СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная разработка поможет выпускникам в подготовке к итоговому собеседованию.
МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ выпускников основной школы
Спонтанная (неподготовленная) речь
Обратите внимание!
Для проведения итогового собеседования участники с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды (далее – ОВЗ) привлекаются на добровольной основе . В случае изъявления желания участвовать в опытной эксплуатации, при наличии согласия родителей (законных представителей) лица с ОВЗ могут участвовать в итоговом собеседовании.
Продолжительность проведения итогового собеседования для указанной категории участников увеличивается до 30 минут.
«Регламент организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе 13 и 16 апреля 2018 года»
Инструкция по выполнению заданий
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.
Время на подготовку – 1 минута.
Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя
задания 1 и 2.
Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы:
Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Коммуникативные задачи
Задание 1
Осознанно и правильно передать замысел автора слушателям в соответствии с пунктуационными знаками .
Чтение текста вслух
Задание 2
Пересказ прочитанного текста с привлечением дополнительной информации
Сохранить все основные микротемы исходного текста и уместно, логично включить в него во время пересказа приведённое высказывание.
Задание 3
Создание устного монологического высказывания по одной из выбранных тем беседы
Задание 4
Участие в диалоге с экзаменатором-собеседником
Дать полные ответы на поставленные вопросы , изложить мысли логично, последовательно, используя разнообразные синтаксические конструкции, богатство и точность словаря.
Особенности задания 1 (чтение текста вслух)
Работаем с заданиями 1 и 2 КИМа
Сначала учащиеся должны прочитать задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно!
Последовательность подготовки к чтению:
Последовательность подготовки к пересказу :
Задание 1. Чтение текста. На фотографии Вы видите кардиолога, которого знает весь мир, - академика Николая Мих а́ йловича Амо́сова, чья жизнь может стать примером для подражания. Выразительно прочитайте текст о знаменитом академике Николае Михайловиче Амо́сове вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
1) Знаменитый на весь мир врач- кардио́лог , академик, Николай Михайлович Амо́сов , проработавший 36 лет директором Института сердечно-сосудистой хирургии и сделавший более 56 тысяч операций на сердце, призывал людей вести здоровый образ жизни. Он сам был наглядным примером того, что физические упражнения продлевают человеческую жизнь, приносят бодрость и силы.
2) Еще в сорокалетнем возрасте, когда рентген показал изменения в позвонках у Амо́сова, вызванные проводимыми им длительными операциями, Николай Михайлович разработал 10 упражнений, каждое по сто движений. Когда в доме появилась собака, к гимнастике добавились утренние пробежки. Систему движений он дополнял ограничениями в еде: его вес был 54 килограмма. Это и был «режим ограничений и нагрузок», который получил широкую известность.
3) В 79 лет Амосов, несмотря на свое больное сердце, ежедневно выполнял тысячи движений, бегал два километра трусцо́й , но, вместо уменьшения физических нагрузок, он увеличил их в три раза. Так изо дня в день, 360 дней в году без выходных, не давая себе поблажек, занимался доктор Амо́сов.
4) Прожив активно 89 лет, Николай Михайлович доказал, что человек может не только замедлить старение, но даже победить такую суровую болезнь, как порок сердца.
(174 слова)
Критерии оценивания выполнения заданий устной части Задание 1. Чтение текста вслух
Критерии оценивания чтения вслух
Интонация
Баллы
ИЧ
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
Темп чтения
1
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
0
ТЧ
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
1
Максимальное количество баллов за всё задание
0
2
Обратите внимание! Типичные ошибки при чтении текста!
Задание 2. Пересказ текста
В одной из своих многочисленных книг Николай Михайлович Амосов писал: « Резервы, которые создала природа в человеке, существуют до тех пор, пока человек максимально их использует, но, как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить ». Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в пересказ данный фрагмент.
Подумайте, где лучше использовать слова Н.М.Амосова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Особенности пересказа
Памятка к пересказу
1. Внимательно прочитайте текст, образно представив события, описанные в тексте .
2. Пересчитайте количество абзацев, сформулируйте их основные мысли.
3. Подумайте, где уместно в пересказе употребить предложенное высказывание.
4. Запомните сложные имена собственные, термины, даты.
5. Главное в пересказе - понимание содержания текста. Поэтому, пересказывая текст, заменяйте сложные слова синонимами; не используйте в пересказе слова со сложным ударением.
* При выполнении задания 2 (пересказ текста) экзаменатор-собеседник должен предупредить участника о том, что у него есть 2 минуты на подготовку к ответу на это задание, а также что участник при необходимости может использовать «ПОЛЕ ДЛЯ ЗАМЕТОК», размещенное на странице КИМ с заданием 2.
Задание 2 . Пересказ текста с включением приведённого высказывания
№
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания
П1
Сохранение при пересказе микротем текста
Баллы
Все основные микротемы исходного текста сохранены
1
Упущена или добавлена одна и более микротем.
П2
0
Соблюдение фактологической точности при пересказе
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.
1
Допущены фактические ошибки (одна и более)
П3
0
Работа с высказыванием
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.
1
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и/или не логично,
или
приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа.
П4
0
Способы цитирования
Ошибок нет
1
Допущены ошибки при цитировании (одна и больше)
Максимальное количество баллов за всё задание
0
4
Способы цитирования
Способы передачи чужой речи
Примеры
Предложения с прямой речью
В одной из своих многочисленных книг Амосов писал: «Резервы, которые создала природа в человеке, существуют лишь до тех пор, пока человек максимально их использует, но, как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить».
Предложения с косвенной речью
Николай Михайлович считал, что резервы, данные человеку от природы, существуют только до тех пор, пока он их использует. Неподвижный образ жизни превращает здорового человека в инвалида.
Предложения с вводными словами
По словам Амосова , регулярное максимальное использование человеком природных резервов помогает долго оставаться здоровым, а неподвижность превращает его в инвалида.
Формулируем основные мысли абзацев
+ высказывание:
Чтобы жить долго и быть здоровым, нужно больше двигаться, максимально использовать резервы, данные человеку природой.
Смысловые отношения между предложениями в тексте
Причинно-следственные и условно-следственные отношения
Поэтому, в результате, следовательно, значит, вследствие этого, благодаря этому, в связи с этим, при этом условии
Сопоставление и противопоставление частей информации
Так (же), таким (же) образом, тогда как, в то время как, с одной стороны, но, однако, зато
Временная соотнесенность частей информации
Вначале, сначала, прежде всего, в то же время, наряду с, впоследствии, в заключение
Иллюстрация, пояснение к предыдущей информации
Например, так, именно, даже, лишь, ведь, особенно, другими словами, иначе говоря
Смысловые отношения между предложениями в тексте
Дополнение и уточнение предыдущей информации
Также, при этом, причем, вместе с тем, кроме того, более того, между прочим, в частности
Ссылка на предыдущую или последующую информацию
Как было сказано, как говорилось, как видно, в соответствии с этим, в отличие от этого, согласно этому, как увидим дальше и т.п.
