Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической
культуры
Мураткова Л.А
Учитель начальных классов МКОУ « Гимназии №6 г. Усть-Джегуты»
Аннотация:данная статья посвящена исследованию и внедрению средствами физической культуры снижению уровня беспокойности(неусидчивости).
- Снижение быстрого нарастания утомления.
- Снижение негативной реакции на низкие оценки.
- Уменьшение тревожности в стрессовых ситуациях.
- Формирование умения концентрировать внимание.
- Игры и упражнения на внимание.
- Снижение уровня агрессивности.
- Повышение уровня подготовленности к занятиям в школе.
Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в 1 класс неготовыми к обучению. У них недостаточно сформированы такие компоненты готовности, как социальный, психологический, эмоционально-волевой.
Какие показатели наиболее полно характеризуют поведение первоклассников па общеобразовательных уроках? К ним относятся: уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомления, реакция на низкие оценки, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных работах, при необходимости быстро выполнить задание), уровень концентрации внимания, агрессивность, уровень подготовленности к занятиям (наличие учебников, тетрадей, карандашей и т.п.).
На первом месте показатель быстроты нарастания утомления. Невысока способность первоклассников поддерживать па уроке высокую концентрацию внимания длительное время. Тревожность в стрессовых ситуациях — очень распространенное явление. Если с ним не бороться, то в дальнейшем оно может привести к негативным явлениям, вплоть до полного отказа от усвоения нового материала. Несколько реже проявляется качество беспокойности (неусидчивости). Не так часто, но все же встречаются первоклассники с повышенной агрессией. Все замечания (как учителя, так и товарищей) они встречают «в штыки». Обычно это дети с повышенной возбудимостью, нередкое отклонениями и в состоянии здоровья. Им необходим специальный комплекс профилактических мероприятий. Незначительный процент первоклассников страдает отсутствием умений правильно подготовиться к занятиям. Это связано, прежде всего, с отсутствием умения концентрировать внимание на своей деятельности. Отрицательная реакция на низкие оценки у первоклассников — явление не типичное, хотя бы потому, что оценки им не выставляются и значимость оценки для них на этом этапе школьной жизни невелика. Для них характерны несколько иные ценности — общение, познание нового, игра и развлечение.
Каждый учитель постоянно сталкивается с таким поведением своих учеников. Как же выйти из этой ситуации? Не секрет, что большинство так называемых педагогических приемок в этих обстоятельствах не срабатывает и проблема нарастает как снежный ком.
Дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная, - наиболее подготовленные к школе. У учителя с ними, как правило, не бывает хлопот. Но есть дети, которые «недоиграли» в дошкольном детстве. Школьная ситуация превращается для ребенка в игровую, и если одна игра перестает быть интересной - он включается в другую. Такой ребенок может вести себя вызывающе: ходить по классу, мешать. Такое поведение обусловлено неспособностью подчиняться одним требованиям.
Приходят в школу дети и с очень низким уровнем самостоятельности, с интеллектуальной пассивностью. Они могут выполнять все формальные требования: отступить столько-то клеточек, написать столько-то букв. Но с усложнением школьного материала успехи ребенка начинают падать, а это ведет к появлению тревожности, неврозов.
Невнимательные дети становятся более невнимательными, а неусидчивые — еще неусидчивее. В этом случае помогут средства, накопленные за многие тысячелетия разными системами физической культуры. Умелое их использование практически всегда приводит к положительным результатам, а простота и небольшое время, необходимое для их выполнения, оказываются неоценимыми в педагогической практике.
Выявленная педагогическая характеристика первоклассников позволяет наметить те моменты, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь и на которые необходимо воздействовать. Основой для таких воздействий служит закон работы человеческого сознания: в каждый момент можно выполнять только один вид деятельности. Например, если ученик постоянно вертится, то сконцентрировать свое внимание на чем-то конкретном он не в состоянии. Наоборот, если его внимание полностью направлено на какой-то предмет или явление, то ни о каком отвлечении на посторонние предметы не может быть и речи. Использование этого закона открывает широкие перспективы для формирования качеств личности при помощи физических упражнений.
