Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им.А.Т.Кучмезова с. Герпегеж Черекского района» КБР
Исследовательская работа по экологии:
«Бытовые отходы человечества.
Как спасти своё село от мусора».
Работу выполнила:
Куршаева Амина
ученица 10 класса
Руководитель: учитель биологии
Кучмезова Лейля Борисовна
2016 год
Оглавление
Введение 3
Теоретическая часть:
1.1. Географическое положение с.Герпегеж 3
1.2. Классификация мусора 5
1.2.Причины увеличения мусора 6
1.3. Степень опасности отходов 7
1.4. Способы утилизации 8
Основные принципы обращения с отходами. 10
Практическая часть:
3.1.Определение количества мусора 11
3.2.Свалки: вред окружающей среде 12
3.3.Борьба с мусором 14
4. Мусоросжигательные заводы (МСЗ) 16
5.Заключение 19
Список литературы 20
Введение
Экологический кризис сегодня охватил практически всю планету. Неизбежный спутник цивилизации – все возрастающее количество бытовых и промышленных отходов жизнедеятельности человека. Горы мусора растут по всей планете. В среднем на каждого жителя Земли в год накапливается около тонны отходов, а в целом это ни много, ни мало 5 миллиардов тонн. Эта проблема актуальна и для моего села. Я вижу, как загрязнены мусором территории вокруг домов, завалены обочины автомобильных и железных дорог. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали ближайшие леса. Меня заинтересовало, куда же девается этот мусор? Я люблю свое село и мне больно смотреть, как загрязняются улицы, поэтому я решила провести исследование по этой проблеме.
Цель:
изучить влияние мусора на окружающую среду
Задачи:
1.Познакомиться с видами мусора
2.Выявить причины увеличения мусора
3.Выяснить способы переработки мусор
4.Выявить места свалок мусора с.Герпегеж
5.Обобщить полученную информацию
6.Выяснить, что можно сделать для уменьшения количества мусора в с. Герпегеж
1.1. Географическое положение с.Герпегеж.
Перед началом работы мы внимательнейшим образом исследовали наше село и его окрестности. Черекский муниципальный район расположен в юго-восточной части Кабардино-Балкарии, граничит на юго-востоке с Республикой Северная Осетия (Алания) и на юге с Грузией. Площадь района примерно равна 2,5 тыс. кв. километров. Герпегеж расположен на Северо - востоке Черекского района и граничит с землями муниципальных образований п. Хасанья, п. Белая Речка, г. Нальчика и Чегемского района.
Селение Герпегеж занимает территорию в размере 603 га. В селе проживают 1198 человек. Имеется одна официальная свалка, ведется постоянная работа по ликвидациям несанкционированных свалок. Администрация села не имеет возможности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, так как нет в наличии автомашины.
Итак, мы исследовали посёлок, его окрестности и нашли много несанкционированных свалок и одну санкционированную. Расположение и размеры свалок, т.е. паспорт свалок, отражены в Приложении II.
Изучив, что в основном сбрасывают на свалки, мы задались вопросом - а так ли это всё безопасно для природы и здоровья человека?
Методы исследования:
Изучение теоретического материала по теме «Бытовой мусор»
Практическая работа:
- определение количества мусора
- выявление продолжительности сохранения мусора
- выявление мест свалок мусора с. Герпегеж
Теоретическая часть
В России на протяжении тысячелетий человек жил в тесном контакте с окружающей природой. В природе существовали неписанные правила охраны природы, которые наши предки свято выполняли, заботясь о том, чтобы их потомкам, т.е. нам, хватило и рыбы в воде, и ягоды в лесу, и леса, и воды, и воздуха, и солнца. У наших предков проблема мусора не стояла так остро. Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей.
Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть – 97% - идет в отходы.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации.
1.2.Классификация мусора:
Какой бывает мусор?



бытовой спецотходы промышленный
В каждой семье ведро с отходами ежедневно совершает путешествие к мусорному контейнеру.
В бытовые отходы идут:
бумага, книги, тетради, журналы;
стеклянные банки и бутылки;
металлические банки из–под консервов;
овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);
пластиковые упаковки;
картонные пакеты из-под молока или сока;
полиэтиленовые мешки и пакеты;
изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.)
