СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена исследованию и внедрению средствами физической культуры снижению уровня беспокойности(неусидчивости).

- Снижение быстрого нарастания утомления.

- Снижение негативной реакции на низкие оценки.

- Уменьшение тревожности в стрессовых ситуациях.

- Формирование умения концентрировать внимание.

- Игры и упражнения на внимание.

- Снижение уровня агрессивности.

- Повышение уровня подготовленности к занятиям в школе.

Просмотр содержимого документа
«Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры»

Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической

культуры

Мураткова Л.А

Учитель начальных классов МКОУ « Гимназии №6 г. Усть-Джегуты»

Аннотация:данная статья посвящена исследованию и внедрению средствами физической культуры снижению уровня беспокойности(неусидчивости).

 - Снижение быстрого нарастания утомления.

- Снижение негативной реакции на низкие оценки.

- Уменьшение тревожности в стрессовых ситуациях.

- Формирование умения концентрировать внимание.

- Игры и упражнения на внимание.

- Снижение уровня агрессивности.

- Повышение уровня подготовленности к занятиям в школе.




Проблема готовности ребенка к школе всег­да актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в 1 класс неготовыми к обучению. У них не­достаточно сформированы такие компоненты готовности, как социальный, психологический, эмоционально-волевой.

Какие показатели наиболее полно ха­рактеризуют поведение первоклассников па общеобразовательных уроках? К ним от­носятся: уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомления, реакция на низкие оценки, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных работах, при необходимости быстро выпол­нить задание), уровень концентрации вни­мания, агрессивность, уровень подготовленности к занятиям (наличие учебников, тетрадей, карандашей и т.п.).


На первом месте показатель быстро­ты нарастания утомления. Невысока спо­собность первоклассников поддерживать па уроке высокую концентрацию внимания длительное время. Тревожность в стрессо­вых ситуациях — очень распространенное явление. Если с ним не бороться, то в даль­нейшем оно может привести к негативным явлениям, вплоть до полного отказа от ус­воения нового материала. Несколько реже проявляется качество беспокойности (не­усидчивости). Не так часто, но все же встречаются первоклассники с повышен­ной агрессией. Все замечания (как учите­ля, так и товарищей) они встречают «в штыки». Обычно это дети с повышенной возбудимостью, нередкое отклонениями и в состоянии здоровья. Им необходим специ­альный комплекс профилактических ме­роприятий. Незначительный процент пер­воклассников страдает отсутствием уме­ний правильно подготовиться к занятиям. Это связано, прежде всего, с отсутствием умения концентрировать внимание на сво­ей деятельности. Отрицательная реакция на низкие оценки у первоклассников — яв­ление не типичное, хотя бы потому, что оценки им не выставляются и значимость оценки для них на этом этапе школьной жизни невелика. Для них характерны несколько иные ценности — общение, позна­ние нового, игра и развлечение.

Каждый учитель постоянно сталкивает­ся с таким поведением своих учеников. Как же выйти из этой ситуации? Не секрет, что большинство так называемых педагогичес­ких приемок в этих обстоятельствах не сра­батывает и проблема нарастает как снеж­ный ком.

Дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная, - наиболее подготовленные к школе. У учителя с ними, как правило, не бывает хлопот. Но есть дети, кото­рые «недоиграли» в дошкольном детстве. Школьная ситуация пре­вращается для ребенка в игровую, и если одна игра перестает быть интересной - он включается в другую. Такой ребенок может вести себя вызывающе: ходить по классу, мешать. Такое поведение обу­словлено неспособностью подчиняться одним требованиям.

Приходят в школу дети и с очень низким уровнем самостоя­тельности, с интеллектуальной пассивностью. Они могут выпол­нять все формальные требования: отступить столько-то клеточек, написать столько-то букв. Но с усложнением школьного материала успехи ребенка начинают падать, а это ведет к появлению тревож­ности, неврозов.

Невнимательные дети становятся более невнимательными, а неусидчивые — еще неусидчивее. В этом случае помогут средства, накопленные за многие тысяче­летия разными системами физической культуры. Умелое их использование практически всегда приводит к положительным результатам, а простота и небольшое время, необходимое для их выполнения, ока­зываются неоценимыми в педагогической практике.