Снижение уровня беспокойности (неусидчивости)
Ритмичное дыхание. Под счет учителя дети начинают свободно, без напряжения выполнять глубокие ритмичные вдохи и выдохи. Время вдоха соответствует времени выдоха. На счет 1-4 - вдох; на счет 5-8 — выдох. По мере того как дети будут осваивать упражнение, продолжительность вдохов и выдохов может увеличиваться, но не более, чем до счета «шесть» (1-6 — вдох; 7-12 — выдох). Это предел, который переступать не рекомендуется. Важно следить, все ли дети способны поддерживать заданный ритм дыхания. Если ребенок ослаблен, ему можно снизить продолжительность упражнения. На стадии усвоения можно выполнять упражнение не более 1-й мин. Через 3-4 недели продолжительность увеличивается до 2 мин, а еще через 3-4 недели — до 3 мин. Это предельное время для первоклассников.
Черпаем море, разводим облака. И.п. — стоя, руки внизу, левая нога впереди, коле-пи полусогнуты. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки через стороны вверх (ладони обращены друг к другу), прогнуться назад. Наклоняя туловище вперед и делая медленный выдох, опустить руки через стороны вниз. Повторить 4-6 раз.
Статические упражнения
Дерево. И.п. — стоя, нога вместе. Одновременно с вдохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок приподнят, груда развернута. Дыхание свободное. Держать позу 30 с. Вернуться в и.п. Выполнить упражнение на расслабление.
Журавль. И.п. — основная стойка, ладони сложены перед грудью. Приподнять одну ногу, зафиксировать стойку на одной ноге 20-30 с. Вернуться в и.п. Выполнить упражнение на другой ноге. Вернуться в и.п.
Поглаживание рук. И.п. — стоя свободно, руки перед грудью. Активно потереть ладонью о ладонь в течение 10-15 с. Теплой ладонью одной руки выполнить поглаживание тыльной части другой руки, от пальцев к запястью (5-7 раз). Поменять руки и выполнить поглаживание другой рукой (5-7 раз). После этого выполнить поглаживание сначала одного, а затем другого предплечья (5-7 раз).
Сниженные быстрого нарастания утомления
Утомление первоклассников быстро нарастает по двум основным причинам: во-первых, на общеобразовательных уроках дети выполняют работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно концентрировать внимание на учебном материале. Во-вторых, эту работу необходимо выполнять длительное время, а, как известно, организм младшего школьника требует регулярной смены работы и отдыха.
Для повышения устойчивости к статическим нагрузкам предлагается использовать статические позы из системы хатха-йога, доступные первоклассникам.
Руки за спину. И.п. — основная стойка, руки вдоль туловища. Правую руку поднять вверх и завести за спину; левую руку завести за спину снизу и соединить пальцы рук в «замок». Выдержать позу 30 с и вернуться в и.п. Поменять руки и повторить упражнение, начиная с левой руки.
Выполнить упражнение на расслабление — Дерево (см. выше).
Фея сна. И.п. — сидя или стоя по кругу. Фея сна поочередно подходит к детям, касается плеча волшебной палочкой, и те закрывают глаза, расслабляют мышцы и «засыпают».
Для развития дыхательной системы используют подвижные игры, бег средней интенсивности, передвижения на лыжах, при возможности — плавание.
Снижение негативной реакции на низкие оценки
Основной метод снижения негативной реакции ребенка на низкие оценки — это формирование у него уверенности в своих силах. Этому помогают упражнения:
Шаги тигра. Медленно и аккуратно идет по лесу тигр, он ступает мягко, неслышно. Тигр сильный, уверенный в себе, он никого и ничего не боится. Дети входят в образ тигра, чувствуют себя все более и более уверенно, сильными, ловкими.