изделия из древесины;
металлические, железные, резиновые вещи (например, старые игрушки) и многие другие вещи.
Каждый из нас постоянно пользуется множеством вещей, которые далеко не безопасны, не задумываясь об этом. Со многими из них надо обращаться очень аккуратно, а после использования не разбрасывать, не превращать в игрушки. Это спецотходы.
Вот некоторые из них:
батарейки;
остатки красок, лаков, клеев;
остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);
неиспользованные или просроченные медикаменты;
остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью и др.);
ртутные термометры;
автокосметика.
Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.)
Спецотходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора, ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по многим причинам.
Кроме бытовых и спецотходов, есть еще и отходы промышленных предприятий:
радиоактивные отходы;
ртуть и ее соединения – отходы химической промышленности;
мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;
соединения свинца и др.
Огромное количество мусора, образующегося в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению отрасли промышленности, занимающейся его переработкой.
Возникло научное направление гарбология, что означает в переводе «мусороведение». Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика.
В результате исследований установлено, что состав нашего мусора представляет собой сложный комплекс разнообразных химических соединений.
1.3 Причины увеличения мусора
В каждой семье, каждый человек выбрасывает мусор и с каждым годом его становится все больше и больше.
Можно назвать несколько причин увеличения мусора в последние годы:
рост производства товаров одноразового использования;
увеличение количества ярких, синтетических упаковок;
повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменять новыми.
1.4 Степень опасности отходов
Чем же грозит этот «распад» нам, людям и окружающей природе?
Насколько опасность, которую представляют свалки, является реальной?
Британские учёные обнаружили, что вещество, из которого изготавливают пластиковые бутылки и одноразовую посуду,
повышают риск развития сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний (особо опасен химикат бисфенол-А). Пластик вызывает мозговые нарушения и нарушения обмена веществ.
Люминесцентные лампы относятся к одним из самых опасных отходов. Они обязательно должны быть удалены из общей массы ТБО и не должны попадать на обычные свалки, быть рядом с населёнными пунктами. Одна лампа содержит около 150 мг ртути и способна загрязнить 500 тыс.м.куб. воздуха на уровне предельно допустимых концентраций – ПДК. Ртуть – один из лидеров группы металлов, представляющих наибольшую опасность для людей и поэтому, отнесён к 1 классу опасности.
Аккумуляторы и батарейки - в некоторых электрических батарейках содержание ртути – до 3000 мг, в батарейках для электронных часов – ртути до половины! Одна батарейка загрязняет 20 кубометров отходов! В свинцовых аккумуляторах для автомобилей – 8,5-9,5 кг свинца, и они тоже не должны попадать на свалки.
Металлический мусор опасен для почвы - медленно разрушаясь, он вступает в химические реакции с содержащимися в почве веществами. Это нарушает геохимический состав почвы, что в свою очередь может изменить тип растительности и нарушить баланс экосистемы.
Пищевые отходы имеют небольшое время разложения – всего 1-2 недели. Но и они несут человеку опасность, что является рассадником вредных микробов, при гниении выделяя дурно пахнущие и ядовитые вещества.
Бумага практически не наносит вреда окружающей среде. Однако,
краска, которая нанесена на бумаге, при разложении выделяет ядовитые вещества, а при сжигании некоторых видов краски, которыми покрыта бумага, могут образовываться диоксины.
Стекло опасно тем, что может ранить острыми краями при
использовании верхнего почвенного горизонта, и животных, и растения. Оно, так же как и металл, нарушает механическую структуру почвы, а, разрушаясь, способно изменять и её геохимический состав.
1.5 Способы утилизации
Вопрос « куда деть мусор?» становится все актуальнее. В настоящее время распространение получили три способа переработки мусора:
устройство специально оборудованных свалок (самый распространенный в нашей стране, дешевый, но не лучший способ);
компостирование мусора;
утилизация на мусороперерабатывающих заводах.