Выявленная педагогическая характе­ристика первоклассников позволяет наме­тить те моменты, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь и на которые необходимо воздействовать. Осно­вой для таких воздействий служит закон работы человеческого сознания: в каждый момент можно выполнять только один вид деятельности. Например, если ученик постоянно вертится, то сконцентрировать свое внимание на чем-то конкретном он не в сос­тоянии. Наоборот, если его внимание пол­ностью направлено на какой-то предмет или явление, то ни о каком отвлечении на посторонние предметы не может быть и речи. Использование этого закона открывает широкие перспективы для формирования качеств личности при помощи физических упражнений.


Снижение уровня беспокойности (неусидчивости)

Ритмичное дыхание. Под счет учителя дети начинают свободно, без напряжения выполнять глубокие ритмичные вдохи и выдохи. Время вдоха соответствует време­ни выдоха. На счет 1-4 - вдох; на счет 5-8 — выдох. По мере того как дети будут осваивать упражнение, продолжительность вдохов и выдохов может увеличиваться, но не более, чем до счета «шесть» (1-6 — вдох; 7-12 — выдох). Это предел, который пере­ступать не рекомендуется. Важно сле­дить, все ли дети способны поддерживать заданный ритм дыхания. Если ребенок ос­лаблен, ему можно снизить продолжитель­ность упражнения. На стадии усвоения можно выполнять упражнение не более 1-й мин. Через 3-4 недели продолжительность увеличивается до 2 мин, а еще через 3-4 не­дели — до 3 мин. Это предельное время для первоклассников.

Черпаем море, разводим облака. И.п. — стоя, руки внизу, левая нога впереди, коле-пи полусогнуты. Одновременно с медлен­ным вдохом поднять прямые руки через стороны вверх (ладони обращены друг к другу), прогнуться назад. Наклоняя туло­вище вперед и делая медленный выдох, опустить руки через стороны вниз. Повто­рить 4-6 раз.


Статические упражнения

Дерево. И.п. — стоя, нога вместе. Одно­временно с вдохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Под­бородок приподнят, груда развернута. Ды­хание свободное. Держать позу 30 с. Вер­нуться в и.п. Выполнить упражнение на расслабление.

Журавль. И.п. — основная стойка, ладо­ни сложены перед грудью. Приподнять одну ногу, зафиксировать стойку на одной ноге 20-30 с. Вернуться в и.п. Выполнить упражнение на другой ноге. Вернуться в и.п.

Поглаживание рук. И.п. — стоя свобод­но, руки перед грудью. Активно потереть ладонью о ладонь в течение 10-15 с. Теплой ладонью одной руки выполнить поглажива­ние тыльной части другой руки, от пальцев к запястью (5-7 раз). Поменять руки и вы­полнить поглаживание другой рукой (5-7 раз). После этого выполнить поглаживание сначала одного, а затем другого предплечья (5-7 раз).


Сниженные быстрого нарастания утомления

Утомление первоклассников быстро на­растает по двум основным причинам: во-первых, на общеобразовательных уроках де­ти выполняют работу, к которой еще не при­выкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоян­но концентрировать внимание на учебном материале. Во-вторых, эту работу необходи­мо выполнять длительное время, а, как из­вестно, организм младшего школьника тре­бует регулярной смены работы и отдыха.

Для повышения устойчивости к стати­ческим нагрузкам предлагается использо­вать статические позы из системы хатха-йо­га, доступные первоклассникам.

Руки за спину. И.п. — основная стойка, руки вдоль туловища. Правую руку под­нять вверх и завести за спину; левую руку завести за спину снизу и соединить пальцы рук в «замок». Выдержать позу 30 с и вер­нуться в и.п. Поменять руки и повторить упражнение, начиная с левой руки.

Выполнить упражнение на расслабле­ние — Дерево (см. выше).

Фея сна. И.п. — сидя или стоя по кругу. Фея сна поочередно подходит к детям, ка­сается плеча волшебной палочкой, и те за­крывают глаза, расслабляют мышцы и «за­сыпают».

Для развития дыхательной системы ис­пользуют подвижные игры, бег средней ин­тенсивности, передвижения на лыжах, при возможности — плавание.

Снижение негативной реакции на низ­кие оценки

Основной метод снижения негативной реакции ребенка на низкие оценки — это формирование у него уверенности в своих силах. Этому помогают упражнения:

Шаги тигра. Медленно и аккуратно идет по лесу тигр, он ступает мягко, не­слышно. Тигр сильный, уверенный в себе, он никого и ничего не боится. Дети входят в образ тигра, чувствуют себя все более и бо­лее уверенно, сильными, ловкими.

Дыхательная гимнастика. Задержка ды­хания на вдохе с круговыми вращениями рук вперед и назад 3-4 раза; рывки руками в стороны на задержке дыхания — 4 раза; рит­мичное дыхание на счет 1-4 — вдох, 5-8 — выдох. Время выполнения — 1-2 мин.

Дровосек. Из основной стойки: одновре­менно с плавным вдохом поднять руки вверх, задержать позу и резко наклониться вперед, руки резко «бросить» вниз одновре­менно с выдохом «Ха». Выпрямиться. Пов­торить 2-3 раза.

Уменьшение тревожности в стрессо­вых ситуациях

Если ребенок регулярно сталкивается со стрессовыми ситуациями (а именно они провоцируют практически все негативные явления), ему можно предложить ком­плекс упражнений, состоящий из физичес­ких упражнений и дыхательной гимнасти­ки. Больше внимания уделять упражнени­ям, способствующим укреплению воли, настойчивости, целеустремленности (заня­тия в спортивной секции, упражнения на выносливость и мышечную силу).

Как выполнять элементарные приемы психорегуляции?

Дети подвергаются ин­тенсивному воздействию разнообразных факторов, не всегда благоприятных для здоровья и психики, реагируют на них зна­чительно острее взрослых. Следствием гро­мадной нагрузки на психику являются вспыльчивость, непослушание, чувство тревоги, нежелание заниматься физически­ми упражнениями. Первоклассник, овладев даже элементарными приемами психорегу­ляции, сможет использовать их в своей пов­седневной жизни: перед выполнением кон­трольной работы, при появлении нежела­тельных эмоциональных реакций (страха, волнения, обиды и т.п.). Учителю и родите­лям рекомендуется рассказать ребенку, для чего выполняется то или иное упражнение, как его можно использовать в конкретной ситуации. Основное требование к месту для занятий — отсутствие отвлекающих факто­ров (сильный шум, посторонние люди, яр­кий свет, пониженная температура воздуха и т.п.). Желательно, чтобы ежедневные уп­ражнения по расслаблению вошли в при­вычку, что позволило бы избежать пере­утомления и снять негативные последствия высокой учебной нагрузки.

Стопка на одной ноге. И.п. — основная стойка. Согнув правую ногу в колене, упе­реть стопу во внутреннюю часть левого бедра, ближе к паху, руки вверх, соединив ладони. Зафиксировать позу и выдержать ее до 15-30 с, затем вернуться в и.п. То же выполнить Левой ногой. Повторить 3-4 раза.

Расслабление лежа. И.п. — лежа на спи­не, руки вдоль туловища. Отрегулировать дыхание, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов, постепенно замедляя ритм, де­лая дыхание все более легким и спокойным. Сконцентрировав внимание на дыхании, на вдохе произнести мысленно слово «один», на выдохе — «два» и т.д. до счета 10. Повто­рить 5-7 раз. Можно использовать положе­ние и сидя на стуле, откинувшись назад, или наклониться вперед и лечь грудью на рабочий стол (парту).

Сгибание и разгибание рук. И.п. — основ­ная стойка. Медленный и глубокий вдох че­рез нос, руки вперед ладонями вверх. За­держав дыхание и сжав пальцы в кулак, быстро согнуть руки к плечам, а затем мед­ленно с силой выпрямить вперед. Повто­рить 2-3 раза. С выдохом опустить руки и расслабить мышцы.

Спонтанный танец. Выполнение знако­мых танцевальных движений под музыку сначала несколько замедленно, постепенно темп увеличивается до максимального. Движения во время танца выполняются спонтанно. Время выполнения — 3-7 мин.

Снежинки кружатся. Плавно кружатся пушинки, медленно опускаясь на землю, деревья, кусты. Дети подражают движени­ям снежинок, движения плавные, замедлен­ные. Время выполнения — 3—5 мин.

Танец зверюшек. Каждый ученик — ма­ленькая зверюшка. Каждая зверюшка ис­полняет свой танец, радуется хорошему настроению, ощущению силы и легкости в теле. Время выполнения — 3-5 мин.

Поглаживание шеи. И.п. — стоя. Правую руку положить на шею ниже затылка и вы­полнить 8-10 растираний. Поменять руки и выполнить то же левой рукой.