Дыхательная гимнастика. Задержка дыхания на вдохе с круговыми вращениями рук вперед и назад 3-4 раза; рывки руками в стороны на задержке дыхания — 4 раза; ритмичное дыхание на счет 1-4 — вдох, 5-8 — выдох. Время выполнения — 1-2 мин.
Дровосек. Из основной стойки: одновременно с плавным вдохом поднять руки вверх, задержать позу и резко наклониться вперед, руки резко «бросить» вниз одновременно с выдохом «Ха». Выпрямиться. Повторить 2-3 раза.
Уменьшение тревожности в стрессовых ситуациях
Если ребенок регулярно сталкивается со стрессовыми ситуациями (а именно они провоцируют практически все негативные явления), ему можно предложить комплекс упражнений, состоящий из физических упражнений и дыхательной гимнастики. Больше внимания уделять упражнениям, способствующим укреплению воли, настойчивости, целеустремленности (занятия в спортивной секции, упражнения на выносливость и мышечную силу).
Как выполнять элементарные приемы психорегуляции?
Дети подвергаются интенсивному воздействию разнообразных факторов, не всегда благоприятных для здоровья и психики, реагируют на них значительно острее взрослых. Следствием громадной нагрузки на психику являются вспыльчивость, непослушание, чувство тревоги, нежелание заниматься физическими упражнениями. Первоклассник, овладев даже элементарными приемами психорегуляции, сможет использовать их в своей повседневной жизни: перед выполнением контрольной работы, при появлении нежелательных эмоциональных реакций (страха, волнения, обиды и т.п.). Учителю и родителям рекомендуется рассказать ребенку, для чего выполняется то или иное упражнение, как его можно использовать в конкретной ситуации. Основное требование к месту для занятий — отсутствие отвлекающих факторов (сильный шум, посторонние люди, яркий свет, пониженная температура воздуха и т.п.). Желательно, чтобы ежедневные упражнения по расслаблению вошли в привычку, что позволило бы избежать переутомления и снять негативные последствия высокой учебной нагрузки.
Стопка на одной ноге. И.п. — основная стойка. Согнув правую ногу в колене, упереть стопу во внутреннюю часть левого бедра, ближе к паху, руки вверх, соединив ладони. Зафиксировать позу и выдержать ее до 15-30 с, затем вернуться в и.п. То же выполнить Левой ногой. Повторить 3-4 раза.
Расслабление лежа. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Отрегулировать дыхание, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов, постепенно замедляя ритм, делая дыхание все более легким и спокойным. Сконцентрировав внимание на дыхании, на вдохе произнести мысленно слово «один», на выдохе — «два» и т.д. до счета 10. Повторить 5-7 раз. Можно использовать положение и сидя на стуле, откинувшись назад, или наклониться вперед и лечь грудью на рабочий стол (парту).
Сгибание и разгибание рук. И.п. — основная стойка. Медленный и глубокий вдох через нос, руки вперед ладонями вверх. Задержав дыхание и сжав пальцы в кулак, быстро согнуть руки к плечам, а затем медленно с силой выпрямить вперед. Повторить 2-3 раза. С выдохом опустить руки и расслабить мышцы.
Спонтанный танец. Выполнение знакомых танцевальных движений под музыку сначала несколько замедленно, постепенно темп увеличивается до максимального. Движения во время танца выполняются спонтанно. Время выполнения — 3-7 мин.
Снежинки кружатся. Плавно кружатся пушинки, медленно опускаясь на землю, деревья, кусты. Дети подражают движениям снежинок, движения плавные, замедленные. Время выполнения — 3—5 мин.
Танец зверюшек. Каждый ученик — маленькая зверюшка. Каждая зверюшка исполняет свой танец, радуется хорошему настроению, ощущению силы и легкости в теле. Время выполнения — 3-5 мин.
Поглаживание шеи. И.п. — стоя. Правую руку положить на шею ниже затылка и выполнить 8-10 растираний. Поменять руки и выполнить то же левой рукой.
Дыхание в быстром темпе. Максимально глубокие вдохи и выдохи через нос в быстром темпе по 5-7 раз. Повторить 1-3 раза.
Формирование умения концентрировать внимание
Часто первоклассники не всегда усваивают учебный материал, который им дается на уроках. Здесь может быть много причин, но есть наиболее характерные:
• отсутствие навыка максимально концентрировать внимание на объяснении учителя;
• объяснения учителя не интересны для него;
• отвлечение ребенка на посторонние проблемы (личные переживания, страх оказаться «плохим» в глазах окружающих, отклонения в состоянии здоровья).
Внимание рассеянно, ребенок не может сконцентрироваться на каком-то одном объекте
Возможно, он не привык длительно удерживать внимание на объекте (будь то рассказ, чтение книжки, игра). Чтобы сформировать такой навык, ребенку на уроке физической культуры полезно выполнять упражнения, способствующие концентрации внимания (подвижные и спортивные игры с мячом, катание па велосипеде, ходьба по узкой опоре).
Если ребенок просто переутомился из-за чрезмерных физических или психических нагрузок, их необходимо резко снизить и выполнить восстановительные процедуры (массаж, увеличение продолжительности ночного сна, витаминизация).
Если внимание рассеивается во время работы, необходимо сначала убедиться, нет ли нарушений здоровья, вызывающих такое поведение. Если отклонений здоровья не выявлено, рекомендуется включить в занятия физической культурой комплекс упражнений, требующий точности и повышенного внимания. Обычно в этих случаях используется ходьба по повышенной (10-20 см) опоре (например, по гимнастической скамейке), подвижные игры и элементы спортивных игр с мячом (футбол, волейбол), жонглирование теннисным мячом, броски и ловля малого мяча.
Игры и упражнения на внимание
Винт. И.п. — стоя. Поворот корпуса влево, руки одновременно свободно следуют за корпусом в том же направлении — вдох. Поворот корпуса вправо, руки одновременно свободно следуют за корпусом в том же направлении — выдох. Повторить 5—6 раз в каждую сторону.
Солнышко и тучка. Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание на 3—4 с). Солнце вышло из-за тучки, стадо жарко — расслабиться, сделать глубокий выдох.
Игра с песком. Набрать в руки воображаемый теплый песок - глубокий вдох. Сильно сжать пальцы в кулак и задержать дыхание. Посыпать колени песком, постепенна раскрывая пальцы, — медленный выдох. Стряхнуть песок с рук, расслабить кисти и пальцы.
Сосулька. Учитель читает: «У нас пол крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет — гвоздь упадет».
Дети поднимают руки над головой, затем роняют расслабленные руки и приседают. Повторить 4-5 раз.
Насос и мяч. Каждый ученик — большой мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, голова опущена. Учитель начинает «накачивать» мяч, сопровождая движения рук вверх-вниз со звуком «С-с-с». Мяч начинает надуваться, корпус выпрямляется, голова приподнимается, руки разводятся в стороны. Мяч надут. Учитель выдергивает шланг из мяча. Воздух выходит. Тело вновь обмякло. Повторить 2-4 раза.
Дыхательные упражнения
Вращения рук. И.п. — стойка, руки вытянуты перед собой. Глубокий вдох, задержать дыхание. Быстро взмахнуть руками, делая круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, задерживая дыхание. Руки опустить, с силой выдохнуть через рот. Повторить 2-3 раза.
Рывки руками. То же упражнение, но на задержке дыхания выполняются 4 «рывка» руками назад с последующим возвращением в и.п. Повторить 2 раза.
Снижение уровня агрессивности
Идем за Синей птицей. Дети идут по залу, взявшись за руки и напевая: «Мы длинной вереницей идем за Синей птицей. Идем за Синей птицей. Идем за Синей птицей». Время выполнения - 30-40 с.