Рассмотрим каждый из этих способов:
Оборудованные свалки представляют собой специально сооруженный склад для отходов. Место для них выбирается с учетом определенных условий:
значительное расстояние от населенных пунктов;
роза ветров (чтобы ветер не дул к жилым массивам);
вдалеке от охраняемых природных территорий;
вблизи водоемов (для защиты грунтовых вод);
достаточно большая территория (для реализации в течение длительного времени).
Сделать это далеко не просто. Ведь нужны ещё подъездные дороги, ограждения, обслуживающий персонал и техника.
Доставленный на свалку мусор должен разравниваться, уплотняться и укрываться слоями строительного мусора. Со временем такой мусорный склад становится похож на слоеный пирог. У нас таких свалок очень мало. Чаще всего мусор сваливают в большую кучу, иногда разравнивают, а чаще всего сжигают – это грубое нарушение переработки.
Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Этим способом можно перерабатывать только органические вещества, имеющие естественное происхождение (растительное или животное)
Под воздействием бактерий и кислорода (воздуха) они разлагаются. Отходы перегнивают и образуют компост, который применяют как сырье для удобрений (перегной) или корм для животных (особенно рыб)
Мусороперерабатывающие заводы – их в России насчитывается всего семь. Перерабатывают они твердые бытовые отходы.
Этот метод пока является самым эффективным и безопасным способом переработки, ведь при высокотемпературном процессе переработки исключается попадание в воздух токсических веществ.
Ученые работают над разными видами технологий, позволяющими из отходов получать полезные продукты. Проблема утилизации отходов актуальна для всех стран. Прежде всего, это относится к системе сбора бытовых отходов. Утилизация отходов позволяет экономнее расходовать природные ресурсы.
2.Статья 3. Основные принципы обращения с отходами.
Основными принципами обращения с отходами являются:
1) охрана и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
2) ответственность органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики за обеспечение благоприятной окружающей среды и безопасных условий проживания человека в процессе обращения с отходами;
3) минимизация образования отходов и уменьшение степени их опасности;
4) разделение отходов при их сборе и подготовке к переработке;
5) приоритет переработки отходов перед их уничтожением;
6) приоритет уничтожения отходов перед их захоронением;
7) недопущение организации несанкционированных свалок отходов и захламления территории;
8) развитие рынка вторичных материальных ресурсов и вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;
9) ответственность субъектов хозяйственной и иной деятельности за раздельный сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье;
10) возмещение вреда, причиненного окружающей среде, и направление средств, полученных в счет возмещения, на природоохранные мероприятия;
11) использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
12) доступность информации в области обращения с отходами;
13) участие в межрегиональном сотрудничестве в области обращения с отходами.
2. Производители отходов - физические лица обязаны:
1) соблюдать федеральное законодательство и законодательство Кабардино-Балкарской Республики в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологические, ветеринарно-санитарные, экологические и иные нормы и правила обращения с отходами;
2) принимать меры по предупреждению негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека;
3) незамедлительно информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о нарушениях норм и правил обращения с отходами, возникновении чрезвычайных ситуаций при обращении с отходами;
4) возмещать в установленном порядке вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу человека в результате нарушений законодательства в области обращения с отходами, норм и правил обращения с отходами.
Практическая часть
3.1 Определение количества мусора
На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно
300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%.
Я решила узнать, сколько и какой мусор выбрасывает моя семья. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили.
Виды мусора | Масса хлама |
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | Всего |
Бумага | 500 г | 600г | 300 г | 700 г | 2.100 г |
Пластик | 200 г | 500г | 250 г | 400 г | 1.350 г |
Стекло | 400г | 800г | - | 300 г | 1.500 г |
Органические остатки | 1.200 г | 1.100 г | 1.250 г | 1.000 г | 4.550 |
Итого | 2.300 г | 3 кг | 1.800 г | 2.400 г | 9.500 г |
Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 9 кг 500 г мусора. Семья состоит из 4 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 2кг 375 г мусора, а за год примерно 285 кг.
Я провела такое же исследование и в классе.
понедельник вторник среда четверг



+ + + +
600 г
400 г
200 г
300 г
пятница суббота
300 г
1 кг 950 г
150 г
+ =
За неделю в классе накапливается 1 кг 950 г мусора, в классе 7 человек, значит, на одного человека примерно 271 г.
