Статья «Как создать условия для включения учащихся
в самостоятельную контрольно-оценочную деятельность»
К особенностям системы оценки достижения планируемых результатов в школе относятся:
•Сочетание внешней и внутренней оценки
•Комплексный подход к оценке результатов образования
•Оценка динамики образовательных достижений младших школьников
•Критериальный подход
•Уровневый подход
•Опора на самооценку обучающихся
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (государственная итоговая аттестация, независимая оценка качества образования, мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней (осуществляются в соответствии со статьей №92 закона «Об образовании в Российской Федерации») и внутреннюю оценку (стартовая диагностика, текущая и тематическая оценка, портфолио, внутришкольный мониторинг образовательных достижений, промежуточная и итоговая диагностика обучающихся).
В условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными партнерами учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.
Контрольно-оценочная деятельность подразумевает контроль учебной работы учащихся во всех его видах и на всех этапах учебного процесса, оценку результатов работы учащихся, их учёт, корректировку учебной деятельности отдельных учащихся и т.д.
Учитель постепенно передает в руки ученика контрольно-оценочный «инструментарий». При таком подходе отношение ребенка к учебе изменяется. Он начинает понимать, что в любой деятельности ошибок не избежать. Осознание и исправление этих ошибок ведет учащегося к более глубокому осмыслению учебного материала.
Очень важно формировать оценочную самостоятельность, так как
для учителя она служит средством диагностики и обратной связи, основанием для индивидуальной помощи и коррекции, а для ученика: стимулом и поддержкой, средством фиксации индивидуального прогресса, а также способом, снимающим зависимость от внешней оценки (учителя, взрослых) и помогающим ему/ей осознать,
- в чём у него/неё проблемы,
- что нужно делать, чему нужно научиться, чтобы этих проблем не стало,
- как это можно сделать
Необходимо создание условий для включения в самостоятельную познавательную и контрольно-оценочную деятельность учащихся. Учитель должен ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; сообщать учащимся, когда будет проводиться контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценки. Учитель должен предлагать учащимся оценить ответ товарища: задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, а также попытаться предложить другой вариант ответа; приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю; демонстрировать учащимся типичные ошибки для самоконтроля. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
Для формирования контрольно-оценочной деятельности у учащихся могут быть использованы следующие приёмы: ведение листа контрольных достижений; использование «значков отличия», ведение портфолио, оформление «лестниц учебного роста»; заполнение «листов отслеживания выученных произведений», работа с перечнями материалов для самостоятельной работы; заполнение рефлексивных таблиц освоения учебного материала и др.
Для формирования контрольно-оценочной деятельности необходимо использовать задания разного уровня сложности. К базовому уровню относятся задания, предполагающие выполнение стандартных учебно-практических или учебно-познавательных действий. Задания повышенного уровня трудности – это задания, требующие определенной самостоятельности учащихся в выборе способа действия. Они предполагают умение работать с научно-популярной и справочной литературой, проводить фенологические наблюдения, физические опыты, простейшие исследования и сравнения. В конце каждой темы предлагаются задания для работы в паре –
«Проверьте выполнение задания», которые направлены на формирование умения оценить работу других учащихся, найти допущенные ошибки и предложить свой вариант решения.
Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.