Дыхание в быстром темпе. Максималь­но глубокие вдохи и выдохи через нос в быстром темпе по 5-7 раз. Повторить 1-3 раза.


Формирование умения концентриро­вать внимание

Часто первоклассники не всегда усваи­вают учебный материал, который им дается на уроках. Здесь может быть много причин, но есть наиболее характерные:

• отсутствие навыка максимально концентрировать внимание на объяснении учителя;

• объяснения учителя не интересны для него;

• отвлечение ребенка на посторонние проб­лемы (личные переживания, страх ока­заться «плохим» в глазах окружающих, отклонения в состоянии здоровья).

Внимание рассеянно, ребенок не мо­жет сконцентрироваться на каком-то од­ном объекте

Возможно, он не привык длительно удерживать внимание на объекте (будь то рассказ, чтение книжки, игра). Чтобы сфор­мировать такой навык, ребенку на уроке физической культуры полезно выполнять упражнения, способствующие концентра­ции внимания (подвижные и спортивные игры с мячом, катание па велосипеде, ходь­ба по узкой опоре).

Если ребенок просто переутомился из-за чрезмерных физических или психичес­ких нагрузок, их необходимо резко снизить и выполнить восстановительные процеду­ры (массаж, увеличение продолжительнос­ти ночного сна, витаминизация).

Если внимание рассеивается во время работы, необходимо сначала убедиться, нет ли нарушений здоровья, вызывающих та­кое поведение. Если отклонений здоровья не выявлено, рекомендуется включить в за­нятия физической культурой комплекс уп­ражнений, требующий точности и повы­шенного внимания. Обычно в этих случаях используется ходьба по повышенной (10-20 см) опоре (например, по гимнасти­ческой скамейке), подвижные игры и эле­менты спортивных игр с мячом (футбол, волейбол), жонглирование теннисным мя­чом, броски и ловля малого мяча.


Игры и упражнения на внимание

Винт. И.п. — стоя. Поворот корпуса вле­во, руки одновременно свободно следуют за корпусом в том же направлении — вдох. Поворот корпуса вправо, руки одновремен­но свободно следуют за корпусом в том же направлении — выдох. Повторить 5—6 раз в каждую сторону.

Солнышко и тучка. Солнце зашло за тучку, стало свежо — сжаться в комок, что­бы согреться (задержать дыхание на 3—4 с). Солнце вышло из-за тучки, стадо жарко — расслабиться, сделать глубокий выдох.

Игра с песком. Набрать в руки вообража­емый теплый песок - глубокий вдох. Силь­но сжать пальцы в кулак и задержать дыхание. Посыпать колени песком, постепенна раскрывая пальцы, — медленный выдох. Стряхнуть песок с рук, расслабить кисти и пальцы.

Сосулька. Учитель читает: «У нас пол крышей белый гвоздь висит, солнце взой­дет — гвоздь упадет».

Дети поднимают руки над головой, затем роняют расслабленные руки и приседа­ют. Повторить 4-5 раз.

Насос и мяч. Каждый ученик — большой мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслабле­ны, голова опущена. Учитель начинает «на­качивать» мяч, сопровождая движения рук вверх-вниз со звуком «С-с-с». Мяч начина­ет надуваться, корпус выпрямляется, голо­ва приподнимается, руки разводятся в сто­роны. Мяч надут. Учитель выдергивает шланг из мяча. Воздух выходит. Тело вновь обмякло. Повторить 2-4 раза.


Дыхательные упражнения

Вращения рук. И.п. — стойка, руки вытя­нуты перед собой. Глубокий вдох, задер­жать дыхание. Быстро взмахнуть руками, делая круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, за­держивая дыхание. Руки опустить, с силой выдохнуть через рот. Повторить 2-3 раза.

Рывки руками. То же упражнение, но на задержке дыхания выполняются 4 «рывка» руками назад с последующим возвращени­ем в и.п. Повторить 2 раза.

Снижение уровня агрессивности

Идем за Синей птицей. Дети идут по за­лу, взявшись за руки и напевая: «Мы длин­ной вереницей идем за Синей птицей. Идем за Синей птицей. Идем за Синей птицей». Время выполнения - 30-40 с.

