Тема. Гениальный писатель и гениальный читатель
Что такое дегустация?
Какими качествами должен обладать дегустатор?
-уметь оценивать
3. Какие навыки должны быть у дегустатора?
-опыт
4.Для чего нужен опыт?
-уметь различать оттенки вкуса
Дегустировать можно продукт. Что еще можно дегустировать?
-Литературу. Что значит д-ть литературу?
-Оценивать жанр, понять особенности, найти общие черты для произведений автора
II. На экране определение дегустации
это определение качества какого - либо продукта по виду, вкусу, запаху.
Что значит дегустировать литературу?
Приступаем к д-ии. Первое блюдо перед вами. Что здесь?
-Продукт. Сыр с плесенью.
Кто хочет попробовать? Почему разные мнения?
-Разный вкус.
III. Что такое вкус? - Ощущения, предпочтения
А применительно к одежде?
-СТИЛЬ!
НА ЭКРАНЕ… Вкус - это склонность, привычка, художественная манера.
Мы сегодня будем говорить о художественной манере Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Как вам продукт? Дегустационная карта (первое впечатление, цвет, запах)
Цель: оценить, как подходит к изображению жизни. Легко ли было вам писать. Навыки д-ра сформированы? Где взять опыт?
Какая картина сложилась? Яркая, красочная?
МРАЧНОСТЬ!
ПРОТИВОРЕЧИЕ. Ф.М.Д. первым стоит в списке самых читаемых авторов не только в России, но и за рубежом. В списке Оксфорда роман «Преступление и наказание» входит в 10 лучших произведений. Мы должны понять - почему. С чего мы начнем оценивать это произведение? С текста.
Перед вами тексты из разных произведений Ф.М.Д.
Задание. Подчеркнуть ключевые слова, которые нужны для понимания смысла. 4 группы. Обобщить понятия по группам, общие понятия.
-Ребенок, нищета, окружающая среда (духота, вонь)
Это отрывки из 4 романов. Что их объединяет? Безысходность, бедность, нищета. ПЕРВЫЙ ингредиент –мрачность, погружение в нищую среду.
Составим кластер «Мир Достоевского» -Бедность, нищета.
I.Высказывания криминалистов:
-Причины преступления бесчисленные –это нищета, трудное детство, плохие условия, физическая неполноценность.
Какая мысль? 1.Все начинается с детства. 2.У каждого преступника своя причина.3.Какую роль играет нищета? –ПОДТАЛКИВАЕТ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ.
II. Карл Маркс: « Должно быть что – то такое в социальной системе, что увеличивает богатство, но при этом не уменьшают нищету. В такой системе преступность растет быстрее, чем численность населения.
Чем плоха система? Богатство растет, а нищета не уменьшается. Это вызывает зависть.
Рассмотрим статистические данные преступлений в России. В какие годы растет количество преступлений? В моменты кризисов. Почему?
Человек не знает, как выжить.
Как Ф.М. Д. решает этот вопрос?
Показывает нищету и зависимость человека от среды. Как живут Раскольников, Мармеладов? Выживают. Идут на преступления, алкоголь, проституция, самоубийства, депрессия.
А откуда в кризис берутся талантливые, гениальные люди?
А можно как –то помочь, вовремя подставить плечо? Есть ли у Достоевского такие люди?
Заполняем кластер. Кризис, депрессия, озлобленность, ненависть к людям, которые живут лучше.
+ ингредиенты: правдивость, самопожертвование, поддержка. К слову «ненависть» найдите антоним – «ЛЮБОВЬ». Присутствует ли оно в романе.
IV. Мне бы хотелось раскрыть вам еще один ингредиент рецепта Достоевского: «Наступает новый мир. Его организм бездушный, безвольный, но сильный. Душа переселилась в мозг.» О чем говорит автор?
-отречение от веры
-главное не душа, а материальный мир.
Какое это время? Наше? Эта проблема актуальна? Человек уходит от чувств к материальному.
Еще один ингредиент, который схож с данным текстом.
«Черный квадрат» К. Малевича.
Можно ли сказать, что Достоевский реализует данную мысль? Любовь, поддержка, добро способно сдержать зло?
Продолжим работу с текстом. «Вера обращает нас к истокам наших духовных традиций, к идеалам любви, милосердия, которые на протяжении веков служат народу, помогают выстоять».
Соотнесите 2 текста: 1 –проблема, а 2 –решение. Когда бал написан 1 текст? Когда второй? 1т. -1915г. Малевич, 2т. 7 января 2015г. В.В. Путин. 100 лет разделяют эти тексты. Что это значит? Проблема актуальна во все времена.
Достоевский показывает эти проблемы. Дополняем кластер: вера, духовность, сострадание +,- -добро – зло
V. Еще один ингредиент. Ролик. Какие чувства вы испытали? Какой посыл?
СОСТРАДАНИЕ. Не жалость. Чем отличаются?
Где на страницах романа звучит мысль о сострадании. В вашей жизни присутствует сострадание?
На дегустации мы говорили о романе Достоевского «Преступление и наказание». Ответим на главный вопрос урока. Почему читают его произведения?
Посмотрим иллюстрацию. Каждый свою дорогу выбирает сам.
VI. На столах лежат листочки, сделанные в технике скрапбукинг. В них записывают все, что хотят сохранить на память. Гениального писателя может понять только гениальный читатель. Запомните, что гениальным писателем нужно родиться, а гениальным читателем можно стать. Как стать гениальным читателем? Запишите, что вы сделаете, чтобы стать гениальным читателем?
VII.Может ли человек изменить свои вкусовые пристрастия? Сыр? А литературные пристрастия?
Я желаю вам стать людьми, имеющими хороший литературный вкус. Накопить жизненный опыт и уметь отличать правду от лжи, честь от бесчестия. Стремиться к лучшему, стремиться к звездам. Per aspera ad astra.