Таким образом, можно узнать примерную массу мусора в школе. У нас 24 классные комнаты, значит количество мусора в школе за месяц и весь учебный год.
Промежуток времени | Количество мусора |
За неделю | 1 кг 950 г |
За месяц | 7 кг 800 г |
За учебный год | 70 кг 200 г |
В нашей школе обучается 95 учащихся, за учебный год на одного учащегося приходится примерно 70 кг 200 г мусора.
Я обратила внимание на то, что в школьном мусоре в основном оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. При производстве бумаги из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды на 40%, по сравнению с производством бумаги из первичного сырья – древесины. И ещё 20% макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса.
3.2 Свалки: вред окружающей среде
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия не только в отдельных регионах, но и на планете в целом.
Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его везде:
на остановке (окурки, бутылки, банки, фантики и др.)
в лесу (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки)
в магазине (масса чеков, оберток)
на прогулке (бумажные обертки и др.)
Мусор не только портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде окружающей среде. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Эти свалки (пусть даже очень маленькие) представляют угрозу для людей.
Я насчитала 1 оборудованное место для сбора мусора в своем селе, а несанкционированных, т. е. просто свалок оказалось просто множество. Их можно увидеть в самых различных местах, и на берегу речки. Ветер разносит мусор, собаки растаскивают его. Вещества, образующиеся при разложении отходов, загрязняют атмосферный воздух, дождевая вода вымывает ядовитые вещества разложившихся отходов. Сегодня загрязнение почвы и водоемов бытовыми отходами приобрело глобальный характер.
Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых.
Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.
Эти цифры я могу подтвердить своим исследованием: как долго сохраняется мусор в воде и почве.
Поместим мусор из разных материалов: бумага, пластик, метал, фрукт.
- в емкость с водой
- в емкость с почвой
Посмотрим, что происходит с мусором:
В воде | Металл | Пластик | Фрукт | Бумага |
Сразу | Опустился на дно | Остался на поверхности | Остался на поверхности | Намокла |
Через неделю | Без изменений | Без изменений | Разбухнет | Начала распадаться |
Через месяц | Произошли изменения | Без изменений | Разложился | - |
В почве | Металл | Пластик | Фрукт | Бумага |
Сразу | - | - | - | - |
Через неделю | Без изменений | Без изменений | Разбухнет | Небольшие изменения |
Через месяц | Незначительные изменения | Без изменений | Сильные изменения | Сильные изменения |
Страшно подумать, что ожидает нас в скором будущем: мы окажемся заложниками самих себя, мы окружим себя горами мусора.
3.3 Борьба с мусором.
Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет, и не может быть в принципе.
Многие считают, что самый эффективный метод борьбы с мусором – это сжигание. Но мусор ни в коем случае нельзя сжигать. В огне и дыме таких костров образуются химические вещества, многие из которых чрезвычайно опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают к нам в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды.
Сжигать мусор недопустимо. Тем самым мы создаем угрозу своей жизни и жизни других людей и наносим вред окружающей среде. Этот запрет должен быть абсолютным!
Вот некоторые цифры: при сжигании 1 тонны твердых отходов образуется 320 кг шлаков, 30 кг летучей золы, 6 тыс. м3 дымовых газов, содержащих оксиды серы, азота, фтористый водород.
Мы еще долго можем ждать, когда в нашей стране построят достаточное количество мусороперерабатывающих предприятий, которые будут перерабатывать мусор самым эффективным и безопасным способом.
Каждую весну в нашем селе мы проводим экологические акции «Очистим село от мусора».
Уборка территории школы
Уборка водных источников села.
Что же делать? Есть ли надежда на победу в «борьбе» с мусором?
В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, перерабатываются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Кроме того, отдельные виды мусора (бумага, стекло, металл) можно не уничтожать, а перерабатывать в полезные вещи. Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь».
У нас в стране такой опыт проводится в Москве с 2005 года. Однако попытки приучить население к такому сбору отходов особого результата пока не дают.
Об этом же говорят и данные анкеты, которую я провела среди ребят своего класса: (см. приложение)
Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме.