Пылесос. И.п. — стоя или сидя. Глубоко под землей установлен волшебный пыле­сос. Он очень мощный. Когда он начинает работать, все плохое, что накопилось у вас, втянет пылесос. Вы все станете здоровыми, сильными, добрыми и веселыми. Время вы­полнения — до 3-5 мин, в зависимости от способности детей концентрировать внима­ние на задании. Упражнение можно повто­рять несколько раз в течение учебного дня.

Переноска мяча. Набивной мяч дети по два или три человека переносят на расстоя­ние до 10 м. Выполняется в виде эстафеты.

Расслабление лежа. Ух, устали. Нужно полежать, расслабиться. Как легко и прият­но лежать и ни о чем не думать! Мышцы расслабляются, дыхание становится легким и спокойным. Глаза закрыты. Дыхание сво­бодное. Звучит спокойная музыка. Время выполнения — 3-5 мин.

Факиры. Дети сидят на коврике, скрес­тив ноги по-турецки, руки на коленях, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, факиры отдыхают. Про­должительность выполнения — до 5 мин.

Согревание. Выполняется стоя, руки вниз. Свободно, без напряжения накло­ниться вперед, согнуть ноги в коленях, сое­динить ладони и зажать их между коленя­ми. Сжимая колени, энергично потереть ла­донь о ладонь, согреть их. Во время трения руки выпрямлены, а плечи поочередно дви­гаются вверх-вниз, что позволяет активизи­ровать биологически активные точки в об­ласти спины. Время выполнения — 30-40 с.


Повышение уровня подготовленности к занятиям в школе

Формирование осознания значимости своего учебного труда осуществляется в процессе всего пребывания ребенка в шко­ле. Для формирования этого социально значимого качества личности трудно по­добрать специальные физические упражне­ния. Здесь важен такт и педагогическое мастерство учителя. Чтобы ребенок осоз­нал всю важность учебного труда, необхо­димо постоянно указывать ему на его дос­тижения. Пусть они будут минимальными, даже мнимыми, но каждый учитель всегда найдет возможность за что-то похвалить ре­бенка. Похвала окрыляет, критика убивает желание трудиться. При этом не следует путать критику с необходимыми замечани­ями, которые также должны быть сделаны тактично.

Грести на лодке. И.п. — стоя, руки вниз. Одновременно с медленным вдохом под­нять прямые руки вперед-вверх. Одновре­менно с медленным выдохом наклониться вперед, руки, не сгибая, опустить вниз и от­вести назад по дуге. Повторить 6 раз.

Готовлюсь к урокам. Дети готовят необ­ходимые книги, тетради, карандаши и кла­дут их в портфели. При этом они вслух про­говаривают, что же они кладут. Учитель спрашивает, для чего необходим тот или иной предмет, поможет ли он усвоить но­вый материал.

Приведенные средства реабилитации первоклассники осваивают на уроках физи­ческой культуры. Все упражнения соот­ветствуют возрастным возможностям пер­воклассников и подобраны таким образом, что полностью соответствуют и дополняют программный материал по физическому воспитанию. Обучение упражнениям не за­нимает много времени на уроках физичес­кой культуры. Закрепление материала и его использование осуществляется уже на об­щеобразовательных уроках, подвижных пе­ременах, на занятиях в группах продленно­го дня, в домашних условиях. Последнее очень важно, и поэтому учитель должен познакомить родителей с основами исполь­зования рекомендуемых реабилитационных упражнений.

Общение с родителями - большая ценность для ребенка. Своим вниманием родители поддерживают у детей интерес к познанию. Не надо отмахиваться от детских вопросов, пичкать готовыми зна­ниями. Дайте возможность приобрести их самостоятельно. Если этим пренебрегают, получается то, о чем писал С. Я. Маршак:

Он взрослых изводил вопросом «почему».

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему».


С ребенком надо разговаривать. Будет нелишним с ребенком обсудить просмотренный фильм или мультфильм, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, рассказу, спросить, как он понял определенное явление природы, поступки людей, сказочных геро­ев. Интерес - критерий доступности. Если ребенок начал зевать и отвлекаться, значит, объяснения уже недоступны ему. Дети любят рисовать, лепить, конструировать. В этих занятиях развиваются детские представления о мире. Для того чтобы полностью исполь­зовать развивающие возможности игры, рисования и других заня­тий, взрослый должен руководить ими, но тактично, ненавязчиво. Самостоятельность ребенка не будет ущемлена, если родители подскажут сюжет игры, помогут обогатить его. Они могут и сами поучаствовать в игре, исполняя ту или иную роль. Но инициатива должна принадлежать все же ребенку.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же непра­вы, как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать. Одни взрослые сразу заявляют первокласснику: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки, в первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность, что вес будет сделано хорошо и без собственных усилий.