Пылесос. И.п. — стоя или сидя. Глубоко под землей установлен волшебный пылесос. Он очень мощный. Когда он начинает работать, все плохое, что накопилось у вас, втянет пылесос. Вы все станете здоровыми, сильными, добрыми и веселыми. Время выполнения — до 3-5 мин, в зависимости от способности детей концентрировать внимание на задании. Упражнение можно повторять несколько раз в течение учебного дня.
Переноска мяча. Набивной мяч дети по два или три человека переносят на расстояние до 10 м. Выполняется в виде эстафеты.
Расслабление лежа. Ух, устали. Нужно полежать, расслабиться. Как легко и приятно лежать и ни о чем не думать! Мышцы расслабляются, дыхание становится легким и спокойным. Глаза закрыты. Дыхание свободное. Звучит спокойная музыка. Время выполнения — 3-5 мин.
Факиры. Дети сидят на коврике, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, факиры отдыхают. Продолжительность выполнения — до 5 мин.
Согревание. Выполняется стоя, руки вниз. Свободно, без напряжения наклониться вперед, согнуть ноги в коленях, соединить ладони и зажать их между коленями. Сжимая колени, энергично потереть ладонь о ладонь, согреть их. Во время трения руки выпрямлены, а плечи поочередно двигаются вверх-вниз, что позволяет активизировать биологически активные точки в области спины. Время выполнения — 30-40 с.
Повышение уровня подготовленности к занятиям в школе
Формирование осознания значимости своего учебного труда осуществляется в процессе всего пребывания ребенка в школе. Для формирования этого социально значимого качества личности трудно подобрать специальные физические упражнения. Здесь важен такт и педагогическое мастерство учителя. Чтобы ребенок осознал всю важность учебного труда, необходимо постоянно указывать ему на его достижения. Пусть они будут минимальными, даже мнимыми, но каждый учитель всегда найдет возможность за что-то похвалить ребенка. Похвала окрыляет, критика убивает желание трудиться. При этом не следует путать критику с необходимыми замечаниями, которые также должны быть сделаны тактично.
Грести на лодке. И.п. — стоя, руки вниз. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки вперед-вверх. Одновременно с медленным выдохом наклониться вперед, руки, не сгибая, опустить вниз и отвести назад по дуге. Повторить 6 раз.
Готовлюсь к урокам. Дети готовят необходимые книги, тетради, карандаши и кладут их в портфели. При этом они вслух проговаривают, что же они кладут. Учитель спрашивает, для чего необходим тот или иной предмет, поможет ли он усвоить новый материал.
Приведенные средства реабилитации первоклассники осваивают на уроках физической культуры. Все упражнения соответствуют возрастным возможностям первоклассников и подобраны таким образом, что полностью соответствуют и дополняют программный материал по физическому воспитанию. Обучение упражнениям не занимает много времени на уроках физической культуры. Закрепление материала и его использование осуществляется уже на общеобразовательных уроках, подвижных переменах, на занятиях в группах продленного дня, в домашних условиях. Последнее очень важно, и поэтому учитель должен познакомить родителей с основами использования рекомендуемых реабилитационных упражнений.
Общение с родителями - большая ценность для ребенка. Своим вниманием родители поддерживают у детей интерес к познанию. Не надо отмахиваться от детских вопросов, пичкать готовыми знаниями. Дайте возможность приобрести их самостоятельно. Если этим пренебрегают, получается то, о чем писал С. Я. Маршак:
Он взрослых изводил вопросом «почему».
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему».
С ребенком надо разговаривать. Будет нелишним с ребенком обсудить просмотренный фильм или мультфильм, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, рассказу, спросить, как он понял определенное явление природы, поступки людей, сказочных героев. Интерес - критерий доступности. Если ребенок начал зевать и отвлекаться, значит, объяснения уже недоступны ему. Дети любят рисовать, лепить, конструировать. В этих занятиях развиваются детские представления о мире. Для того чтобы полностью использовать развивающие возможности игры, рисования и других занятий, взрослый должен руководить ими, но тактично, ненавязчиво. Самостоятельность ребенка не будет ущемлена, если родители подскажут сюжет игры, помогут обогатить его. Они могут и сами поучаствовать в игре, исполняя ту или иную роль. Но инициатива должна принадлежать все же ребенку.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ
Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать. Одни взрослые сразу заявляют первокласснику: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки, в первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность, что вес будет сделано хорошо и без собственных усилий.
