Тренинг «Готовимся к экзаменам»
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: «Как справиться со стрессом на экзамене?» (продолжение)
Цель: познакомить выпускников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
Упражнение (Разогрев) «Состояние тревоги и покоя»
Цель: дать возможность учащимся ощутить себя в ситуации тревоги, обратить внимание на свое самочувствие в этой ситуации.
Участникам предлагается закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как каждый выпускник ощущает себя в ситуации тревоги.
Затем предлагается вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.
По завершении этого упражнения нужно обсудить его результаты и составить «Портрет тревоги» и «Портрет спокойствия». Необходимо обратить особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие — расслабленностью.
Презентация темы. «Как проявляется тревога»
Психологически чувство тревоги проявляется беспокойством и ожиданием каких-то неопределенных катастрофических событий. Человек становится беспокойным, суетливым, раздражительным. Способность к концентрации внимания ухудшается. Пульс учащается, отмечается повышенная потливость, возникает ощущение недостаточности вдоха.
Возможна тошнота, диарея, головокружения, предобморочные состояния, боли за грудиной, кожный зуд. Маленькие дети становятся плаксивыми и суетливыми. Дети постарше описывают тревогу, как «Мне как-то не по себе» или «Мне неспокойно».
Чувство тревоги развивается по нарастающей. Можно выделить следующие уровни тревоги:
Неопределенный дискомфорт, настороженность, внутреннее напряжение.
Напряжение становится более выраженным, появляется раздражительность, склонность акцентировать внимание на неблагоприятных сторонах любых событий и трактовать эти события с негативной точки зрения.
Ощущение неопределенной, но явной опасности.
Чувство тревоги становится более интенсивным, человек испытывает страх, интенсивность которого обычно не соответствует размеру и характеру реальной угрозы.
Человек испытывает ужас, ему кажется, что впереди неизбежная катастрофа.
Развивается тревожно-боязливое возбуждение, сопровождающееся бесцельной двигательной активностью и паническим поиском любой помощи.
Чем выше уровень тревоги, тем более дезориентированным становится поведение человека и тем труднее человеку вернуться в состояние внутреннего равновесия. Поэтому очень важно научиться распознавать и отслеживать тревогу, чтобы иметь возможность устранять ее на ранних стадиях.
Беспокойство — одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги.
Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.
Еще справиться с тревогой помогает медитация. По сути, медитация — это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.
Упражнение «Мышечная релаксация»
Цель: научить справляться с мышечным напряжением.
Инструкция: «Примите, пожалуйста, удобное положение, положите руки на колени и закройте глаза. Сосредоточьте ваше внимание на руках. Вам нужно ощутить тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть.
О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми».
Анализ:
— Какие чувства вызвало у вас это упражнение? Удалось ли вам расслабиться?
Расслабиться помогает также дыхательная релаксация.
Упражнение: «Дыхательная релаксация»
Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание.
Наиболее простой способ — это дыхание на счет. Нужно предложить детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета — выдох.
Анализ:
— Как меняется ваше состояние?
— Возникали ли трудности при выполнении упражнения?
Упражнение «Сосредоточение на предмете»
Цель: научить справляться с тревогой с помощью медитации.
Инструкция: «Каждый из вас должен выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положить его перед собой. В течение четырех минут удерживайте все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли».
Анализ:
— Справились ли вы с заданием?
— Что помогало и что мешало вам при выполнении этого упражнения?
Антистрессовая релаксация. RELAX. Видео «Волшебство рассветов и закатов»
http://video.mail.ru/mail/svetlana700/130/380.html
Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы:
— Как себя чувствуете?
— Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?
— Что было легко, а где почувствовали трудности?
— Какие есть пожелания на следующее занятие?
Необходимо объяснить участникам, что не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему.