СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как учить интересно( из опыта работы)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

О приемах и метода обучения,используемых  на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Как учить интересно( из опыта работы)»

МОУ «Столбовская школа»













КАК УЧИТЬ ИНТЕРЕСНО.

( из опыта работы)





Подготовила учитель географии : Новогрибельская Валентина Викторовна

























2017г.











(Из опыта работы ) Выступление по теме:

«Как учить интересно»

Цель современного образования - развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

Считаю, что мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Этому могут способствовать активные методы и приемы обучения. Знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются. Поэтому я целенаправленно построила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов обучающихся на уроках географии. 

На своих уроках отдаю предпочтение применению методам проблемного и развивающего обучения, методам интерактивного обучения. Часто использую разнообразные игровые приемы в форме ребусов, загадок, стихотворений, пословиц, притч. На уроках обобщения знаний и умений провожу викторины, географические тестирование, защиту творческих работ в форме проектов путешествий, рефератов. Даю задания составить кроссворд или тест по пройденным темам.

В своем выступлении я объединила методы и приемы, используемые мной на уроках в несколько групп и хочу рассказать о каждой из них

  1. Методы и приемы развивающего и проблемного обучения

В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося

  1. Приём “Логическая цепочка”.

Убери «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору (устно).

Например –

1. Виктория, Чад, Эйр, Ньяса (Озеро Эйр – в Австралии). (Африка Образ материка 7 класс)

нефть, газ, железо (Урок полезные ископаемые 7-8 класс)

Сирия, Египет, Лондон. (страны и столицы 11 класс)

3. Найди соответствие: (страна-столица, реки-притоки, высочайшие точки –горные системы России, мира)

Россия Париж

Германия Москва

Франция Берлин 

  1. Приём “Да-нет”.

На уроке по теме “Океаны ”, 7 кл. загадывается определенный океан, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Этот океан омывает материк Евразию? - да;

Этот океан самый большой? – да;

Этот океан самый теплый? – нет;

Этот океан открыл Магеллан? – да.

4.Приём “Найди ошибку”.

География.

Учащимся дается текст с заведомыми ошибками географического характера. Найти и доказать ошибочность.

1.Калининград-центр лесной промышленности. 2. Главной функцией является рекреационная.3. По функциям, особенностям расселения С-Петербург разделяется на 4 зоны. 4. В Северо –Западном районе города преимущественно большие. 5. Новые города в основном созданы в Калининградской области

5. В 5,6 и 7 классах мне очень помогают игры - пятиминутки, «Картографический практикум» в начале или в конце урока которые направлены на отработку номенклатуры, на формирование образа пространства. Эти задания можно дополнять и дополнять, подгоняя под каждую тему. Когда я чувствую, что эти задания даются очень легко, я усложняю их и тогда игра уже называется «НЕ вижу карту»

Примеры вопросов:

  1. Какие материки находятся в западном полушарии (Северная Америка,Южная Америка)

  2. Самый маленький океан (Северный Ледовитый)

  3. На какие полушария экватор делит землю (северное и южное)

  4. Россия расположена в каких частях света (Европе и Азии)

  5. Материки, которые омывает Северный Ледовитый океан с севера (Евразия,Северная Америка)

  6. Океан, который омывает Африку с запада (Атлантический)

  7. Самый широкий пролив (Дрейка)

6. Географические диктанты

«Цифровой диктант»

Набор утверждений, правильных и неправильных, составленный на материале изучаемой темы. Проводится в устной форме, ученики сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью компьютерной связи или специальных сигнальных карточек «+» и «-».  Можно проводить в письменной форме, когда учащиеся выписывают номера правильных утверждений или неправильных. В ответе получается цепочка из цифр.

1) Африка омывается тремя океанами

2) Самый маленький материк находится в северном полушарии

3) Северный Ледовитый океан пересекают все меридианы Земли

4)  Самое глубокое озеро расположено  на материке Евразия

5) Самая длинная река мира протекает в восточном полушарии и т.д.