И наконец предлагаю радикальный способ борьбы с мусором:. Продавцы всех магазинов села пишут фамилии покупателей на каждой купленной бутылке .И тогда мы узнаем, кто промахнулся мимо мусорного ящика.
Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше».
Мусоросжигательные заводы (МСЗ)
Технологические схемы МСЗ, оборудованные парогенераторами, включают такие узлы:
приемное отделение, предназначенное для ТБО и оборудованное мостовыми краном с грейферным ковшом;
мусоросжигательный агрегат с топочным устройством и котлом утилизаторов;
тягодутьевое устройство с дутьевыми вентиляторами первичного и вторичного воздуха, дымососом и дымовой трубой;
газоочистное устройство; шлакозолоудаляющее устройство с транспортерами и сепаратором черного металлолома.
В табл. 6.17 для сравнения приведены технико-эксплуатационные показатели отечественных МСЗ.
Первый отечественный завод для сжигания всей массы ТБО (спецзавод № 2 в Москве) работает по схеме, изображенной на рис. 6.15. Приезжающие на МСЗ мусоровозы взвешивают на автовесах, после чего отходы сгружают в приемный бункер вместимостью 2600 м'. Стенки бункера выполнены под углом 60 и 90о. ТБО из бункера в топки подают мостовым краном с грейферным ковшом типа «Полип» вместимостью 5,6 м. В приемном отделении поддерживается разрежение за счет забора из него дутьевого воздуха для горения, что способствует предотвращению выброса неприятных запахов и пыли за пределы отделения.
Через течку котлоагрегата отходы подают на стол питателя. Слой отходов в течке создает затвор, препятствующий неорганизованному подсосу воздуха в топку. Топочное устройство оборудовано обратно переталкивающей колосниковой решеткой системы «Мартин» (ФРГ) шириной 3 м и наклоненной под углом 26°4'. Решетка имеет две секции, состоящие из 13 рядов чередующихся подвижных и неподвижных колосников. Каждый ряд имеет индивидуальный привод. Ход колосников 415 мм. Подвижные колосники осуществляют обратно переталкивающее движение, что позволяет подавать 15...30 % горящей массы отходов навстречу движущемуся слою, создавая очаги нижнего зажигания.
Через 15 мин после пуска установки образуются очаги горения, что позволяет отключить пусковые газовые горелки. Остальная масса отходов (70...85 %) за счет шурующего эффекта хорошо перемешивается, что предотвращает от прогаров и оголения отдельных участков полотна колосниковой решетки и ее тепловой перегрузки. Скорость перемещения колосниковой решетки регулируют в соответствии с топливной характеристикой поступающих отходов. Толщину слоя на решетке изменяют с помощью подпорного вала с регулирующим приводом. Отдельные колосники решетки имеют отверстия, через которые подают первичный воздух, обеспечивая подвод окислителя к горящим отходам и охлаждение колосников.
Таблица 6.17. Технико-эксплуатационные показатели мусоросжигательных заводов

Рис. 6.15. Технологическая схема МСЗ № 2 (Москва)
1 — мостовой кран с грейферным ковшом; 2 — парогенератор; 3 —электрофильтр; 4 — дымовая труба; 5—магнитный сепаратор; 6 — склад шлака; 7 — механизм шлакоудаления; 8 —подпорный валик колосниковой решетки: 9 — обратно-переталкивающая колосниковая решетка; 10 — приемный бункер; 11 — бункер котлоагрегата
Температура воздуха, подаваемого под решетку, составляет 110...170°С. Для подогрева воздуха используют воздухоподогреватель, размещенный на напорном воздуховоде и состоящий из двух ступеней. В первой ступени воздух нагревается питательной водой, отбираемой перед последней секцией экономайзера котла, и возвращается затем в эту секцию для ее догрева. Воздух в первой ступени подогревают до 110 °С. С этой температурой он может поступать либо непосредственно под решетку, либо предварительно в паровоздушный теплообменник, где нагревается до 170 °С.
