СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты (в нашем контексте умения, связанные с читательской грамотностью)?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты (в нашем контексте умения, связанные с читательской грамотностью)?»

Проектирование урока

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты (в нашем контексте умения, связанные с читательской грамотностью)?

Вопросы, которые ставит учитель, проектируя урок:

  • Какого результата мы (учитель и учащиеся) хотим добиться?

  • Какие задания целесообразно отобрать для урока?

  • С какими текстами будут работать учащиеся на уроке?

  • Какие методы и приёмы работы будут эффективными?

  • Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?


Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это:

  • определение цели и задач;

  • отбор содержания учебного материала;

  • подбор методов и приёмов обучения;

  • определение форм организации деятельности учащихся;

  • подбор материала для домашней работы учащихся;

  • определение способов оценивания;

  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся.


Учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность системно-деятельностного урока заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика


Модель урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности



Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативая

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом.

Фиксируют проблему.

Строят понятные для собеседника высказывания

Понимают учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организует коллективный или индивидуальный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, версии, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели или письменное высказывание выделенные связи и отношения.

Участвуют в обсуждении


Осуществляют самоконтроль


4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Понимают и развивают учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (оценивает выполнение каждой операции).

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность).

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату



Каков же алгоритм проектирования урока?

  1. Сконструировать предметное содержание урока. Для этого:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.


2) Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие умения формируются на каждом этапе урока.


3) Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию?

Цель урока заключается в достижении предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету), метапредметных (освоение способов деятельности, формирование умений), личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм) результатов образования.

Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата?

Цели и задачи определяются в терминах субъектной позиции учащихся, формулируются от достижения результата учащимися.


4) Разработать структуру урока, логику разворачивания темы и логику организации деятельности учащихся на каждом этапе урока (например, работа в группах, индивидуальная работа, структурированная дискуссия и т.п.)


5) Сконструировать учебный материал. Для этого:

  • сконструировать (спланировать) учебный материал: подобрать тексты для работы на уроке;

  • подобрать и составить учебные задания, целью которых является достижение результата.


6) Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут.


7) Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать оценивание на уроке и после него, оценивание содержания и деятельности учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что оценивать;

  • как оценивать;

  • как использовать результаты оценивания.


8) Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.


9) Подготовить оборудование и материалы для урока. Составить список необходимых материалов, учебно-наглядных пособий, приборов и т. д.



Проектирование урока – это комплексная задача для учителя. Алгоритм нужен для учителя, чтобы не упустить важные детали, учитывать все шаги (этапы) проектирования урока.