«Числовой диктант»

1) К числу всех океанов прибавь число всех материков Земли (4+6)

2) Число материков, пересекающихся экватором, раздели на число материков, омываемых сразу всеми океанами(2:1)

3) От количества букв в слове, обозначающем гигантскую глыбу льда в океане, вычесть количество материков, названия которых начинаются на букву «А» (7-3) и т.д.

7.Творческое задание (составить кроссворд, составить литературный рассказ об изучаемом географическом объекте, составить тест по данной теме

8. Особое значение в изучении географии придаю формированию навыков самостоятельной работы с картой. Научившись работать с картой, разбираться в условных обозначениях, любой ученик может, даже не читая учебника, найти ответ на многие вопросы. Например, умея определять географические координаты, Прием сопосталения двух карт

“На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа и какие полезные ископаемые им соотвесттвуют, заполните таблицу и сделайте выводы

Формы рельефа

Тектоническая структура

Полезные ископаемые






Интерактивные методы обучения на уроках географии

Позволяют: 1. разнообразить урок, сделать его еще более ярким, запоминающим, выделить его основные моменты; 2. быстро получить полную и новую информацию; 3. проблему наглядности. В последнее время перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря информационным технологиям мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе. 4. организовывать электронные конференции, проектную деятельность и защиту ее).

На своих уроках применяю интерактивные методы обучения:

Использование авторских презентаций, электронных наборов карт, работа с интерактивной доской, здесь представлены основные приемы работы на уроках:

  1. Интерактивный тренажер – «Кто быстрей », пятиминутки для повторения стран Европы (изучения стран Европы в 11 классе)

  2. Найди соответствие: урок реки 8 класс, 11 класс страны Латинской Америки

  3. Показ электронных схем ( 6 как образуются осадки)

  4. Метод наложения на карты (природные ресурсыодного из океанов)

  5. Прием «Слайд-парад» дает возможность демонстрировать ученикам красоту природы любого уголка земного шара, совершать путешествия по странам и городам мира, знакомиться с культурой и обычаями людей (ф-в Обьекты Всемирного природного наследия ЮНЭСКО- 10 класс)

  6. Топографический диктант 5 класс (знание топознаков)

  7. Восстановите рассказ … 5 класс (Рассказ Барона Мюнхаузена)

Найди лишнее… (Географическая карта)

Географическое лото (Географические координаты)

Методы обучения в 5 классе в условиях перехода на ФГОС

Федеральный государственный стандарт основного общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а метапредметные универсальные учебные действия.

1.Методы мотивации учебной деятельности:

Метод создания проблемных ситуаций на уроке

Постановку проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Технология проблемного диалога нацелена прежде всего на формирование регулятивных УУД, обеспечивая развитие умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных - за счет использования диалога, познавательных – вследствие необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

урок «Географические координаты (1)»

игровой прием: На берегу моря была найдена бутылка с посланием корабля, терпящего крушение. В послании с корабля половина текса размыта и стерта, особенно координаты места кораблекрушения. Кораблю срочно требуется помощь, учащиеся разделяются на две команды, каждая из которых следует по своей широте северной или южной, результаты, оформляются в виде таблицы, где указываются моря и океаны).

Создание ситуации занимательности

урок «Географическая карта» Восхождение на гору успеха, в течение всего урока учащиеся выполняют задания и покоряют самые высокие вершины гор пяти материков, на каждой вершине ставят флажок (Австралия, Африки, Южной Америки, Северной Америки, Евразии), обучающимся в качестве заданий дается топографический диктант, загадки, задания на сравнение глобуса, карты, аэрофотоснимков Земли, плана местности, в конце урока учащиеся покоряют самую высокую вершину горы Эверест Джомолунгма Гималаи, и выставляют себе оценку по количеству набранных флажков)

Создание проблемной ситуации (иллюстрированный метод (ориентирование на местности), задание проблемных вопросов

«Лови ошибку географа» учитель показывает географический объект на карте и делает специально ошибку в названии, ученики его исправляют

Игра «Блеф-клуб» в старших классах.Когда детям предлагается информация о разных странахи с ней нужно согласиться или ее опровергнуть.

