Из рая детского житья Вы мне привет прощальный шлёте Неизменившие друзья
В потёртом красном переплёте Чуть лёгкий выучен урок…
М. Цветаева
Превращение ребёнка в читателя. Природа и воспитание. Внутренние факторы Внешние факторы
- Способность мыслить поддержка, тепло и любовь
родителей
- Любопытство Свобода пробовать и
ошибаться
- Жажда риска Отношения с родителями
- Привычка к порядку Чувство юмора
- Стремление к Возможность высказаться и
самостоятельности быть выслушанным
- Готовность сотрудничать Обстановка дома
- Умение организовывать разнообразие впечатлений
собственную жизнь доступ к материалам, с
которым можно проде-
лывать различные,
манипуляции; книги,
журналы, газеты.
- Инициативность Хорошее питание
- Открытость Поддержка.
- Приспособляемость Осознание опыта и его
интерпретация.
- Гибкость Воспитание и обучение
- Физическое здоровье Ценности, принятые в
семье и среди
ближайшего окружения.
Стимулы к чтению
- Учёба Знания Личностный мотив
- Учёба Знания Личностный мотив
- Учёба
- Знания
- Личностный мотив
Как пробудить у ребёнка интерес к чтению.
1.Научить ребёнка «вживаться» в книгу .
2.Разыгрывать сценки .
3.Рисунки и иллюстрации к прочитанному .
4.Сравнение прочитанной книги со снятыми по ней мультфильмами и фильмами и их обсуждение.
5.События, похожие на сюжет прочитанного .
6.Использование цитат .
7.Стать примером для обучающихся .
.
Упражнения
для развития беглого чтения
для формирования
правильного чтения
для развития выразительного
чтения
для развития
осознанного
чтения
- группа – для развития осознанного чтения. Логические упражнения на развитие фонематического слуха.
1. Что общего в словах и чем они различаются?
Мел –мель, мал – мял, мыл - мил.
2. Назови одним словом:
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
Ножницы, клещи, молоток, пила грабли;
3. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, жёлтый;
Василий, Пётр, Иванов, Семён;
4. Чем похожи следующие слова:
Утюг, лампа, стакан, часы, палка.
а) у них одинаковое количество букв;
б)они одного рода;
в)они состоят из двух слогов.
5. Путём перестановки букв составь слово:
у к, л, б, о; с, н, о, а, с; у, п, к, с.
6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог:
Колос, рота, ваза;
Кора, лото, боксёр.
7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог:
Змея, рама;
Пуговица, молоток, лава.
8.Раздели слова на группы:
Заяц, горох, ёж, капуста, медведь, волк, огурец.
9. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:
Травы : клевер, кедр, щавель, подорожник. лиственница, одуванчик.
10. Какие буква, слог, слово лишние.
а у р о ы;
ма, на, та, ны, Ра.
Вторая группа :
Игры по составлению слов со словами.
1. Найди слово в слове:
гроза, газета, ярмарка.
2. Подбери пару:
песня праздничный
подарок прекрасный
портфель полотняный.
3. Закончи предложение:
По утрам у Айболита лечат зубы:
З б р ы е, у ы з б р…
4. Шарады:
Начало – голос птицы,
Конец - на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда
( картина)
5. Ребусы.
6. Загадки.
7. Найди животное среди строк:
Насос сосет р ечную воду,
И шланг протянут к огороду.
Третья группа:
- Третья группа:
- Третья группа:
- Третья группа:
- Третья группа:
работа с деформированными текстами; неоконченными
рассказами.
1 . Составьте текст (перестановка предложений)
2. Составь предложение
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
Четвёртая группа :
Работа с текстом учебника
- Работа с текстом учебника
- Работа с текстом учебника
- Работа с текстом учебника
- Работа с текстом учебника
1. Чтение текста и ответ на вопросы с доски
2. Задай вопросы по тексту или по части текста.
Упражнения для формирования правильности чтения
Первая группа:
Упражнения, направленные на развитие внимания,
памяти.
1. Назови картинки – 5предметов
Сосчитай до 3 –х , рассмотреть картинки, закрыть их и
назвать картинки.
2. Описание предмета (показать и убрать)
3. Выбери слова на данный звук (на слух)
4. Повтори скороговорку, предложение, текст. и т. д.
Вторая группа: упражнения со словами
1. Чтение слов отличающихся одной буквой.
Мышка – мошка –мишка – миска
2. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки,
окончания.
Приехал, пришёл, пришил, чёрное, жёлтое, мама, папа,
ложка …
3. Чтение слов «перевёртышей»
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
Упражнения для развития беглости чтения
- Упражнения для развития беглости чтения
- Упражнения для развития беглости чтения
Первая группа : упражнения для расширения поля зрения
1. работа по таблицам Шульте
2. Работа со словарными блоками, по вертикали которых
спрятано слово
3. Чтение столбиков с трафаретами.
4. Определи разницу
Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование.
5. «Кто быстрее?»
у каждого ученика по 2 -3 текста, найти нужное предложение.
Вторая группа :
Упражнения для активизации органов речи
1. Артикуляционная гимнастика
2. Скороговорки
3. « Бегущая лента»
4. Чистоговорки
5. Различные виды чтения (шёпотом, громко, про себя, хором,
парами, вместе с учителем, с ускорением, жужжащее и т. д.
Упражнения для развития выразительности чтения
1. Упражнения для дыхания
2. для развития голоса
3. для дикции
4. чтение небольших стихов
5. чтение по ролям и в лицах и т. д.
Песенки и потешки для развития фонематического слуха.
Наращивание согласных и гласных
Чтение по подобию
Перестановка слогов
Отбрасывание звука
Добавление слога
Упражнения на постановку смысловой паузы
№
Предложения
Число букв
Набор №1
1
Время
экспозиции
Тает снег
2
3
8
Идёт дождь
4
Небо хмурое
9
4
4
10
Коля заболел
5
5
11
Запели птицы
6
5
11
Поле опустело
5
12
6
Набор №18
1
Победа над врагом принесла всему народу счастье.
2
Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.
41
3
7
43
Школьники выращивали мандарины, лимоны, апельсины.
4
По лесной заросшей траве осторожно идёт пограничник.
7
5
44
6
Мальчик подошёл к окну и увидел за окном строящийся дом.
7
45
Наша страна Россия живёт в мире и дружбе с другими народами.
8
46
8
49
9
Цели чтения
а) чтение для осведомления о чём – нибудь ;
б) чтение для известного нравственного воздействия на душу ;
в) Чтение крупных произведений искусства ;
г) чтение для изучения какой – нибудь книги;
д) чтение для самообразования.