Снижаем уровень тревожности
перед экзаменом:
советы
психолога
подготовила кл. руководитель 9в класса
Мартынова Наталья Викторовна
Выпускные экзамены
— один из важнейших этапов в жизни
человека, во
многом определяющий будущее.
Определенный перечень тем и вопросов;
Знакомая обстановка в своей школе;
Знакомые педагоги.
ЕГЭ — это сразу два экзамена: выпускной и вступительный;
Требуется знание всего учебного материала;
Незнакомая школа; Чужие педагоги.
Процедура ЕГЭ и ОГЭ может вызывать специфические трудности у следующих категорий выпускников:
Тревожные;
Инфантильные; Неуверенные в себе;
Перфекционисты и «отличники»;
Выпускники, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.
ЗАДАЧИ:
Перестать бояться экзамена и стать более уверенным;
Контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи единого или основного государственного экзамена;
Развивать установку на успешную сдачу экзаменов;
Преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче ОГЭ или ЕГЭ.
Развитие психологической устойчивости к предстоящему государственному
экзамену
ЦЕЛЬ
Учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, возможно обратиться за помощью к психологу;
Оказать помощь в разработке индивидуальной стратегии подготовки:
Обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать;
Определите вместе с ребенком его «золотые часы»;
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку;
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок;
Устройте ребенку репетицию письменного экзамена;
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы;
Ознакомьте своего ребенка с эффективными способами борьбы со стрессом.
Своевременно выявлять детей «группы риска» по школьной тревожности;
Помогать выпускникам разрабатывать
индивидуальную стратегию подготовки к экзамену; Обучать школьников приемам и способам распределения и запоминания материала,
определению ежедневной нагрузки;
Помогать старшеклассникам в осознании своих сильных и слабых сторон, анализе опыта принятия
решений, умении максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и
работоспособности, а также уверенности в
собственных силах и сформировать у них установку на успех;
Обучать старшеклассников приемам и методам саморегуляции, которые позволят им справиться со стрессом.
Типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих успешную сдачу экзаменов:
Когнитивные
трудности – это
трудности, связанные с особенностями
переработки информации, со
спецификой работы с тестовыми зданиями.
Личностные
трудности – эти
трудности обусловлены особенностями
восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и
состояниями.
Процессуальные трудности – это
проблемы, которые связаны с самой
процедурой
проведения экзамена
Личностные трудности: что делать?
Эффективные
саморегуляции
способы
Управление тонусом мышц;
Управление дыханием;
Словесное
самопрограммирование
Способы снятия нервно-
психического
напряжения:
Контрастный душ;
Спортивные занятия; Пение;
Танцы;
Прогулки на чистом воздухе; Полноценный сон не менее 9 часов.
Три основных
саморегуляции
эффекта
Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности); Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
Эффект активизации (повышение психофизиологической
реактивности).
Когнитивные трудности: что делать?
хорошо
Просмотреть весь материал и отложить тот, что
знаком, а начинать учить или повторять незнакомый, новый.
Использовать время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается.
Возвращаться к трудно запоминаемому материалу несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз - утром.
Составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а
не зазубривать всю тему полностью «от» и «до».
Практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
Разбить материал на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Эти куски необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.
Пересказывать текст своими словами. Это приводит к лучшему запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.
Процессуальные
трудности:
что делать?
Отрепетировать письменный экзамен дома несколько раз.
Быть внимательным в начале тестирования, когда сообщают необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.).
Сосредоточиться, приступая к работе. После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), постараться забыть про окружающих. Торопиться не спеша. Перед тем как вписать ответ, перечитать вопрос дважды и убедиться, что ты правильно понял, что требуется сделать.
Начать с тех вопросов, в знании которых не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, войдешь в рабочий ритм, освободишься от нервозности, и вся энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Научиться пропускать трудные или непонятные задания. В тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми возможно справиться.
Читать задание до конца. Не стараться понять условия задания «по первым словам» и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думать только о текущем задании. Забыть о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось сложным). Думать о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
Исключать. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а
последовательно исключать те, которые явно не подходят.
Запланировать два круга так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям, а потом вернуться и подумать над трудными, которые вначале пришлось пропустить.
Оставить время для проверки работы. Для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Не огорчаться, если не выполнил все задания, потому что количества решенных заданий может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Не паниковать, успокоиться и сосредоточиться, и тогда успех не заставит себя ждать!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!