Обобщение, вывод, итог предыдущей информации
Таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, словом, вообще говоря, следовательно и т.п.
Определяем место высказывания
Знаменитый на весь мир врач-кардио́лог, академик, Николай Михайлович Амо́сов, проработавший 36 лет директором Института сердечно-сосудистой хирургии и сделавший более 56 тысяч операций на сердце, призывал людей вести здоровый образ жизни. Так, …. (иллюстрация)
Он сам был наглядным примером того, что физические упражнения продлевают человеческую жизнь, приносят бодрость и силы. Более того, …. ( дополнение данной информации)
В одной из своих многочисленных книг Николай Михайлович Амосов писал: « Резервы, которые создала природа в человеке, существуют до тех пор, пока человек максимально их использует, но, как только упражнения прекращаются, резервы тают. Попробуйте уложить здорового человека на месяц в постель, так, чтобы он ни на секунду не вставал, — получите инвалида, разучившегося ходить ».
Еще в сорокалетнем возрасте, когда рентген показал изменения в позвонках у Амо́сова, вызванные проводимыми им длительными операциями, Николай Михайлович разработал 10 упражнений, каждое по сто движений. Когда в доме появилась собака, к гимнастике добавились утренние пробежки. (Зачем он это делал?) (причинные отношения)
Систему движений он дополнял ограничениями в еде: его вес был 54 килограмма. Это и был «режим ограничений и нагрузок», который получил широкую известность.
В 79 лет Амосов, невзирая на свое больное сердце, ежедневно выполнял свои тысячи движений, бегал два километра трусцо́й, но, вместо уменьшения физических нагрузок, он увеличил их в три раза . (пояснение, причина, иллюстрация).
Так изо дня в день, 360 дней в году без выходных, не давая себе поблажек, занимался доктор Амо́сов.
Прожив активно 89 лет, Николай Михайлович доказал, что человек может не только замедлить старение, но даже победить такую суровую болезнь, как порок сердца.
Задание 1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек, изображенный на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт. Выразительно прочитайте текст о Юрии Гагарине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени
с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом- космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!
(176 слов)
Формулируем основные мысли абзацев
+ высказывание:
Ю.Гагарин дал людям веру в их силы и возможности.
Определяем место высказывания
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению С.П. Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам . Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.
(Потому что)
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом- космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее ― он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество . Продолжительность полёта Гагарина равнялась108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда! (Почему?)
Обратите внимание! Типичные ошибки при пересказе текста!
Г
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)
Соблюдение грамматических норм
Баллы
Грамматических ошибок нет
1
Допущена грамматическая ошибка (одна и более)
О
0
Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
или
допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)
1
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) (исключая слово в тексте с поставленным ударением)
Р
0
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
или
допущено не более двух речевых ошибок.
1
Допущены речевые ошибки (две и более)
И
0
Искажения слов
Искажений слов нет
1
Допущены искажения слов (одна и более)
Максимальное количество баллов
0
4
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10.
Схема оценивания заданий 1 и 2 (чтение текста и пересказ) итогового собеседования по русскому языку
Чтение вслух
ИЧ
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста?
ТЧ
Да/1
Пересказ текста с включением высказывания
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче?
Нет/0
П1
Да/1
Все основные микротемы исходного текста сохранены?
Нет/0
П2
Да/1
БЕЗ фактических ошибок?
Нет/0
П3
Да/1
Нет/0
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично?
Да/1
П4
Нет/0
БЕЗ ошибок при цитировании?
Да/1
Нет/0
Грамотность речи (задания 1 и 2)
Г
БЕЗ грамматических ошибок?
Да/1
О
БЕЗ орфоэпических ошибок, или не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)
Нет/0
Р
Да/1
БЕЗ речевых ошибок,
или
не более трёх речевых ошибок?
Нет/0
Да/1
Иск.
БЕЗ искажения слов?
Нет/0
Да/1
Нет/0
Орфоэпические нормы
В каком ряду во всех словах ударение
падает на первый слог?
Выпишите этот ряд слов.
Расставьте в словах ударение.
дочиста, легка, лила
цемент, близка, рвала
принял, подняли, принять
понят, заговор, тортов
сливовый, ждала, диагноз
Крапива, досуг, процент, портфель,
столяр, цыган, звонит, шофёр,
красивее, дефис.
Прочитайте предложения.
В каком из выделенных слов
ударение поставлено неправильно?
Выпишите это слово.
На дне океана можно встретить конические
трубы, над которыми вьются чёрные
КЛУБ Ы дыма.
Оказалось, что под одним номером дома
числилось несколько КОРПУС О В:
«а», «б», «в» и «г».
ОТЗ Ы В посла для консультаций не
означает разрыв дипломатических
отношений между странами.
В ванной работает сантехник, ЧИН Я ЩИЙ
водопроводный кран.
Чтобы попасть внутрь здания, нужно было
пройти через бюро ПРОПУСК О В.
Прочитайте предложения. В каких из
выделенных слов ударение падает на
второй слог? Выпишите эти слова.
Для защиты своего жилья стоит БРОНИРОВАТЬ
входную дверь.
Он был ужасный трагик, но превосходный
ХАРАКТЕРНЫЙ актёр.
Часто пишут о том, что, пока у детей не
выправится позвоночник, сидеть прямо для них
ужасная МУКА.
Наблюдение ведётся с помощью приборов ночного
ВИДЕНИЯ.
Миша считался остроумным парнем: он знал все
ОСТРОТЫ из книг Ильфа и Петрова.
Орфоэпические нормы. Сочиняем «запоминалки»
Особенности задания 3 (монолог)
ТЕМЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Монолог
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Особенности типов речи
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы:
Тема 1. Игры детства (на основе описания фотографии).
Тема 2. Спортивное соревнование, которое мне запомнилось (повествование на основе жизненного опыта).
Тема 3. Нужна ли человеку мечта? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 3. Монологическое высказывание
Критерии оценивания монологического высказывания (М).
Выполнение коммуникативной задачи
М1
Ученик справился с коммуникативной задачей.
М2
Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.
1
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допу стил фактические ошибки,
Учёт условий речевой ситуации
0
и/или приве л менее 10 фраз по теме высказывания.
Фактические ошибки отсутствуют.
Учтены условия речевой ситуации.
1
Условия речевой ситуации не учтены.
М3
0
Речевое оформление монологического высказывания (МР)
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.
1
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более).
Максимальное количество баллов
0
3
Обратите внимание!
