Проектирование урока
Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты (в нашем контексте умения, связанные с читательской грамотностью)?
Вопросы, которые ставит учитель, проектируя урок:
Какого результата мы (учитель и учащиеся) хотим добиться?
Какие задания целесообразно отобрать для урока?
С какими текстами будут работать учащиеся на уроке?
Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это:
определение цели и задач;
отбор содержания учебного материала;
подбор методов и приёмов обучения;
определение форм организации деятельности учащихся;
подбор материала для домашней работы учащихся;
определение способов оценивания;
продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся.
Учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность системно-деятельностного урока заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика
Модель урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативая | Регулятивная |
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Строят понятные для собеседника высказывания | Понимают учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организует коллективный или индивидуальный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, версии, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели или письменное высказывание выделенные связи и отношения. | Участвуют в обсуждении | Осуществляют самоконтроль |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Понимают и развивают учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (оценивает выполнение каждой операции). | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (организация дифференцированной коррекционной работы, контрольно-оценивающая деятельность). | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Каков же алгоритм проектирования урока?
Сконструировать предметное содержание урока. Для этого:
четко определить и сформулировать для себя тему урока;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2) Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие умения формируются на каждом этапе урока.
3) Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию?
Цель урока заключается в достижении предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету), метапредметных (освоение способов деятельности, формирование умений), личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм) результатов образования.
Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата?
Цели и задачи определяются в терминах субъектной позиции учащихся, формулируются от достижения результата учащимися.
4) Разработать структуру урока, логику разворачивания темы и логику организации деятельности учащихся на каждом этапе урока (например, работа в группах, индивидуальная работа, структурированная дискуссия и т.п.)
5) Сконструировать учебный материал. Для этого:
сконструировать (спланировать) учебный материал: подобрать тексты для работы на уроке;
подобрать и составить учебные задания, целью которых является достижение результата.
6) Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут.
7) Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать оценивание на уроке и после него, оценивание содержания и деятельности учащихся на уроке, для чего подумать:
8) Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
9) Подготовить оборудование и материалы для урока. Составить список необходимых материалов, учебно-наглядных пособий, приборов и т. д.
Проектирование урока – это комплексная задача для учителя. Алгоритм нужен для учителя, чтобы не упустить важные детали, учитывать все шаги (этапы) проектирования урока.