень хочется приблизиться к понятию – «совершенный учитель».

Каждый день, входя в школу, я чувствую волнение. Что «день грядущий мне готовит»? Какие открытия принесёт? Мне приходится и радоваться, и грустить, сопереживать, надеяться на лучшее. Но ни в коем случае не разочаровываться. Когда я вижу детские глаза, милые улыбки, слышу звонкий смех, то все мои проблемы остаются где-то далеко. А я день за днём веду детей по дороге знаний, учу иностранным языкам, учу различать добро и зло, познавать себя и окружающий мир.

Я прекрасно понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. За годы работы я поняла, что мастерство учителя – это не просто какая-то удача или счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, взлётами и падениями.

Здесь главное – верить в себя, свои возможности, в своё предназначение. Ещё мне очень важно, чтобы каждый ребёнок, уходя с моих уроков, хотел бы ещё и ещё раз встретиться со мной. И если дети будут ждать завтрашнего урока – мой труд успешен.

И после уроков, закрывая дверь опустевшего класса, я понимаю, что школой, детьми я дышу, я живу, что нет боле важной, интересной сложной работы, чем учительский труд.

Учитель – профессия дальнего действия,

Главная на Земле.













1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!