Перед экзаменуемым стоит задача создать цельный текст, а не просто ответить на вопросы, никак не связывая отдельные предложения в завершенный логичный текст.
Обратите внимание!
Однако учащийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, т.е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению. Во время итогового собеседования не стоит ограничивать творческий потенциал учащихся.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Речевое оформление высказывания
Оценивая правильность речи заданий 3 и 4 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Типичные ошибки при выполнении экзаменуемыми задания 3
Особенности задания 4 (диалог)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Обратите внимание!
Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Задание 4. Диалог
В рамках диалога должны быть заданы три вопроса.
Круг возможных вопросов для диалога
Тема 1 «Игры детства»
1) Помните ли Вы игры и развлечения своего детства?
2) Какими самыми яркими воспоминаниями детства Вы можете поделиться?
3) Какова, по Вашему мнению, роль детства в судьбе человека?
Тема 2 «Спортивное соревнование»
1) Кто Ваш кумир в спорте и почему?
2) Что самое важное для Вас в желании участвовать в спортивных состязаниях и как Вы переживаете свои победы и поражения?
3) Может ли спорт утратить свою актуальность?
Тема 3 «Нужна ли человеку мечта?»
1) Влияет ли на выбор мечты массовая культура и как?
2) Есть ли у Вас мечта и помогает ли она выстраивать Ваши отношения с окружающими?
3) Почему, по Вашему мнению, мечты могут не исполниться?
Типичные ошибки при выполнении задания 4
Д1
Критерии оценивания диалога (Д).
Учащийся справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы в диалоге.
1
Ответы на вопросы не даны
или
даны односложные ответы.
Д2
0
Учёт условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации
1
Условия речевой ситуации не учтены
Максимальное количество баллов
0
2
2
Г
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)
Соблюдение грамматических норм
Баллы
Грамматических ошибок нет
1
Допущена грамматическая ошибка (одна и более)
О
0
Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
или
допущено не более двух орфоэпических ошибок
1
Допущены орфоэпические ошибки ( три и более)
Р
0
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
или
допущено не более трёх речевых ошибок.
1
Допущены речевые ошибки ( четыре и более)
РО
0
Речевое оформление
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.
1
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/ или используются однотипные синтаксические конструкции.
Максимальное количество баллов
0
4
Схема оценивания заданий 3 и 4 (монолог и диалог) итогового собеседования по русскому языку
Монолог
М1
Приведено 10 и более фраз по теме высказывания без фактических ошибок?
Да/1
М2
Учтены условия речевой ситуации?
Нет/0
М3
Да/1
Нет/0
Диалог
Характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения?
Д1
Да/1
Нет/0
Даны ответы на все вопросы в диалоге?
Д2
Да/1
Учтена речевая ситуация?
Нет/0
Да/1
Нет/0
Грамотность речи (задания 3 и 4)
Г
БЕЗ грамматических
ошибок?
Да/1
О
БЕЗ орфоэпических ошибок,
или
допущено не более 2-х?
Нет/0
Р
Да/1
БЕЗ речевых ошибок нет,
или
допущено не более 3-х?
Нет/0
Да/1
РО
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции?
Нет/0
Да/1
Нет/0
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.
Экзаменуемый получает зачёт в том случае , если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов .
Базовые умения работы с текстом в 5 классе
1. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
2. Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение):
• устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
• формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
• передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно- научных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
3. Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.
Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 100–110 слов.
Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения на уроках русского языка, — 200–250 слов.
Монолог. 6-й класс
1. Создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение; монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование . Выступать с научным сообщением.
2. Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
3. Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка.
4. Соблюдать в устной речи правила речевого этикета.
Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 60 слов .
7 класс. Ведение диалога
1. Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы.
2. Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии).
3. Участвовать в диалоге–запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики — стимулы; умение запросить дополнительную информацию);
диалоге–сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).
Рекомендуемый объём диалогического высказывания:
не менее 3 реплик (диалог–запрос информации) ;
не менее 4 реплик ( диалог–сообщение информации).
Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически чёткого представления о функционально-смысловой типологии речи, без умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, логико-семантическими, структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного ФСТР. Т.Б. Трошева
Признаки функционально-смысловых типов речи
Функция
(поэтому функциональный
тип речи)
Значение
(отсюда — смысловой
тип речи);
повествование
описание
рассуждение
тексты —
мысли
человека
о реальной
действительности
тексты,
в которых
отражается
реальная
действительность
предполагают
соотношение
с миром предметов
предполагают
соотношение
с миром суждений
структура и языковые
средства
Структура и языковые средства
Типы речи
Морфологические
средства
Описание
Примеры
Прилагательные, существительные, глаголы в форме несовершенного вида (часто в прошедшем времени) и наречия.
«Эти формы глагольного времени обозначают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как бы на одном живописном полотне» А.Горшков
Повествование
(рассказ о событиях)
Аннушка работала больничным клоуном. Раз в неделю она с другими волонтерами приезжала в больницу , развлекала тяжело больных детей, играла с ними, разучивала смешные стихи, пела песни , придумывала затеи, и детишки... с нетерпением ждали свою Нюшу.
1) Глагольные формы прошедшего времени совершенного вида.
2) Глаголы начинательного способа действия (начали, стали...).
3) Видовые формы глаголов со значением движения, восприятия, возникновения и мгновенности действия.
Рассуждение
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился ... Тонкий пожал три пальца , поклонился всем туловищем и захихикал , как китаец: «хи-хи-хи».
Обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.
Слово – дело великое…
Словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Будьте внимательны к слову!
Целеустановка экзаменуемого
изобразить мир одномоментно,
перечислив характерные
признаки
отразить мир в динамике
предъявить информацию
и аргументировать её
рассуждение
описание
повествование
Монолог-описание – способ изложения мыслей, предполагающий характеристику
предмета, явления в статическом или динамическом состоянии, который
осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей.
Монолог-сообщение (повествование, рассказ) – информация о развивающихся
действиях и состояниях; структура монолога – повествования представлена
следующей последовательностью: зачин – основная часть – вывод (заключение).
Монолог - рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми логическими
отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими
умозаключение.
Профессор Нечаева О.А.
Схемы функционально - смысловых типов речи
Описание
Повествование
Предмет, событие, явление
Рассуждение
Признак 1 + признак 2 + признак 3 . . .
Авторская оценка, вывод, заключение
Я
ПОМНИТЕ!!!
а) Опора на вопросы к заданию!
б) Не менее 10 (десяти) фраз!
Событие 1 + событие 2 + событие 3 …
Итог событий
Тезис
аргумент 1+ аргумент 2 + аргумент 3 и т.д.
вывод
ОПИСАНИЕ
Описание - функционально-смысловой тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе одновременно.
