СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь в подготовке к родительскому собранию на тему: Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка

Просмотр содержимого документа
«Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка»

Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка

- Кто может сказать: «Мой ребенок ответственный и самостоятельный?»

Мы родители мечтаем, чтобы наши дети выросли ответственными, самостоятельными людьми, которые умеют делать выбор, принимать решения и управлять своей жизнью. Но как сделать это правильно? Сегодня попробуем с вами разобраться.

Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять.

Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а  система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей. Именно к  такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и  своих силах, возможность самоконтроля и  контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в  саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад. Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на  протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и  воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у  ребенка, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.

Обращаю ваше внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в  той степени, в какой мы  их  поддерживаем и направляем:

1. Учим убирать за собой самостоятельно

Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан сока, разбил чашку, разбросал обувь, не спешите:

а) ругать его; б) самостоятельно наводить порядок.   

Скажите:  – В том, что пролился сок, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!

Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина. Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами. Если ваш подход позитивный и  дружелюбный, ребенок не  станет защищаться и отнекиваться от уборки, а сам захочет помочь.

2. Учим заботиться о семье

У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму. Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке. Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не  помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и  всегда необязательно». Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.

3. Перестаём критиковать

Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители. Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не  так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не  так, относитесь к этому с юмором. 

Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери портфель!» 

Вы  можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий... Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»

Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка нести ответственность за  свои обязанности, поддерживая при этом непринужденную обстановку.

4. Создаем необходимые условия

Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не  только в психологическом плане, но  и  в  бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы ребенок вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у него есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу. Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он  с  большим удовольствием будет следить за чистотой.

5. Даём возможность разобраться ребёнку самому

Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит чрезмерный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и  прийти к нему на  помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.

6. Поощряем

Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не  обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в  его обычный распорядок дня: прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на  каникулах. Таким образом вы  подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.

7. Учим составлять график

Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком. Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему  вы. Это могут быть самые незначительные дела, но  их  лучше тоже внести в расписание. Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.

8. Стремимся стать хорошим примером

Дети познают и  узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы  общаетесь, ведете себя в  повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и  как вы сами выполняете обещания и  относитесь к своим обязанностям. Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.

На каждый возраст – свои обязанности. Ещё один вопрос, который часто задают родители: с какого возраста можно просить ребенка делать что-то самостоятельно?

Список обязанностей — это всего лишь ориентир, который требует адаптации под вашу ситуацию и  конкретного ребенка. Не забывайте постепенно наращивать степени свободы и ответственности, которые вы предлагаете детям. И старайтесь оказать им столько помощи, сколько им  необходимо.

И самое главное  — не забывайте хвалить ребенка за  любое проявление самостоятельности. Обязательно отмечайте, когда он сам сделал уроки, навел порядок в комнате или проявил другую инициативу. Так он  поймет, что самостоятельность — не обуза, а навык, который позволяет заслужить уважение окружающих, и за  которым следует расширение «свободы».




Список использованных источников информации:

1. https://volsklicei.ru

2. https://podrostok.68edu.ru