Присутствуя при приготовлении первоклассником домашних заданий, родители подбадривают его, объясняют, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельность своей. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выпол­нено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны ос­таваться в пределах возможностей ребенка. Не правы те родители, которые заставляют переписывать домашние задания по десять раз.

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено, источник света нахо­диться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы и от руки. Во время приготовления уроков на стопе не должно быть никаких лишних предметов.

Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего по­сле возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от за­нятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлече­ний и игр с товарищами.

Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно.

  1. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут.

Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домаш­них заданий, кроме тех, которые дали в школе. Не заставляйте пе­ределывать плохо выполненную классную работу. Можно предло­жить проверить ее и исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного (пусть и с ошибками) зада­ния воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбива­ет охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

  1. С 6-летними школьниками вообще не следует проводить дома никаких учебных занятий, им не задаются домашние задания. Это вызвано повышенной утомляемостью 6-летних детей. Если кроме школьных занятий у них будут еще и домашние, то может насту­пить нервное переутомление, серьезно вредящее здоровью детей и резко снижающее их школьные успехи.

  2. С шестилетками дома надо заниматься так же, как с дошкольниками: играть, рисовать, лепить, конструировать.

  3. Но вернемся к ребятам постарше. Первое, что требуется от ро­дителей - это приучить сына или дочь вовремя садиться за уроки.

  4. Он должен сразу же привыкать работать, не отвлекаясь. А раз не должно быть отвле­чений, то и родительские замечания нужно свести к минимуму. Вернуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: «Пиши, пиши», удивленным вопросом. «Почему же ты не решаешь?» Нотации, пространные рассуждения, раздраженные восклицания недопустимы: они только дополни­тельно отвлекают ребенка от работы.

  5. В отдельных случаях, если ребенок не понял задачи, которую объясняли на уроке, повторите объяснение дома. Но, конечно, нельзя за ребенка решать задачу, проводишь вычисления.

  6. Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно, из портфеля. Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу на­чальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоя­тельно, показывая родителям только готовый результат.

И еще одно предупреждение. Никогда не ругайте сына или дочь за исправления, даже если от них в тетради получается «грязь».

9. Самоисправления - это первая форма самоконтроля. Они должны всячески поощряться. Школа не должна быть связана в сознании с отрицательными эмоциями.

10. Поддерживайте старание ребенка, высказывайте уверен­ность, что все у него получится.

Любой ребенок должен отвечать за свое поведение. Как же следует поступать родителям и учителям, чтобы хоть в какой-то степени контролировать поведение таких детей?

Главное - будьте последовательны и постоянны. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Гнев тоже можно контроли­ровать. Если вы сердитесь - это не значит, что вы не любите своего ребенка.

Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Из­бегайте непрерывных одергиваний и запретов - «прекрати», «не смей», «нельзя» и т. д.

Отделяйте поведение ребенка, которое вам может не нравить­ся, от его личности. Составьте четкое расписание прогулок, еды, игр, занятий, повседневных обязанностей и сна. Старайтесь стиму­лировать и тренировать слуховое, зрительное и чувственное восприятие ребенка, его память, которая у гиперактивных детей развита слабее, чем у остальных.

Будьте терпеливы, повторяйте все по несколько раз.

Дайте ему какое-нибудь постоянное поручение. Обязательно следите за его выполнением. Не забывайте поощрять и признавать его старания.

Распознавайте сигналы. Предупреждающие о возможном взрыве. Постарайтесь спокойно вмешаться и предотвратить взрыв отвлеките ребенка или спокойно обсудите с ним конфликтую си­туацию.

Родители и учителя, способные разбираться в ощущениях своего ребенка, почти всегда в состоянии правильно реагировать на его нужды и удовлетворить истинные потребности. Когда достигается такой уровень воспитательного процесса, воспитание здоровых, нор­мальных детей можно считать искусством высокого класса. Но для этого требуется величайшая мудрость, терпение, преданность и любовь.

Список литературы

  1. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной/ Москва: ТЦ "Сфера", 1997

  2. Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться - Тула: ООО Издательство "Родничок", 2003

  3. Ю.А. Копылов Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры. Журнал "Начальная школа" № 9, 2004


7