Описание
Лингвостилистические особенности описания
Статические и динамические описания
Статические
Динамические
Изображают предметы в состоянии покоя.
Показывают предметы, явления природы в движении.
Речь носит именной характер: главенствующую роль играют имена существительные, прилагательные.
На первый план выдвигаются глаголы, отражающие действия, рисующие динамическую картину.
«Природное явление (радуга)», «Любимый город», «Лучшее время года» и т.д.
«Футбольный матч», «Летняя гроза», «Волонтёрская помощь», «Добрый поступок» и т.п.
Обратите внимание!
Использование сопоставления текста с кадрами кинофильма или фотографиями помогает школьникам определить тип текста.
Однако динамическое описание природы, окружающей среды, состояния человека не может быть соотнесено с одним кадром. Если ученик пользуется этим приёмом при определении типа текста, в котором представлено динамическое описание, то он, определяя текст как повествование, допускает распространённую ошибку.
Динамическое описание
Субоч был человек стремительный. Он влетал в класс как метеор. Фалды его сюртука разлетались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, летел по траектории и падал на стол. Пыль завивалась вихрями за спиной латиниста. Класс вскакивал, гремя крышками парт, и с таким же грохотом садился. Застекленные двери звенели. Воробьи за окнами срывались с тополей и с треском уносились в глубину сада.
Таков был обычный приход Субоча.
(К.Паустовский)
В.В. Виноградов
Композиционная модель этого типа речи: объект описания — его признаки — общая картина, образ. Отправная точка — сам предмет или его часть. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки , В текстах-описаниях признаки предмета — это та новая информация, ради которой создается высказывание.
Новое 2
Новое 1
Новое 3
Новое 6
Предмет
(явление)
Новое 5
Новое 4
Фотография – это своеобразный закодированный текст, несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение человека.
В помощь учащимся
рассмотрите фотографию и прочитайте вопросы задания.
2. Определите замысел фотографа (зачем он сделал этот снимок?) и впоследствии начните своё высказывание с формулировки этого замысла.
3. Обратите внимание на детали запечатлённого (сначала – на самые важные, затем – на второстепенные).
4) Не забудьте рассказать:
5. Передайте своё впечатление от увиденного, эмоции, вызванные фотографией.
Пополняем словарный запас
3. Обратите внимание на детали, которые помогут Вам ответить на вопросы.
4. Назовите эмоции, чувства, настроение, которые переданы на фотографии.
Задание 3. Монолог
Тема 1. Игры детства
Опишите фотографию.
Не забудьте рассказать,
настроение;
8
10
7
3
5
1
2
4
6
9
Описание . Смысловая модель «целое – части».
1. Когда происходит события?
(пейзаж на заднем фоне: погода)
5. Чувства и эмоции,
вызванные
изображённым
на фотографии.
(воспоминания, связанные
со своим детством: радость,
ощущение ежедневных
открытий и чудес и т.п)
Детство
Чему ребята решили
посвятить своё время?
( карта, детали снаряжения )
Кто принимает участие в затее? Настроение?
(возраст детей, выражения лиц, одежда,
позы)
Атмосфера, переданная на фотоснимке, и настроение, созданное им
Атмосфера
перен. Окружающие условия, обстановка . Товарищеская а. А. доверия. В атмосфере дружбы.
Настроение
Внутреннее, душевное состояние . Веселое, бодрое, грустное н.
помогают создать атмосферу изображённого
и вызвать соответствующее настроение зрителя.
М. Пришвин
Восхищённый человек
Зорька нежнее щёчки младенца, и в тиши неслышно падает и тукает редко и мерно капля на балконе… Из глубины души встаёт и выходит восхищённый человек с приветствием пролетающей птичке: «Здравствуй, дорогая!» И она ему отвечает.Она всех приветствует, но понимает приветствие птички только человек восхищённый.
Устно дайте ответы на вопросы.
1) Какие художественные средства использует писатель при описании природы?
2) Какими качествами обладает «восхищённый человек»?
3) Почему приветствие птички может услышать и понять только «человек восхищённый»?
Опишите свой любимый уголок природы глазами восхищённого человека.
Представьте, что Вы узнали о том, что Ваш друг не прошёл в заключительный этап олимпиады. Выразите ему своё сочувствие.
Рассмотрите рисунок. Охарактеризуйте ситуацию, взаимоотношения между этими подростками. Что помогло Вам сделать свои выводы?
В помощь учащимся
«Лето. Утро. Холодок. Друзья. Речка. Удочки. Поплавки. Клёв. Плеск. Щука! Караси! Пескари! Радость. Костёр. Котелок. Вода. Картошка. Рыба. Лук. Объедение!».
«Мчатся, обгоняют, обходят, уворачиваются, несутся, ударяют, промахиваются, перегруппировываются, советуются, атакуют, забивают!»
«Очень тёплая, пронзительно синее, особенно красиво, ярко-красные, нежно-жёлтые, тускло-багряные, сказочно дивный, невероятно прекрасные, удивительно пышный, по-осеннему тепло, неожиданно грустно».
«Облако слов» как способ краткого описания темы
урока , которую учащиеся должны
определить;
тематическим группам , объяснить
свой выбор;
опорного конспекта ;
или рассказ, используя как можно
больше слов из облака;
определённой теме;
из слов, взятых по определённой
теме, и попросить определить его
содержание .
http://wordscloud.pythonanywhere.com/
Создание и интерпретация текстов на основе лексического поля фотографии
Опора для создания текста:
тематически обусловленные ключевые слова, отражающие
содержание, композицию, авторское отношение к изображаемому
Важно
а) пробудить воображение школьников;
б) учить использовать в создании текста
языковые средства образности;
в) ориентировать их на выражение собственного
отношения к объектам, изображённым на фото.
Словарно-стилистическая работа. Составление семантического поля фотографии
Назовите опорные слова и словосочетания, отражающие
а) содержание картины, её композиционный строй:
яркая по накалу эмоций сцена
спортивной борьбы, даны крупным
планом, атакующий удар, занимает
всё пространство фотографии,
своеобразный приём как бы остановленного
мгновения, на фоне буйной южной природы,
специальная площадка, разделённая
сеткой, дух соперничества и дружбы и т.п.
б) состояние спортсменов:
физически сильные люди, крепкое
телосложение, напряжённые позы,
сильные руки, высокие прыжки,
стремление направить мяч на сторону соперника и т.д.
Подберите синонимы к словам, включая
эмоционально-оценочные:
противники – нападающая сторона, противная сторона, соперники;
атаковать – идти на приступ, обрушиться, идти на штурм, налететь;
бдительный – зоркий, неусыпный, внимательный, недремлющий;
битва – сражение, схватка, столкновение;
слава – известность, популярность, знаменитость, признание;
защищать – оборонять, заслонять, спасать, отстаивать, отражать;
напряжённость – драматичность, острота, накал;
победить – одержать победу, нанести поражение, разгромить и т.п.