Присутствуя при приготовлении первоклассником домашних заданий, родители подбадривают его, объясняют, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельность своей. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Не правы те родители, которые заставляют переписывать домашние задания по десять раз.
1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено, источник света находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы и от руки. Во время приготовления уроков на стопе не должно быть никаких лишних предметов.
Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами.
Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно.
Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут.
Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий, кроме тех, которые дали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного (пусть и с ошибками) задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
С 6-летними школьниками вообще не следует проводить дома никаких учебных занятий, им не задаются домашние задания. Это вызвано повышенной утомляемостью 6-летних детей. Если кроме школьных занятий у них будут еще и домашние, то может наступить нервное переутомление, серьезно вредящее здоровью детей и резко снижающее их школьные успехи.
С шестилетками дома надо заниматься так же, как с дошкольниками: играть, рисовать, лепить, конструировать.
Но вернемся к ребятам постарше. Первое, что требуется от родителей - это приучить сына или дочь вовремя садиться за уроки.
Он должен сразу же привыкать работать, не отвлекаясь. А раз не должно быть отвлечений, то и родительские замечания нужно свести к минимуму. Вернуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: «Пиши, пиши», удивленным вопросом. «Почему же ты не решаешь?» Нотации, пространные рассуждения, раздраженные восклицания недопустимы: они только дополнительно отвлекают ребенка от работы.
В отдельных случаях, если ребенок не понял задачи, которую объясняли на уроке, повторите объяснение дома. Но, конечно, нельзя за ребенка решать задачу, проводишь вычисления.
Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно, из портфеля. Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.
И еще одно предупреждение. Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается «грязь».
9. Самоисправления - это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться. Школа не должна быть связана в сознании с отрицательными эмоциями.
10. Поддерживайте старание ребенка, высказывайте уверенность, что все у него получится.
Любой ребенок должен отвечать за свое поведение. Как же следует поступать родителям и учителям, чтобы хоть в какой-то степени контролировать поведение таких детей?
Главное - будьте последовательны и постоянны. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Гнев тоже можно контролировать. Если вы сердитесь - это не значит, что вы не любите своего ребенка.
Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Избегайте непрерывных одергиваний и запретов - «прекрати», «не смей», «нельзя» и т. д.
Отделяйте поведение ребенка, которое вам может не нравиться, от его личности. Составьте четкое расписание прогулок, еды, игр, занятий, повседневных обязанностей и сна. Старайтесь стимулировать и тренировать слуховое, зрительное и чувственное восприятие ребенка, его память, которая у гиперактивных детей развита слабее, чем у остальных.
Будьте терпеливы, повторяйте все по несколько раз.
Дайте ему какое-нибудь постоянное поручение. Обязательно следите за его выполнением. Не забывайте поощрять и признавать его старания.
Распознавайте сигналы. Предупреждающие о возможном взрыве. Постарайтесь спокойно вмешаться и предотвратить взрыв отвлеките ребенка или спокойно обсудите с ним конфликтую ситуацию.
Родители и учителя, способные разбираться в ощущениях своего ребенка, почти всегда в состоянии правильно реагировать на его нужды и удовлетворить истинные потребности. Когда достигается такой уровень воспитательного процесса, воспитание здоровых, нормальных детей можно считать искусством высокого класса. Но для этого требуется величайшая мудрость, терпение, преданность и любовь.
Список литературы
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной/ Москва: ТЦ "Сфера", 1997
Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться - Тула: ООО Издательство "Родничок", 2003
Ю.А. Копылов Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры. Журнал "Начальная школа" № 9, 2004
7