Конструкция колосников позволяет сжигать отходы с различной теплотой сгорания (3,5... 10,5 МДж/кг) с большим содержанием золы (АР до 50%) при высокой удельной производительности — более 400 кг/(м2·ч). Площадь колосниковой решетки каждого агрегата 20,9 м3, номинальная производительность 8,33 т/ч при теплоте сгорания ТБО 6,3 МДж/кг. Гарантийный срок работы колосниковой решетки около 30 тыс. ч. Температура в топочном пространстве регулируется автоматически и составляет 800...1000 °С, при ней обеспечивается выгорание твердых и газообразных горючих составляющих отходов.
Каждая топка сблокирована с котлом, номинальная паропроизводительность которого 14,5 т/ч (давление 1,3 МПа). В среднем из 1 т отходов получают 1,5 т пара. Уходящие из топки газы поступают в вертикальные газоходы котла, где до входа в экономайзер они пять раз изменяют направление движения. Благодаря резким изменениям направления потока газов происходит глубокая сепарация золы из их потока, по специальным течкам попадающей в шлакозолоудалитель.
Топочные газы на выходе из топки содержат 1.5...3 г/нм3 летучей золы, что приводит к абразивному износу поверхностен нагрева котла. Снижения абразивного износа добиваются установкой специальных котлов с разреженными трубами. Увеличение межтрубного пространства снижает скорость газов до 5 м/с. Проходя через котел, топочные газы охлаждаются до 230 °С, КПД котлов составляет 60...70 %. В среднем на двух котлах вырабатывают 112 тыс. т пара в год, из них 70 тыс. т отпускают потребителям и 42 тыс. т расходуют на собственные нужды завода. Топочные газы проходят через электрофильтр с эффективностью 94...97%. На выходе из дымовой трубы содержание летучей золы составляет 90... 150 мг/нм3 и выбросов из дымовой трубы летучей золы. Дымовая труба высотой 50 м (высота здания 28 м) обеспечивает снижение концентрации золы в воздухе (ниже ПДК).
Шлак составляет около 25 % (по массе) — 4...5 т/ч общего количества сжигаемых отходов. Его охлаждают в шлаковой ванне и подают конвейером на склад, вместимость которого обеспечивает пятидневный запас. По пути электромагнитным сепаратором с конвейера извлекают куски шлака с включениями металла, которые направляют в дробилку, где металл отделяют от шлака и подвергают повторной магнитной сепарации и пакетируют. Очищенный от металла дробленый шлак также поступает на склад.
5.Заключение
Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришла к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Для себя я составила памятку «Что может сделать один?»
ПАМЯТКА
систематически проводи уборку территории около школы, дома;
не бросай, куда попало мусор;
не оставляй мусор в лесу, около водоема, на месте отдыха;
собирай и сдавай макулатуру (сохраняя при этом природные ресурсы);
сдавай стеклотару, металлолом;
экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону);
аккуратно обращайся с учебниками, книгами;
бережно относись к вещам, чтобы они дольше служили нам;
отдай вещи, которые не носишь, нуждающимся;
при приготовлении пищи старайся не превращать в отходы полезные продукты;
дай вещи «вторую жизнь»
Если каждый из нас будет выполнять эти правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище.
Давайте же вместе будем следить за тем, чтобы в нашей школе, в нашем поселке всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки.
Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня. Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет!
Список литературы
«Наша окружающая среда». Учебное пособие для учащихся 1-го класса. Издательство ООО «УралЭкоЦентр», Екатеринбург – 2002г.
Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс – 1997г.
Большаков В.Н., Таршис Г.И., Безель В.С. Региональная экология. Учебник 10-11 классов. Екатеринбург: «Сократ» 2000 г.
Экология и дети Москва 1993 г.
Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы. Для учащихся 9-10 классов средней школы. Просвещение 1986 г.
Прохоров Б. Б. «Экология человека» - терминологический словарь Ростов-на-Дону – 2005г.
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь – справочник. Просвещение – 1992г.
8. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. Энциклопедия Астрель – 2005г.
Приложение
Анкета
«Собираешь ли ты макулатуру?»
«Собираешь и сдаешь ли ты пустую стеклянную посуду?»
«Используешь ли ты для записей обе стороны листа?»
«Используешь ли ты упаковки для изготовления полезных вещей?»
«Отдаешь ли ты одежду и обувь, из которых вырос, другим?
«Бережно ли ты относишься к школьному имуществу?»