С помощью каких слов и словосочетаний
вы можете выразить своё отношение
к изображаемому?
Серьезная физическая подготовка,
умение работать в команде,
развитие реакции,
укрепление здоровья,
умение не сдаваться, стремление идти
к своей мечте через все преграды,
доверие товарищам и т.п.
Монологическое высказывание.
Опишите фотографию .
фотографию.
2 . Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
Музей
Кто работает?
Каким бывает?
экскурсоводы
реставраторы
хранители
исследователи
учёные
историческим
археологическим
этнографическим
зоологическим
ботаническим
художественным
театральным
музыкальным
литературным
политехническим
сельскохозяйственным.
краеведческим
мемориальным
изобразительных искусств
истории чего-л.
музеем-заповедником
музеем-квартирой
музеем-усадьбой
космонавтики и т.п.
городским
школьным
виртуальным
небольшим
частным
знаменитым
великолепным и т.д.
Что есть в нём?
залы
павильоны (выставочные)
фонды
реставрационные мастерские
хранилища
экспонаты
коллекции
картины
произведения живописи,
скульптуры, декоративно-
прикладного искусства
уникальные
редкие
ценные
оригиналы (подлинники)
копии
Что можно с ним сделать?
Что может музей?
открыть
создать
посетить
осмотреть
побывать
вместить
пополниться
обогатиться
выставить
купить
предложить
пропагандировать
исследовать
воссоздать
Какой бывает?
Кто работает в нём?
Театр
Художественный руководитель,
режиссёр, бутафор, реквизитор,
актёры, гримёры, суфлёры,
декораторы, гардеробщики,
осветители, билетёры, пожарные,
художники, рабочие сцены и т.д.
Академический
государственный
художественный
драматический музыкальный
народный
школьный
современный
экспериментальный
студенческий
молодёжный
столичный
провинциальный
прекрасный
знаменитый
волшебный
старинный
городской
летний
любительский
местный
великолепный
оперы и балета сатиры
миниатюры
эстрады
драмы и комедии
оперетты
юного зрителя
кукольный пантомимы
Что есть в нём?
Афиши, репертуар, труппа, гардероб,
фойе, касса, билет, аншлаг, сценарий,
зрительный зал, партер, балкон,
бельэтаж, ложи, галерка, ряды,
кресла, сцена, кулисы, занавес,
суфлёрская будка, гримёрная,
костюмерная, бутафорская,
прожекторы, антракт,
действия, акты, авансцена, рампа,
реквизит, аплодисменты, овации…
Театр может (-но)
Возглавлять, посещать,
организовать, создать, открыть,
объявить, поставить, уехать,
удостоиться, осветиться,
возникнуть, предложить,
обещать, обходиться, закрыться,
выпускать, приглашать,
получить, находиться,
выдвинуть, наполняться,
оставаться, посетить, пойти,
выступить, спасать, затихнуть,
сообщить, реорганизоваться,
любить, боготворить, покорить,
нравиться, реформировать…
Что видим на сцене?
Спектакль, постановка, декорации , репетиции,
актёрская игра, диалоги, монологи, трагедия,
комедия, драма, мастерское исполнение роли,
яркое сценическое действие, жесты, мимика,
костюмы, грим, прекрасное исполнение
главной роли, удачная инсценировка, массовые
сцены, музыкальное сопровождение, сюжет
(конфликт) пьесы, второстепенная роль и т.п.
Интересный концерт
Вчера Люська прибежала ко мне вся запыхавшаяся, вся сияющая и важная, вся нарядная и гордая…
— Мы с мамой были на концерте! — закричала она прямо с порога. — Ой, до чего концерт был интересный — ужас! Сначала мы пришли и стали раздеваться. Очередь в раздевалке — ужас! Все нарядные, духами пахнут, а некоторые в длинных платьях до пола...
Мы взяли бинокль. Ой, Люська, какой бинокль красивый — ужас! Весь беленький, перламутровый! А потом мы стали подниматься по лестнице. Лестница такая широкая, мраморная - ужас, а посередине ковёр. Я бы ни за что не разрешила по такому ковру в ботинках ходить! Я бы по нему только босиком пускала. Такой замечательный ковёр — ужас!
А потом мы пришли в зал и сели на свои места. Ой, какие у нас места были хорошие! Такие мягкие, бархатные… И кнопочками обиты. Очень хорошие места! И мы стали на сцену глядеть. А там на сцене рояль посерёдке, а по обе стороны занавес свисает. Тоже бархатный.
А потом на сцену вышла очень красивая тётенька.... Ну, у неё платье было так себе, мне не понравилось. Рукавчики короткие, тут сборочки, а тут такие пуговицы… Зато причёска, Люсь, потрясающая! Тут спереди чёлка длинная, а вот тут сбоку волосы кверху, и тут такие большие кудри. Я такой причёски никогда не видела!
Ну, в общем, она первую вещь сыграла, и все захлопали. Она тогда обрадовалась, встала и начала кланяться.
А потом села и заиграла вторую вещь. Да так громко! Прямо стены затряслись! Знаешь, как старалась! Даже на месте подскакивала! Честное слово! Она так по роялю дубасила, что я боялась, как бы рояль не сломался. Всё-таки жалко рояль. Такой красивый, чёрный, блестящий!
Она по нему, наверное, целый час дубасила, у меня даже в ушах звенело...
Очень интересный был концерт!
(По Пивоваровой И.)
Прочитайте фрагмент юмористического рассказа А.П.Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки N .», написанного от лица героини. Какие ошибки в её работе Вы можете отметить?
Как я провела каникулы?
Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом Иоанном, учеником третьего класса гимназии, на дачу. К нам съехались: Катя Кузевич с мамой и папой, Зина, маленький Егорушка, Наташа и много других моих подруг, которые со мной гуляли и вышивали на свежем воздухе...Я прочла много книг и между прочим Мещерского, Майкова, Дюму, Ливанова, Тургенева и Ломоносова. Природа была в великолепии. Молодые деревья росли очень тесно, ничей топор еще не коснулся до их стройных стволов, не густая, но почти сплошная тень ложилась от мелких листьев на мягкую и тонкую траву, всю испещренную золотыми головками куриной слепоты, белыми точками лесных колокольчиков и малиновыми крестиками гвоздики (похищено из «Затишья» Тургенева). Солнце то восходило, то заходило. На том месте, где была заря, летела стая птиц. Где-то пастух пас свои стада и какие-то облака носились немножко ниже неба. Я ужасно люблю природу. Мой папа всё лето был озабочен: негодный банк ни с того ни с сего хотел продать наш дом, а мама всё ходила за папой и боялась, чтобы он на себя рук не наложил. А если же я и провела хорошо каникулы, так это потому, что занималась наукой и вела себя хорошо. Конец.
