СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как составить бизнес-план самостоятельно

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю для проведения  урока и закрепления материала предлагается провести отдельный урок в виде лабораторно-практической работы (ЛПР) №4 «Исследование возможностей для бизнеса», стр.33 [1]. Пункт 4 этой ЛПР№4 полезно дать как домашнее задание: составить бизнес-план для своего семейного предприятия.

Просмотр содержимого документа
«Как составить бизнес-план самостоятельно»

Как составить бизнес–план самостоятельно


В 8 классе общеобразовательной школы обучают молодых людей предпринимательству, как наиболее эффективному способу пополнения семейного бюджета. Есть разные виды деятельности, которые благодаря законам Российской Федерации разрешают детям, достигшим 14 лет, работать не более четырёх часов в день в свободное от учёбы время и с согласия родителей. Это может быть как неквалифицированный труд, например, по благоустройству собственных микрорайонов, очистка города от мусора, распространение газет, рекламных листовок. А если молодой человек владеет каким-либо навыком профессионально, например, умеет хорошо фотографировать, рисовать, шить или делать сувениры, то доход будет несколько выше, чем на неквалифицированной работе.

Из курса обществознания известно, что предпринимательство (бизнес) представляет собой инициативную деятельность, связанную с получением прибыли. Перед человеком, который решил заняться бизнесом, как правило встаёт много вопросов: каким видом бизнеса заняться, где взять деньги на открытие собственного дела, какую форму предприятия выбрать, как зарегистрировать и как планировать свой бизнес. Ответам на данные вопросы посвящёна тема урока «Технология ведения бизнеса».

В помощь учителю для проведения этого урока и закрепления материала предлагается провести отдельный урок в виде лабораторно-практической работы (ЛПР) №4 «Исследование возможностей для бизнеса», стр.33 [1]. Пункт 4 этой ЛПР№4 полезно дать как домашнее задание, чтобы в течении недели обучающиеся могли составить краткий (в виде пунктов) бизнес-план для частного семейного предприятия. А предварительно им нужно дать структуру бизнес-плана, в виде ответа на вопрос: «Как составить бизнес-план самостоятельно», о котором пойдёт речь ниже.


«Планы – это мечты знающих людей» Эрнст фон Фейхтерслебен (английский ученый, философ, литературный критик).

1. Цели бизнес-планирования

Бизнес-план – это документ, который:

  1. Описывает все основные аспекты будущего предприятия или проекта.

  2. Анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться.

  3. Определяет способы решения выявленных проблем.


Правильно составленный бизнес–план – это четкий ответ на вопросы: «стоит ли вкладывать деньги в задуманное дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?».


Выбрав свое дело, необходимо решить, как вы его будете организовывать, а значит нужно спланировать ближайшую перспективу.  Бизнес-план нужен всем:

  • Тем, у кого вы попытаетесь одолжить деньги на реализацию своего проекта, то есть банкирам и инвесторам.

  • Вашим сотрудникам, желающим понять свои задачи и перспективы.

  • И вам самим – для проверки разумности и реалистичности своих идей.


Важно! Планирование должны осуществлять настоящие или будущие лидеры компании, то есть те люди,  кто не боится брать на себя ответственность за реализацию бизнес–плана. Но это не значит, конечно же, что не нужно пользоваться услугами консультантов и экспертов в этой области.  Правда, за  его составление консалтинговые фирмы берут  приличные суммы, начиная где-то от 2 тыс. долларов США  до 40 тыс. долларов США.  А ведь его можно составить и самому, понеся при этом минимальные затраты. Включаясь в эту работу лично – вы не только смоделируете свою будущую деятельность, но и проверите на крепость себя и сам замысел.


Итак, основное предназначение бизнес–плана: он помогает предпринимателям решить следующие задачи:

— Изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта.

— Оценить затраты для производства нужной рынку продукции. Соизмерить их с ценами.

— Определить те показатели, по которым можно будет регулировать состояние дел.


Имейте в виду! Бизнес–план пишется обычно на перспективу, и составлять его следует примерно на 3-5 лет вперед. При этом для первого года основные показатели следует делить в месячной разбивке, для второго – поквартальной, и лишь начиная с третьего года, следует ограничиться годовыми показателями. Хотя если брать в расчет нашу экономику, ее изменчивость, то планировать на время более года – не совсем эффективно. Поэтому многие сейчас ограничиваются написанием плана на год.


2. Структура бизнес–плана

Бизнес–план имеет сложную структуру. Вся жизнь фирмы от момента создания до момента стабильности и устойчивости должна быть прописана деловым языком, при этом доходчиво и живо. Бизнес–план должен быть понятным любому предпринимателю, финансисту и банкиру, а также потенциальным партнерам. Меморандум о конфиденциальности составляется в целях предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес–планом, о конфиденциальности, приводимой в нем информации. В меморандуме может содержаться запрет на копирование, на передачу проекта третьим лицам и требование о возврате проекта автору.


