СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как снизить тревожность перед экзаменами

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие психологической устойчивости в период ОГэ и ЕГЭ. Психологические советы и рекомендации от ведущих психологов

Просмотр содержимого документа
«Как снизить тревожность перед экзаменами»



Снижаем уровень тревожности

перед экзаменом:

советы

психолога


подготовила кл. руководитель 9в класса

Мартынова Наталья Викторовна

Выпускные экзамены

— один из важнейших этапов в жизни

человека, во

многом определяющий будущее.

Определенный перечень тем и вопросов;

Знакомая обстановка в своей школе;

Знакомые педагоги.




ЕГЭ — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный;

Требуется знание всего учебного материала;

Незнакомая школа; Чужие педагоги.


Процедура ЕГЭ и ОГЭ может вызывать специфические трудности у следующих категорий выпускников:


Тревожные;

Инфантильные; Неуверенные в себе;

Перфекционисты и «отличники»;

Выпускники, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.




ЗАДАЧИ:

Перестать бояться экзамена и стать более уверенным;

Контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи единого или основного государственного экзамена;

Развивать установку на успешную сдачу экзаменов;

Преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче ОГЭ или ЕГЭ.



Развитие психологической устойчивости к предстоящему государственному

экзамену




ЦЕЛЬ

Учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, возможно обратиться за помощью к психологу;

Оказать помощь в разработке индивидуальной стратегии подготовки:



  1. Обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать;

  2. Определите вместе с ребенком его «золотые часы»;

  3. Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку;

  4. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок;

  5. Устройте ребенку репетицию письменного экзамена;

  6. Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы;

  7. Ознакомьте своего ребенка с эффективными способами борьбы со стрессом.

Своевременно выявлять детей «группы риска» по школьной тревожности;

Помогать выпускникам разрабатывать

индивидуальную стратегию подготовки к экзамену; Обучать школьников приемам и способам распределения и запоминания материала,

определению ежедневной нагрузки;

Помогать старшеклассникам в осознании своих сильных и слабых сторон, анализе опыта принятия

решений, умении максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и

работоспособности, а также уверенности в

собственных силах и сформировать у них установку на успех;

Обучать старшеклассников приемам и методам саморегуляции, которые позволят им справиться со стрессом.



Типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзаменов:






Когнитивные

трудности – это

трудности, связанные с особенностями

переработки информации, со

спецификой работы с тестовыми зданиями.

Личностные

трудности – эти

трудности обусловлены особенностями

восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и

состояниями.

Процессуальные трудности – это

проблемы, которые связаны с самой

процедурой

проведения экзамена









Личностные трудности: что делать?

Эффективные

саморегуляции














способы

Управление тонусом мышц;

Управление дыханием;

Словесное

самопрограммирование

Способы снятия нервно-

психического

напряжения:













Контрастный душ;

Спортивные занятия; Пение;

Танцы;

Прогулки на чистом воздухе; Полноценный сон не менее 9 часов.

Три основных

саморегуляции














  1. эффекта

    Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

  2. Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

  3. Эффект активизации (повышение психофизиологической

реактивности).








Когнитивные трудности: что делать?














хорошо

Просмотреть весь материал и отложить тот, что

знаком, а начинать учить или повторять незнакомый, новый.

Использовать время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается.

Возвращаться к трудно запоминаемому материалу несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.











Составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а

не зазубривать всю тему полностью «от» и «до».

Практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.


Разбить материал на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Эти куски необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.

Пересказывать текст своими словами. Это приводит к лучшему запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.











Процессуальные

трудности:

что делать?




Отрепетировать письменный экзамен дома несколько раз.

Быть внимательным в начале тестирования, когда сообщают необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.).

Сосредоточиться, приступая к работе. После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), постараться забыть про окружающих. Торопиться не спеша. Перед тем как вписать ответ, перечитать вопрос дважды и убедиться, что ты правильно понял, что требуется сделать.

Начать с тех вопросов, в знании которых не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, войдешь в рабочий ритм, освободишься от нервозности, и вся энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.





Научиться пропускать трудные или непонятные задания. В тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми возможно справиться.

Читать задание до конца. Не стараться понять условия задания «по первым словам» и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думать только о текущем задании. Забыть о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось сложным). Думать о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.

Исключать. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а

последовательно исключать те, которые явно не подходят.



Запланировать два круга так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям, а потом вернуться и подумать над трудными, которые вначале пришлось пропустить.

Оставить время для проверки работы. Для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Не огорчаться, если не выполнил все задания, потому что количества решенных заданий может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Не паниковать, успокоиться и сосредоточиться, и тогда успех не заставит себя ждать!



















СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!