Варианты ответов
Тема 1. Семейный альбом. Опишите фотографию.
Не забудьте описать
Кто?
Как выглядят?
Четыре поколения (бабушка, её дочка, внучка и правнучка)
Что делают?
Как делают?
Рассматривают альбом с семейными фотографиями
(С нескрываемым интересом, увлечённо, самозабвенно, трепетно, восхищенно, заинтересованно, с любопытством, с лёгкой грустью, внимательно и т.п.)
Каковы атмосфера занятия
и настроение героев фотоснимка?
(По каким приметам определили?)
В чем польза таких занятий?
Теплая, доброжелательная, непринуждённая, дружелюбная, доверительная, неповторимая, благоприятная. комфортная, уютная, домашняя, особенная, приятная, мирная, семейная, спокойная, особая и т.п.
Хорошее, умиротворённое, прекрасное, радостное, добродушное, дружелюбное, позитивное, замечательное, чудесное и т.д.
Укрепляют сплоченность семьи и создают ощущение её целостности, объединяют семью, создают атмосферу доверия и тепла, помогают узнать историю семьи, сохранить память о своих предках, помогают вспомнить счастливые дни детства, юности и т.п.
Кластер «Семейные традиции и ценности»
Повествование
« Пришел, увидел, победил » — так прокомментировал 2 апреля 47 г. Юлий Цезарь свою победу над понтийским царём Фарнаком.
Повествовательный текст
5. В тексте используются слова и словосочетания, показывающие соотношение действий во времени и пространстве ( однажды, сначала, только что, как-то зимой (осенью, летом, весной), в праздник, на каникулах, на прогулке, потом, тогда, а в это время и т.п .)
6. В тексте много глаголов, обозначающих конкретные действия.
7. Для текста характерна цепная связь между предложениями.
Отличие повествования от описания
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады И старый замок озаряет.
Заяц выскочил из лесу и побежал полем. Берестов и стремянный закричали во всё горло, пустили собак и следом поскакали во весь опор. Лошадь Муромского, не бывавшая никогда на охоте, испугалась и понесла. Муромский, провозгласивший себя отличным наездником, дал ей волю и внутренне доволен был случаем, избавляющим его от неприятного собеседника. Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока. Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, не ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа ее под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а Берестов пригласил его к себе.
о признаках предмета, описать обстановку, изобразить явление, рассказать о
событиях и действиях во времени).
последовательные?
Отличие повествования от описания
Описание
Повествование
Нет динамики ; действия или
признаки в описании
постоянные,
одновременные, не
изменяющиеся во времени.
Повествование динамично ,
действия
последовательны.
Можно изменить порядок
перечисления действий или
признаков, поменяв
Последовательность
«Новое» в описании – это
свойства предмета.
местами фрагменты
текста.
действий в
«Новое» в повествовании –
это действия предмета.
повествовании изменить
невозможно.
Схема повествовательного текста
Что произошло со мной?
В каком порядке события сменяли друг друга?
1 – ое:
однажды, сначала
Действие развивается во времени
Я
2-ое:
вдруг, потом
3-ье:
а в это время, затем, тогда
4-ое:
в конце концов
Небольшая, пешеходная, увлекательная, интересная, чудесная,
необыкновенная, прекрасная, фантастическая,
трёхдневная, замечательная, великолепная, удивительная,
незабываемая, отличная, двухчасовая, полезная, волшебная
непродолжительная и т.п.
Экскурсия
Какая?
Какие действия могут быть связаны с этим словом?
Город, улицы, проспекты,
набережные, бульвары,
достопримечательности,
скульптуры, памятники,
монументы, обелиски,
памятные места, исторические
места, мемориалы, мемориальный
комплекс (доска), музеи, парки,
скверы, библиотеки, театры,
кинотеатры, консерватории,
цирк и т.д.
Встать, собраться, отправиться, совершить, пойти,
подойти, начаться, проводить, последовать,
продолжиться, восхититься, поинтересоваться,
последовать, познакомиться, заинтересоваться,
спросить, понравиться, оказаться, продолжиться,
поразить, длиться, предстоять, проехать, пройти,
расспросить, увенчаться, случиться, увлечься,
выслушать, обогатиться, привлечь внимание,
состояться, убедить, войти, продлиться,
превратиться, подходить, оказаться, называться,
закончиться, завершиться.
осмотреть, посетить,
Рассказ из глаголов
Очнулась. Взглянула. Обомлела — проспала! Вскочила, стала будить. Буркнул, отвернулся.
Растолкала, подняла. Кинулась разогревать, накрывать, накручиваться…
Позвала. Молчит. Заглянула — накрылся, храпит. Пощекотала. Лягнул.
Рявкнула! Замычал, поднялся, поплёлся… Опоздаю!! Выскочила, помчалась.
Отходит! Догнала, уцепилась, повисла. Доехала. Спрыгнула. Звенит!
Побежала, ворвалась, отпихнула, проскочила. Отлегло!
Поднялась. Уселась. Вскочила, позвонила, напомнила погасить, выключить, причесать, застегнуть, обуть… Бросил. Разложилась, начала работать.
Встали, собрались, пошли.
Подошли, познакомились, отправились. Началась!
Последовали, осмотрели, поинтересовались, рассказали. Восхитились, удивились!
Прошли, увидели, замерли…
Спросили, показали, увлеклись, впечатлились, сфотографировали. Понравилось!
Продолжилась, вошли, поразились, залюбовались, выслушали. Не поверили, удостоверились.
Оживились, обсудили.
Завершилась, поблагодарили, распрощались.
Развиваем речь
Пётр Петрович Петухов, поручик пятьдесят пятого Подольского пехотного полка, получил по почте письмо, полное приятных пожеланий. «Приезжайте, — писала прелестная Полина Павловна Перепёлкина, — поговорим, помечтаем, потанцуем, погуляем, посетим полузабытый полузаросший пруд, порыбачим. Приезжайте поскорее, Пётр Петрович, погостить».