Бизнес–план всегда должен быть кратким и ёмким. Правда, иногда, чтобы раскрыть суть проблемы, его делают довольно глубоким по содержанию. Рекомендуемый же объем: 30 – 70 страниц, не более. А все дополнительные материалы желательно вынести в приложения к бизнес–плану.

Помните! Важно предоставлять дозированную информацию.


Вот главные моменты, которые вам необходимо будет предусмотреть:

  1. Аннотация (до 1 страницы) – письменное обращение для высшего руководства, инвестора.

  2. Резюме (1-3 страницы) – основная информация, для ознакомления с бизнес–планом.

  3. Бизнес–план (45-60)  — для подробного изучения проекта специалистами инвестора и экспертами.


Запомните! Любой бизнес имеет свои особенности, следовательно, не может существовать некий «стандартный» план, приемлемый во всех случаях. Существует, если так можно выразиться, только общий принцип, структура  составления бизнес–плана.

Далее изложим содержание бизнес–плана более подробно.

Резюме

Ваш бизнес всегда должен начинаться с выводов, вы напишите их в самую последнюю очередь, но именно они должны быть самыми первыми пунктом вашего бизнес–плана. Резюме – это результат уже написанного бизнес–плана. Эта единственная часть, которую читают большинство потенциальных инвесторов.

  • Цель бизнес-плана.

  • Потребность в финансах, для каких целей они необходимы.

  • Краткое описание бизнеса и его целевого клиента.

  • Основные отличия от конкурентов.

  • Основные финансовые показатели.

Бизнес–план:

1. Цели и задачи

Здесь вам нужно будет привести анализ идеи (SWOT–анализ). Раскрыть сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.

  • Анализ идеи.

  • Цель деятельности (чего вы хотите достичь).

  • Характеристика отрасли.

2. Продукт (услуга)

Важно, чтобы эта часть была написана ясным, четким языком, понятным для неспециалиста.

  • Описание продукции или услуги и их применение.

  • Уникальность

  • Необходимые для бизнеса технологии и квалификация.

  • Лицензия/патентные права.

3. Анализ рынка

Рынок и маркетинг —  решающий фактор для всех компаний. Вам необходимо предварительно собрать и  обработать большой объём «черновой» информации.

  • Покупатели.

  • Конкуренты (их сильные и слабые стороны).

  • Сегменты рынка.

  • Размер рынка и его рост.

  • Оценочная доля на рынке.

  • Состав вашей клиентуры.

  • Влияние конкуренции.

4. План маркетинга

На этом этапе основная задача – завоевать доверие и расположение потенциального инвестора. Если у вас нет специального образования, следует почитать книги по маркетингу, обратиться к специалисту.

  • Маркетинговая расстановка (основные характеристики продукции, услуги в сравнении с конкурентами).

  • Ценообразование (как правильно установить цену на товар).

  • Схема распространения товаров.

  • Методы стимулирования продаж.

5. План производства

Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, которые вы занимаете, их расположением, оборудованием, персоналом.

  • Расположение помещений.

  • Оборудование.

  • Источники поставки основных материалов и оборудования.

  • Использование субподрядчиков.

6. Управленческий персонал

Инвестиции делаются в конкретных людей, а не в бизнес–план, потому данный раздел является одним из самых важных.

  • Основной руководящий состав.

  • Состав персонала.

  • Вознаграждение.

7. Источники и объём требуемых ресурсов

В этом разделе вы должны представить свои соображения относительно:

  • Объем требуемых средств.

  • Источники их получения, форма, сроки.

  • Сроки возврата средств.

8. Финансовый план и анализ рисков

Деловые люди делятся на тех, кто любит работать с цифрами, и кто боится их. Для тех, кто относится к первой категории, этот раздел бизнес–плана, несомненно, самый важный.

  • Объем продаж, прибыль, себестоимость и т.д.

  • Риски, и каким образом их можно избежать.

9. Детальный финансовый план

Вам необходимо включить в свой бизнес–план детальный финансовый план:

  • Прогноз объемов продаж.

  • Оценки прибыли и убытков.

  • Анализ движения наличности (ежемесячно на первый год, затем поквартально).

  • Годовая балансовая ведомость.


И напоследок, хотелось бы дать несколько полезных советов по составлению бизнес–плана:

  1. Для начала почитайте несколько других бизнес–планов.

  2. Бизнес–план должен отражать вашу индивидуальность.

  3. Подготовка бизнес–плана  — это работа, требующая подключения воображения.

  4. Набирайтесь опыта и навыков в выбранном направлении.

  5. Пишите только в те дни, когда вы полны энергии, а не когда вы морально и физически истощены.

Желаю вам удачи!



Использованная литература

1. Технология. Алгоритм успеха. 8 класс. В.Д.Симоненко, А.А.Электов и др. – Москва.: Вентана-Граф, 2019

2. https://4brain.ru/blog/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82/

3. https://fincult.info/article/s-chego-nachat-svoe-delo-biznes-plan/