КАК УСТРОЕН МИР
Тема: ПРИРОДА. РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ.
ЗНАЧЕНИЕ ПРИРОДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Цели:
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значения природы для человека; расширить представления учащихся о разнообразии животного и растительного мира, о пользе, которую приносит растительный и животный мир человеку, о необходимости охраны окружающей среды; обучения формулированию выводов и обобщений.
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность; совершенствовать речевые умения.
Воспитательные: воспитывает бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки; объекты живой и неживой природы; картинки с изображениями машины, реки, дождя, солнца, лисы, розы, березы, дома, книги, телевизора.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– Прозвенел звонок на урок. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.
– Скажите, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
– Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Знаний.
II. Сообщение целей урока. Постановка учебной цели.
Учитель читает стихотворение:
Есть просто храм, Он свят в любое время суток,
Есть храм науки. Открыт для нас в жару и стынь,
А есть еще природы храм – Входи сюда, будь сердцем чуток,
С лесами, тянущими руки Не оскверни ее святынь.
Навстречу солнцу и ветрам. (А. Смирнов.)
–Какая главная мысль этих строк? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О природе.)
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку и о необходимости их беречь и охранять. Будем учиться правильно выражать свои мысли в речи, рассказывать о явлениях и объектах природы. Познакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы в жизни человека.
III. Изучение нового материала.
–Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
На доске картинки: машина, река, дождь, солнце, лиса, роза, береза, дом, книга, телевизор.
– Подумайте, что из увиденного можно отнести к природе, а что создано руками человека.
Учитель убирает картинки с изображениями рукотворных объектов.
– Прочитайте названия оставшихся объектов природы. (Река, дождь, солнце, роза, лиса).
– На какие две группы их можно разделить? (На объекты живой и неживой природы.)
– По каким признакам мы определяем объекты живой природы? (Все, что дышит, питается, размножается, растет.)
– А какие условия необходимы на Земле для жизни? (Воздух, свет, тепло, вода.)
Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камушки, песок, глину, комнатные растения.
– Заполните карточки, записав названия данных объектов в нужную группу, придумайте и запишите еще по три примера:
Живая природа | Неживая природа |
| |
| |
| |
– Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы? (Живые существа, или ор-ганизмы, живут, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)
–Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она – биология. Это слово произошло от двух греческих слов «биос» – жизнь, «логос» – наука.
– Посмотрите на доску (демонстрирует картинки). Как красива живая природа!
– Как можно разделить живую природу? (На группы.)
– А как называются группы в живой природе? (Царства.)
– В природе все живое ученые-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных, царство растений, царство грибов и царство бактерий.
– Но все-таки они отличаются друг от друга. Чем же растения отличаются от животных? (У них разный внешний вид, растения не двигаются, а только раскачиваются, а животные ходят.)
– Но есть главное отличие растений от животных – растения вырабатывают кислород, а животные его потребляют. Растения называют «легкие планеты».
Демонстрирует схему:
– Придумайте и назовите объекты данных царств. (Ответы учащихся.)
– Но это еще не все. Как вы думаете, какое царство может еще существовать? (Ответы учащихся.)
–Крошечные организмы существуют везде и всюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. Их можно разглядеть только с помощью микроскопа – увеличительного прибора, с которым вы будете работать в 5 классе.
IV. Закрепление изученного материала.
«Живое и неживое»
Учитель называет слово; если оно обозначает объект живой природы, то дети прыгают на месте, если называется объект неживой природы, – выполняют приседания.
V. Беседа «Значение природы для людей».
– К живой или неживой природе относится человек? (Человек относится к живой природе.)
– А задумывались ли вы над тем, что человек, срывая красивые цветы, вырубая леса, истребляя животных, делает беднее свою Родину? Ведь леса, луга и их обитатели – красота нашей земли. Почему, входя в лес, мы видим таблички «Берегите лес!»? (Ответы учащихся.)
– Отдыхающие бывают разные: есть хорошие, а есть такие, которые рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, а самое страшное – разводят костры. Запомните! Самый страшный враг леса – пожар! И чем больше мы наносим вред природе, тем хуже становится всем, живущим на нашей планете. Почему? (Ответы учащихся.) Сделайте вывод: природа – это источник чего? (Делают вывод.)
На доске схема:
Выводы:
1. Природа – источник воздуха, пищи, воды.
2. Представьте, мы пришли в лес и любуемся его растительным и животным миром. Какие чувства у вас возникают? (Он нам нравится.) Значит, природа – это источник красоты.
3. Отдых, красота, свежий воздух, чистая вода, полезная пища – все это залог здоровья.
4. Придя в лес, вы увидели надломленную ветку дерева. Как поступите? (Подвяжу ветку.) После отдыха в лесу у вас остались пустые коробки из-под сока, банки, пакеты. Что вы сделаете? (Возьму с собой, чтобы выбросить в мусорные баки.) Такое отношение к природе – доброе, отзывчивое. Значит, природа – это источник чего?.. (Доброты.)
5. Изучая природу, мы знаем, как строят свои муравейники муравьи, почему идет снег и светит солнце, почему разрушаются горы. Значит, природа – источник познания.
6. Природа также является источником материалов для хозяйственной деятельности.
– Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода, которые необходимы для жизни растений, животных, человека.
VI. Итог урока.