Большую роль в мотивации учения играет организация учебной деятельности школьников с различными современными источниками географической информации. например, при изучении темы «План и карта» в 5 классе использование интерактивной карты, которая помогает рассмотреть свой населенный пункт вплоть до дома, рассказ учащихся о GPS-навигаторе в автомобилях эмоционально обогащает урок, активизирует внимание, мотивирует на дальнейшее изучение материала. При переходе на ФГОС современный запрос личности – практическая значимость. География нужна не только для того, чтобы знать столицы государств, реки, горы, моря. Географические знания необходимы для решения многих практических задач.

9 класс ,при подготовке к ГИА

Более чем половина теста при итоговой аттестации учащихся в 9 классов состоят из вопросов, непосредственно связанных с различными тематическими картами. В каждом тесте есть 4 вопроса на работу с планом местности (умение определить расстояние, направление, профиль местности, выбрать подходящий участок для хозяйственной деятельности человека). 2 вопроса на работу картой (где находится территории города в зоне повышенного или пониженного давления, определить погоду в предложенном населенном пункте на следующий день), это выявление географических закономерностей связи изменения широты и долготы с продолжительностью светового времени, амплитудой колебания температур, высотой солнца над горизонтом и.т.д.)

1. Во все уроки включаю приемы работы с различными картами атласа, также стараюсь использовать большую часть практических работ с использованием тематических карт

1.Определение экономико-географического положения района

2. Оценка природно-ресурсного потенциала экономического района

3. Определение основных отраслей хозяйства на основе природно-ресурсной базы;

4. Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты

5. Создание образа региона на основе текста и тематических карт атласа

6.Оценка природно - ресурсного потенциала Северного Кавказа на основе тематических карт

Даю больше заданий на использование карт, например «Используя экономические карты, сравните отрасли специализации различных районов»

  1. Творческие задания, в том числе и на контурных картах

Проложение маршрута по историческим местам района

Проложение туристического маршрута по району

Народные промыслы в районе

Краткая характеристика исторически ценных культурных центров России

  1. Определение экономического района по предложенной информации.

Я использую слайд-парад «Что мы знаем о районе» или фотографии крупнейших городских центров района, памятников его культурного и природного наследия, фото самых богатых его природных ресурсов. Ученики с удовольствием определяют район и его географическое положение. Такие задания помогают в тренировке вопроса 30, где дается характеристика того или иного района, нужно его определить

  1. Задачи по темам «Воспроизводство населения», «Миграции», «Урбанизация » включаю в тематику уроков освоение территории и населении того или иного экономического района.

  2. В тестировании чаще использую вопросы на сопоставление двух или трех районов, которые уже были пройдены, для повторения или закрепления, включаю обязательно вопросы из тестов для ГИА, особенно в классе, где практически все ученики сдают данный предмет. Для тех классов, где географию по выбору сдают несколько человек, делаю обязательные карточки – задания с заданиями из ГИА для систематической подготовки.

  3. Олайн-тестирование, с обработкой результатов и выдачей итогового балла и оценки, указанием ошибок и их пояснением «Сайт Дмитрия Гущина «Сдам ГИА, вкладка «география», отработка тестовых заданий по каждому из 30 вопросов, создание персональных вариантов любой сложности для каждого ученика.

  4. Проведение консультаций по предмету, где отрабатываю навыки работы с тестами;

технику сдачи тестов (самоконтроль времени, оценка трудностей заданий и разумный их выбор, прикидка границ результатов, подстановка как прием проверки, метод исключения неверных ответов и т.д.). С целью закрепления навыков работы с тестами и определения уровня подготовки учащихся, в т.ч. и психологического тренинга, провожу репетиционный экзамен с заполнением бланков (по материалам и в соответствии с требованиями к проведению ГИА).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!