Сценарий занятия для 11 класса
Тема: Как стресс, плохие привычки и эмоциональное состояние влияют на физическое здоровье
Продолжительность: 45 минут
Форма: Интерактивное занятие с использованием презентации, тренинга и техник релаксации
Цели урока:
Образовательная цель:
Ознакомить учащегося с влиянием стресса и эмоционального состояния на физическое здоровье, объяснить механизмы воздействия стресса на организм, а также предложить способы управления эмоциями и стрессом.
Развивающая цель:
Развить у учащегося способность управлять стрессом, использовать техники релаксации и медитации для поддержания психологического здоровья.
Воспитательная цель:
Способствовать формированию здоровой психики у учащегося, научить его избегать вредных привычек и стрессов в школьной жизни, развить навыки самоорганизации и самоконтроля.
УУД (универсальные учебные действия):
Личностные УУД:
Осознание важности психологического здоровья.
Формирование ценности здорового образа жизни, свободного от зависимостей и стресса.
Познавательные УУД:
Умение анализировать влияние стресса на организм, осознавать последствия негативных эмоций.
Освоение методов релаксации и управления эмоциями.
Коммуникативные УУД:
Способность эффективно обсуждать вопросы психоэмоционального здоровья.
Умение слушать, высказывать своё мнение и участвовать в групповом обсуждении.
Регулятивные УУД:
Применение техник релаксации в повседневной жизни для борьбы со стрессом.
Развитие навыков контроля за собственными эмоциями и саморегуляции.
Воспитательный потенциал урока:
Развитие эмоциональной устойчивости у учащегося.
Формирование навыков предотвращения стресса и управления им, что способствует улучшению психоэмоционального состояния.
Привитие ценности здоровой жизни без зависимости от вредных привычек (алкоголь, табак, наркотики).
Стимулирование самостоятельности и ответственности за своё физическое и психическое здоровье.
План занятия:
Организационный момент (2 мин)
Учитель:
Приветствие и настрой на работу.
Озвучивание целей урока и структуры занятия.
Учитель:
– Сегодня мы будем говорить о том, как стресс и плохие привычки влияют на наше здоровье. Поговорим о том, как справляться с эмоциями и поддерживать психологическое здоровье. Важно понимать, что наша психика тесно связана с телом, и то, как мы справляемся с эмоциями, отражается на физическом состоянии.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Метод: Беседа
Учитель:
– Что такое стресс? Как вы обычно его переживаете?
– Знаете ли вы, как стресс влияет на организм?
Ожидаемые ответы ученика:
– Стресс — это когда ты нервничаешь, переживаешь. Я часто переживаю перед экзаменами.
– Стресс может вызывать головную боль или бессонницу.
Учитель:
– Совершенно верно! Стресс воздействует на организм, повышая уровень гормона кортизола. Если стресс становится хроническим, это может привести к заболеваниям сердца, проблемам с пищеварением, даже депрессии.
3. Презентация о стрессе и его влиянии на здоровье (10 мин)
Метод: Презентация (использование слайдов, статистики, иллюстраций)
Учитель:
– Давайте рассмотрим, что происходит в нашем теле, когда мы переживаем стресс. На экране вы видите основные эффекты стресса на организм.
Слайды:
Что происходит при стрессе?
Повышение уровня кортизола (гормона стресса)
Ускорение сердцебиения
Напряжение мышц
Нарушения в работе пищеварительной системы
Нарушения сна
Ослабление иммунной системы
Долгосрочные последствия стресса:
Хронические заболевания сердца и сосудов
Психосоматические расстройства
Ожирение и диабет
Депрессия, тревожные расстройства
Учитель:
– Стресс — это не только психологическое явление, но и физиологическое. Когда человек постоянно переживает стрессы, его тело начинает работать "на износ", и это может привести к болезням. А теперь давайте обсудим, как можно справляться с этим состоянием.
4. Обсуждение плохих привычек и их влияния на здоровье (5 мин)
Метод: Беседа
Учитель:
– Плохие привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем или наркотиками, также могут стать источником стресса и серьёзно повредить здоровье. Как вы думаете, что происходит с телом человека, который регулярно употребляет алкоголь или курит?
Ожидаемые ответы ученика:
– Курение повреждает лёгкие.
– Алкоголь влияет на печень и мозг.
– Это может вызывать зависимость.
Учитель:
– Совершенно верно! Эти привычки влияют на нервную систему, увеличивают уровень стресса и могут вызвать зависимости, что ещё сильнее ухудшает психоэмоциональное состояние.
5. Техники релаксации и медитации (10 мин)
Метод: Практическая работа
Учитель:
– А теперь давайте попробуем несколько техник, которые помогут вам справиться с напряжением и стрессом. Это релаксация и медитация.
Техники:
Дыхательная техника "Глубокий вдох и выдох"
– Положите руки на живот. Глубокий вдох через нос, живот поднимется. Медленный выдох через рот, живот опустится. Повторите 5 раз.
Техника "Прогрессивная мышечная релаксация"
– Напрягите мышцы ног, удерживайте 5 секунд, затем расслабьте. Повторите с мышцами рук, плеч, лица и шеи.
Учитель:
– Как вы себя чувствуете после выполнения этих упражнений?
Ожидаемый ответ ученика:
– Чувствую себя спокойнее, напряжение ушло.
Учитель:
– Эти техники помогут вам снять напряжение, когда вы чувствуете стресс. Практикуйте их, и со временем они будут работать как автоматическая реакция на стрессовые ситуации.
6. Тренинг: методы преодоления стресса и борьбы с тревогой (10 мин)
Метод: Ролевая игра + обсуждение
Учитель:
– Давайте потренируемся, как справляться со стрессовыми ситуациями. Представьте, что вам предстоит сдача экзаменов, и вы чувствуете сильное беспокойство. Как бы вы справились с этим состоянием?
Ролевая игра:
Учитель предлагает сценарий: ученик переживает стресс перед важным экзаменом. Ученик должен выбрать, какие методы справления с этим состоянием ему подойдут (дыхательные упражнения, медитация, позитивные аффирмации).
Обсуждение:
– Как вы могли бы справиться с таким состоянием в будущем? Какие методы вам понравились больше всего?
Ожидаемый ответ ученика:
– Я бы попробовал делать дыхательные упражнения и меньше думать о последствиях экзамена.
7. Заключение и рефлексия (3 мин)
Учитель:
– Что вы узнали нового на уроке? Как эти знания могут помочь вам в будущем?
Ожидаемый ответ ученика:
– Я понял, как стресс влияет на здоровье и как важно уметь справляться с ним. Теперь знаю несколько методов для снижения стресса.
Учитель:
– Замечательно! Используйте эти техники в своей жизни, и ваше психоэмоциональное здоровье будет на высоте.
Итоги урока:
Учащийся узнал о влиянии стресса на физическое здоровье и научился техникам релаксации.
Оценены методы борьбы с плохими привычками и стрессом.
Развиты навыки саморегуляции и управления эмоциями.
Домашнее задание:
Написать эссе о том, как стресс влияет на здоровье и какие методы борьбы с ним кажутся вам наиболее эффективными.