Петухову предложение понравилось. Прикинул: приеду. Прихватил полуистёртый полевой плащ, подумал: пригодится. Поезд прибыл после полудня. Принял Петра Петровича почтеннейший папаша Полины Павловны, Павел Пантелеймонович. «Пожалуйста, Пётр Петрович, присаживайтесь поудобнее», — проговорил папаша. Подошёл плешивенький племянник, представился: «Порфирий Платонович Поликарпов. Просим, просим». Появилась прелестная Полина. Полные плечи прикрывал прозрачный персидский платок. Поговорили, пошутили, пригласили пообедать. Подали пельмени, плов, печёнку, паштет, пирожки, пирожное, пол-литра померанцевой. Плотно пообедали. Пётр Петрович почувствовал приятное пресыщение. После приёма пищи, после плотного перекуса Полина Павловна пригласила Петра Петровича прогуляться по парку. Перед парком простирался полузабытый полузаросший пруд. Прокатились под парусами. После плавания по пруду пошли погулять по парку. «Присядем», — предложила Полина Павловна. Присели. Полина Павловна придвинулась поближе. Посидели, помолчали. Прозвучал первый поцелуй. «Поженим, поженим!», — прошептал плешивенький племянник. «Поженим, поженим», — пробасил подошедший папаша. Пётр Петрович побледнел, пошатнулся, потом побежал прочь. Побежав, подумал: «Полина Петровна – прекрасная партия, полноте париться». Перед Петром Петровичем промелькнула приятная перспектива получить прекрасное поместье. Поспешил послать предложение. Полина Павловна приняла предложение, после пересчёта приданого поженились. Приятели приходили поздравлять, приносили подарки. Передавая пакеты, приговаривали: «Прекрасная пара».
Рассуждение. Обратите внимание!
Тезис рассуждения следует формулировать как простое предложение с подлежащим и сказуемым. Тема текста в тезисе отражается в составе подлежащего, а «новое» (что говорится по этой теме) – в составе сказуемого.
Рассуждаем вместе
Эстонский язык очень оригинален. Многие слова начинаются с буквы «ы». А количество падежей и вовсе исчисляется четырнадцатью. Также в эстонском языке нет будущего времени, но зато имеется три варианта прошедшего.
Тезис
Почему это так?
так как...
Довод 3
Довод 2
Довод 1
Следовательно,
Вывод
Тема 3. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Нужно ли бороться со своими комплексами?»
Не забудьте дать ответы на вопросы:
Комплекс неполноценности — это заниженная самооценка и неразвитое чувство
собственного достоинства, ощущение превосходства окружающих над собой.
Он формируется обычно у нерешительных людей, постоянно неуверенных в себе
и своих силах. Закомплексованный человек убежден в своей ущербности,
ничтожности, несостоятельности. У многих моих сверстников закомплексованность
часто развивается из-за навязываемых СМИ стереотипов внешнего облика и
образа жизни телезвёзд, из-за насмешек сверстников по поводу внешности,
безответной любви, какого-нибудь физического недостатка, отставания в
физическом развитии или учёбе, из-за бедности.
С комплексом неполноценности, конечно же, нужно бороться. (ПОЧЕМУ?)
Закомплексованному человеку
очень трудно жить: он постоянно
недоволен и собой, и окружающим
миром, недоверчив и подозрите-
лен, а это мешает развиваться ему
как личности.
(Лермонтов М.Ю. «Герой нашего
времени», Печорин)
Закомплексованные люди не могут
строить свою жизнь, добиваться
своего счастья.
(Тургенев И.С. «Ася», Гагин)
Комплекс неполноценности часто
является причиной конфликтов
с окружающими, депрессий и даже
самоубийств.
(Лермонтов М.Ю.«Герой нашего
времени», Грушницкий;
Пушкин А.С. «Евгений Онегин», Онегин)
(СЛЕДОВАТЕЛЬНО,…) Уверенность в себе, умение не реагировать на насмешки и
негативное мнение окружающих, осознание собственной неповторимости и
любовь к жизни – вот самые простые пути преодоления закомплексованности.
Задание 4. Диалог. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Я думаю , что комплексы, не преодолённые в
детстве, сделают жизнь взрослого несчастной.
Стойкая неуверенность человека в своих силах станет
причиной убеждённости, что он просто неудачник: не
пользуется успехом у противоположного пола,
не может создать хорошую семью, своё дело, не
может получит то образование и профессию, о которых
мечтал всю жизнь.
опасны комплексы, не
преодолённые в детстве?
обращаться за советом по
преодолению комплексов
к взрослым (родителям,
учителям) и почему?
Мне кажется, что у взрослых тоже когда-то в детстве были
свои комплексы, которые они как-то смогли преодолеть,
поэтому их опыт, конечно же, может быть полезен и
интересен.
Безусловно, такие примеры общеизвестны: Ирина
Хакамада в детстве была замкнутой и необщительной
из-за внешности, доставшейся ей от отца-японца.
Девочку оскорбляли, дразнили. Однако Ирина преодолела
свой комплекс, и теперь она известный политик.
Актриса Елизавета Боярская рассказывала, что
в детстве она была очень закомплексованной . А чтобы
побороть комплекс неполноценности, пошла учиться в
модельную школу, где преподавали актерское мастерство.
От закомплексованности не осталась и следа!
3) Известны ли Вам
примеры из жизни
великих людей или
окружающих, которые
смогли преодолеть
свои комплексы?
Варианты заданий
Определите, какие из вариантов являются аргументами к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что.
Нужно заниматься самообразованием.
Определите, какие из вариантов НЕ являются аргументами к тезису.
Нужно следовать моде.
1) Модно одетый человек чувствует себя уверенно в любом обществе. 2) Модные журналы учат комбинировать элементы одежды и скрывать недостатки фигуры. 3) Изучение модных тенденций позволяет подбирать то, что идёт именно вам.
4) Мода показывает нам образы и темы, которые каждый может интерпретировать по-своему и выглядеть современным.
5) Следуя массовому вкусу, человек теряет свою индивидуальность.
Определите, какие высказывания являются следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.
Следить за модой смешно , а не следить - глупо.
Б.Шоу
2. Всё хорошо в меру.
3. Наблюдайте за модой, но не подчиняйтесь ей.
4. Нужно найти ту тонкую грань между модой и индивидуальным стилем, которая позволит чувствовать себя комфортно, уверенно и современно.
Продолжите рассуждение, добавив сначала слова потому что , а затем – поэтому.
Объясните, чем варианты отличаются друг от друга.
У школьной формы есть свои достоинства.
Вариант ответа:
(Потому что) Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
(Потому что) Форма помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива.
(Потому что) Она убирает социальные различия между бедными и богатыми.
Следовательно, неплохо было бы ввести её в школу как обязательную форму одежды.
Увлечения в жизни человека
Увлечения зависят от ( возраста, жизненных ситуаций, характера, темперамента, способностей, наличия свободного времени...
Увлеченный человек позитивнее воспринимает жизнь.
(Почему?)
1. Получает удовольствие, что сказывается на настроении и здоровье.
2. Увлечение отвлекает от однообразия будней, спасает в трудных жизненных ситуациях
3. Увлечение рождает увенность в себе, поднимает самооценку.
4. Хобби приносит пользу, нередко материальную
5. Увлечение помогает человеку самореализоваться.
6. С помощью любимого дела решаются внутренние проблемы.
(Что из этого следует?)
Какие бывают увлечения?
Рукоделие
вышивать, вязать, плести из бисера, создавать поделки и предметы декора; материалы: ткань, нитки, бисер и швейная фурнитура, бумага, глина, воск, стекло....
Танцы
бальные, спортивные, этнические, современные, уличные; одиночные, парные, групповые.
Коллекцио-нирование
монеты, карты, книги, календари, наклейки, игрушечные машинки, старые открытки, фарфоровые куклы...
Изучение языков
английский, французский, немецкий, испанский...
Музыка
игра на музыкальных инструментах, развитие вокальных данных или посещение концертов и изучение музыкальных течений.
Спорт, фитнес
Все виды спорта , включая экстремальные.
Прочитайте высказывание и приведите 1 аргумент против выраженной позиции .
У русского языка нет будущего (Борис Мельц).
Прочитайте высказывание и продумайте 1 аргумент в защиту выраженной позиции.
Личный эгоизм – родной отец подлости (Максим Горький)
Прочитайте высказывание и продумайте 1 аргумент в защиту выраженной позиции.
Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими (Демокрит)
Прочитайте высказывание писателя. Расскажите, как Вы понимаете смысл этого
предложения? Согласны ли Вы с высказыванием? Своё мнение аргументируйте.
Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой. (Марк Твен – американский писатель)
Прочитайте высказывание философа. Расскажите, как Вы понимаете смысл этого предложения? Согласны ли Вы с высказыванием? Своё мнение аргументируйте.
Пусть твои дела будут такими, какими ты хотел бы вспомнить их на склоне лет. (Марк Аврелий – римский император, философ)
Объясните, как Вы понимаете выражение: «Без интонации не может быть устной речи». Докажите свою точку зрения примерами.
Типы аргументации.
Тезис
Прямые доказательства
Вывод
Тезис
Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими (Демокрит)
Аргумент 1
Родным людям, как правило, мы многим обязаны.
Аргумент 2
Становятся крайне неприятными совместное проживание и общение.
Аргумент 3
Возникает напряжённость в отношениях, которая может перейти в разрыв родственных связей.
Аргумент 4
Аргумент 5
Аргумент 6
Типы аргументации.
Тезис
Обратные
доказательства
Антитезис
Прочитайте высказывание и приведите аргументы против выраженной позиции .
Тезис
«У русского языка нет будущего»,- считает Борис Мельц.
Контраргумент 1
Нет будущего у языка, если нет народа, который на нём говорит.
Контраргумент 2
Русский язык входит в список наиболее распространенных языков мира.
Контраргумент 3
По богатству и разнообразию выражения мыслей, чувств, эмоций ему нет равного в мире.
Контраргумент 4
Классическая русская литература, написанная на русском языке, пользуется огромной популярностью во всём мире .
Контраргумент 5
Он живой, гибкий, восприимчивый к новому.
Контраргумент 6
В марте 2013 русский язык вышел на 2 место по использованию в Интернете.
Тема 3. Интернет – это благо или зло? ( рассуждение по поставленному вопросу)
В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы:
Задание 4. Диалог. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
Интернет — всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Сеть, Всемирная сеть , Глобальная сеть или Всемирная Паутина.
Плюсы Интернета
Интернет – бесценное хранилище информации и
человеческого опыта.
Интернет – самый быстрый источник
получения информации.
Интернет даёт возможность общения с друзьями и
близкими по всему миру.
Интернет - современный практичный инструмент самообразования и обучения.
Интернет даёт возможность личностного развития.
В Интернете можно зарабатывать.
Плюсы Интернета
Интернет – возможность путешествовать по всему
миру.
Интернет позволяет знакомиться, находить друзей
по увлечениям.
Интернет даёт возможность приобрести необходимый
товар, не выходя из дома.
Интернет расширяет кругозор (виртуальные музеи, спектакли, кинофильмы и т.п.)
Интернет – возможность провести свой досуг (игры, музыка, чтение книг и т.д.)
Интернет позволяет стать участником любых массовых мировых мероприятий и соревнований
Минусы Интернета
Переизбыток негативной информации, влияющей на
психику человека.
Опасные люди существуют не только в реальном мире,
но и в виртуальном пространстве. Например, различные
группы, такие как «Синий кит», которые унесли уже много
жизней подростков.
Интернет забирает львиную долю времени, если
пользоваться им бездумно.
Интернет порой негативно влияет на здоровье (портится зрение, возникают проблемы из-за малоподвижного образа жизни и т.д.)
Интернет лишает человека возможности живого, реального общения, делает его одиноким.
Поведение в Интернете порождает подобное поведение в жизни (потребительство, а не созидание)
Минусы Интернета
Во Всемирной паутине размещено множество вирусов.
Они негативно сказываются на работе устройства, иногда
даже приводят к его поломке.
Быстрое возникновение Интернет-зависимости (от игр,
бесцельного блуждания по Сети и т.д.)
Интернет-игры порой формируют у человека ложное
представление о собственном превосходстве, величии,
воспитывают ничем не подтверждённые амбиции.
Человек становится подвержен депрессиям и стрессам.
Чрезмерное увлечение Интернетом может оказать пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую сферы жизни.
В сети можно нарваться на мошенников, неадекватных людей либо людей с заболеваниями нервной системы.
1. Формулировка тезиса
Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос; истолкование предложенного в задании слова ; утверждение , доказываемое в рассуждении).
Интернет - это …
На мой взгляд (я думаю, мне кажется), Интернет - это …
… Интернет становится благом (злом) в том случае, если…
… Интернет – благо (зло), потому что…
Как мне кажется, Интернет - …
2. Основная часть. Аргументация
Примеры – аргументы
Заключение к монологу
III . Вывод ( заключение, сделанное на основе аргументов и связанное с тезисом).
Речевые сигналы:
Таким образом, …
Итак, …
Следовательно,…
Подводя итог сказанному, отмечу …
Думаю, что…
Очень хотелось бы, чтобы …
Хочется верить, что…
Обобщая сказанное, хочется отметить, что…
Пособия предназначены для эффективной подготовки к устной части основного государственного экзамена по русскому языку и содержат тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе.
Работая с пособиями, учащиеся научатся
грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты;
выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи;
излагать материал на основе личного жизненного опыта;
представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге;
Пособия рекомендованы учащимся 8-9-х классов, учителям и методистам и могут быть использованы на уроках и для самостоятельной подготовки.
Литература
Русский язык 7 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку...
Электронная тетрадь по русскому языку 9...
Электронная тетрадь по русскому языку 7...
Русский язык 8 класс ФГОС
Правила русского языка. Орфография и...
Русский язык 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 8...
© 2021, Агаева Наталья Васильевна 1171 6
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы