СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как воспитать у ребёнка любовь к чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание для родителей,дети которых обчаются во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Как воспитать у ребёнка любовь к чтению»

Сценарий родительского собрания

«Как воспитать у ребёнка любовь к чтению».


Пояснительная записка

Актуальность и обоснование выбора темы родительского собрания:

Тема родительского собрания является вопросом государственной важности. Вот почему, стремясь привлечь внимание современников к такому явлению, как книга, 2015 год в России объявлен годом Литературы.

Для гармоничного развития ребёнка необходимо воспитать в нем любовь к чтению. Важно объяснить ему, что чтение книги откроет много полезного и расскажет об удивительных вещах, может стать интересным путешествием в мир сказки или изучением жизни животных. А чтобы воспитать у младшего школьника любовь к чтению книг, важно самим подать ему пример. Ребенок вряд ли полюбит книги, если в вашем доме обитают только глянцевые журналы, а все вечера и свободное время проходит перед телевизором или компьютером.

Воспитание любви к чтению имеет огромное значение для успешного обучения ребенка по всем предметам.

Сроки проведения:1 класс, начало учебного года.

Форма проведения: интерактивная (работа в микрогруппах; коллективное обсуждение).

Структура: состоит из четырех этапов: актуализация; основная часть; рефлексия, решение собрания.

Цель проведения: Формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

Задачи:

  1. Сформировать у родителей понятие ценности детского чтения как средства образования и воспитания.

  2. Познакомить родителей обучающихся с ФГОС НОО по предметной области «Литературное чтение»: программные требования и формирование компетенций.

  3. Обогатить опыт семейного воспитания по данной проблеме посредством рекомендаций, упражнений и памяток.

Оборудование:

  1. Презентация родительского собрания.

  2. Плакаты для оформления доски:

  • Тема собрания.

  • Высказывания о чтении, о книгах:

  • Всё чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге. Ричард Бах.

  • Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.В.А. Сухомлинский.

  • Чтение – вот лучшее учение. А.С. Пушкин.

  • Чтение выстраивает целые судьбы. В. Шукшин.

  • Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение. А.П. Чехов.

2. Памятки для родителей.

Этап подготовки:

1. Подготовка мотивирующей информации для родителей «О чтении языком статистики»; «Почему чтение - это важно?».

2. Разработка памяток для родителей:

2.1. «Как воспитать книгочея?»

2.2. «Советы родителям».

3. Тренинговые упражнения по развитию техники чтения и интереса к нему.

План собрания:

  1. Актуализация.

  • Встреча с родителями.

  • Расстановка в форме круга.

  • Упражнение «Энергизатор».

  • Тема, цель и задачи мероприятия.

  1. Основная часть.

  • Вступительное слово учителя.

  • Теоретическая часть:

  • Федеральный Государственный Стандарт НОО: Основные цели, задачи и требования.

  • Закон об Образовании.

  • Практическая часть:

  • «Мозговой штурм». Педагогическая ситуация 1.

  • Работа в микрогруппах (в парах).

  • Работа в группах.

  • Педагогическая ситуация 2.

  • Физминутка «Животные».

  • Игра «Испорченный телефон»

  • Памятки.

  1. Рефлексия. Игра «Паутинка».

  2. Решение собрания.

Для создания положительного эмоционального фона вначале родительского собраниянеобходимо выбрать способ общения с родителями в форме круга, т.к. круг самая идеальная форма для общения, нет углов, в кругу мы видим глаза собеседника. Чтобы переключить внимание родителей с личных проблем каждого и настроиться на общение надо использовать упражнение «Энергизатор». Энергизатор является более продуктивным, происходит «творческое усвоение знаний».

В основной части вступительное слово делает учитель. В целях мотивации и актуализации используется метод «Мозговой штурм». Родители высказывают мнения по данной ситуации. Для совместной деятельности проходит работа в парах и группах. Активность родителей высокая, т.к. каждый родитель является полноправным участником общения. Решение собрания находят сами родители.

Собрание завершается рефлексией. По итогам собрания классный руководитель и родители чётко представляют, какими компетенциями должен обладать школьник, какие требования ФГОС НОО предъявляются к обучающимся, и какую посильную помощь должны оказать родители в воспитании любви к чтению книг. Классный руководитель совместно с родителями определяет главные задачи и способы достижения поставленных целей. Итоги данного собрания используются классным руководителем при составлении коррекционной программы для плохо читающих детей.

Основная часть

Конспект родительского собрания.

  1. Актуализация.

Учитель:

- Уважаемые родители! Поздоровайтесь с остальными, но не говорите традиционное: «Здравствуйте!», а поздоровайтесь как-нибудь особенно.

Родители: рассаживаются по кругу.

Учитель: Упражнение «Энергизатор». Это упражнение помогает творчески подойти к решению данного вопроса. Перейти родителям с личных проблем на обсуждение темы собрания.

- Начинаем, по часовой стрелке. - Скажите, какой ваш сосед, по вашему мнению. Условие: только положительные характеристики, они не должны повторяться. (Например:- Мне кажется, что…умный, находчивый, весёлый, хозяйственный и т. д.)

Учитель:

- Поменяйтесь местами те, у кого дома есть детская библиотека.

- Поменяйтесь местами те, кто вчера вечером читал своему ребёнку книжку.

- Поменяйтесь местами те, у кого ребёнок записан в библиотеку.

- Сегодня наше родительское собрание мы проведём в кругу. Привычно ли для вас вести беседу в кругу? Как вы думаете, почему мы для общения выбрали именно круг?

Родители высказываются.

Учитель:- Круг - самая идеальная форма: круглый стол, солнце, каравай. В кругу мы видим глаза друг друга.

Учитель:

-Попробуем провести наше собрание в таком режиме. Я предлагаю выработать правила:

1. Активность;

2. Право на свою точку зрения.

Итак, тема нашего собрания: «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению».

Цель собрания:

Формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

Задачи:

  1. Сформировать у родителей понятие ценности детского чтения как средства образования и воспитания.

  2. Познакомить родителей обучающихся с ФГОС НОО по предметной области «Литературное чтение»: программные требования и формирование компетенций.

  3. Обогатить опыт семейного воспитания по данной проблеме посредством рекомендаций, упражнений и памяток.

  1. Основная часть.

Учитель:

- Не только в школе, но и дома надо учить детей любить книгу. Наверное, все родители хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, т.к. роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Во все времена великие люди призывали к чтению. «Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» - говорил А.П. Чехов.

Пока ребёнок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же ребёнок идёт в школу, облегчённо вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут от чтения детям. А спустя 8 – 10 лет часто становимся участниками диалога: «Ну как книга?» - «Ничего, нормально», - безразлично отвечают нам дети. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу.

В век компьютеров и высоких технологий значение книги в жизни человека становится ещё более огромно. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребёнка читать.Тема нашей встречи весьма актуальна. Неумение читать отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, на его общее развитие.

Учитель вместе с родителями читает мотивирующую информацию. (Приложение 1)

Теоретическая часть:

Родители: (по очереди) зачитывают с доски высказывания знаменитых людей.

Учитель:

ФГОС НОО определяет основные и приоритетные цели по литературному чтению.

Цель образовательного курса «Литературное чтение»:

Формирование читательской компетенции младшего школьника (научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного).

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

  3. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

  • самостоятельно находить ключевые слова;

  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

  • формулировать основную мысль текста;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

  • аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

  • видеть языковые средства, использованные автором.

Приоритетная цель ФГОС НОО – формирование читательской компетентности.

В основе читательской компетентности лежит читательская деятельность. Согласно Стандарту развитее читателя предполагает формирование такой читательской деятельности, когда он «способен воспринимать текст произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески».

Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для этого. Это значит так организовать его читательское пространство, чтобы у ребёнка всегда были побудительные мотивы для чтения.

В Стандарте и Планируемых результатах чётко прописаны требования к уровню подготовки учащихся знать/понимать:

• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; уметь:

• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

• определять тему и главную мысль произведения;

• пересказывать текст (объем не более 1,5 с);

• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

• создавать небольшой устный текст на заданную тему;

• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

• приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

•владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.

Решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

- работать в группе, в паре;

- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- уметь слушать других;

- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Статья 44, «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», гласит:

1. Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования.

Практическая часть:

  1. «Мозговой штурм». Инструкция: родителям предлагается проблемная ситуация, после анализа которой, необходимо предложить план действий, определенное решение.

Ситуация:

Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!»

- Как вы оцениваете поведение матери?

Родители: обсуждают ситуацию, предлагают свои варианты, фиксируют вывод.

Учитель:

- А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

Вывод (в решение): Самим учиться терпению, не делать выводов, навешивая ярлыки, учить преодолевать трудности.

  1. Работа в парах.

Учитель: Сейчас я предлагаю Вам поработать в парах. Постарайтесь ответить на вопросы честно и конкретно. После этого необходимо сделать вывод.

-Запишите 2-3 предложения, что вы любите читать своим детям. А что любят слушать, читать ваши дети? Обменяйтесь своими высказываниями.

Вывод (в решение): Читать детям надо, потому что: 1. Вы для них авторитет. То, что любите вы, будут любить ваши дети. 2. Если вы увлечены чтением, эрудированны, то сможете помочь ребенку в освоении учебных предметов. Все это способствует успешности обучения.

  1. Работа в группах.

Учитель:

- Уважаемые родители, вспомните своё детство и расскажите о своей любимой книге.

- Кто читал вам эти книги? (мама, бабушка и др.)

Родители: работают в группах.

Вывод (в решение): Каждому родителю необходимо найти время и возможности для семейного чтения.

Учитель:

- Рассмотрим следующую ситуацию:

Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» – угрожает мать. Как избежать конфликта?

Родители: обсуждают ситуацию.

После обсуждения данной ситуации учитель упомянул о пользе физкультминуток. Некоторые из них разучили на собрании и записали их в блокнот.

Физкультминутка «Животные».

Прочитать дома книгу о любом животном. Изобразить животных, какие встречаются в произведении. Затемребёнок рассказывает, кого он представлял.

Вывод (в решение): Обсуждайте с детьми прочитанное, составляйте яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.

А теперь я предлагаю игру: «Испорченный телефон». Объясняю инструкцию игры:

Из числа сидящих выбирается 6 родителей. Из шести участников один остаётся в классе, а остальные пять выходят из класса.Оставшемуся в классе родителю педагог читает текст и предлагает запомнить. Затем приглашается из-за двери первый из 5-ти родителей. Ведущий предлагает тому родителю, который слушал педагога, передать всю запомнившуюся информацию зашедшему родителю. Зашедший внимательно выслушивает. Приглашается ещё один родитель из-за двери, и теперь уже тот, который зашёл первым, рассказывает то, что запомнил второму зашедшему. Процесс продолжается до тех пор, пока все родители не зайдут в класс. Когда последний из вошедших расскажет то, что запомнил, его информация сравнивается с оригиналом, который дал педагог. Выводы.

Текст:

Чтобы повысить интерес к чтению, надо:

1.Подавать личный пример. Читайте сами. Вслух и про себя. Если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться.

2. Читайте вместе. Выбирайте книги вместе. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин не реже одного раза в месяц и дайте ребенку возможность выбирать самому с таким условием: на каждую книжку, которую покупает ребенок, он обязуется прочесть одну книжку из предложенного вами списка.Тогда даже если выбор ребенка будет не самым лучшим, вы сможете быть уверены, что половина из того, что читает ребенок – это действительно хорошая литература.

3. Защитите ребёнка от телевизора и компьютера. Установите предельный лимит времени, например, 30 минут и условия доступа к ним, например, сделать уроки и выполнить часть работы по дому.

4. Вознаграждать за чтение. Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать дополнительно, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста.

5. Читать ребёнку перед сном. Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.

6. Читать по ролям.

Вывод: Учитель раздаёт родителям памятки «Как воспитать Книгочея?», «Советы родителям». (Приложение 2).

  1. Рефлексия.

Данный этап проводится в форме игры «Паутинка».

Учитель:

- Уважаемые родители, что на нашем собрании вам запомнилось больше всего, что вас взволновало, заставило задуматься? Какие выводы вы сделали?

В руках у меня клубок ниток. Я бросаю клубок одному из родителей, и он говорит, что запомнил на этом собрании из сказанного. Родитель бросает следующему родителю и тоже сообщает подобную информацию. Так клубок передаётся от родителя к родителю, пока все родители не будут «опутаны паутиной».

  1. Решение собрания:

    1. Принять к сведению нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность субъектов образования.

    2. Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.

    3. Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.

    4. Выписать детские журналы и приучить детей их читать.

    5. Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучший читательский дневник. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.

    6. Провести праздник сказок: инсценировать сказку по выбору детей, организовать сказочную викторину.

    7. Держать связь с библиотекой: проводить совместные мероприятия с детьми и родителями.

Учитель:

- А теперь каждый из вас на данных лучиках напишите пожелание своему ребёнку по теме собрания.

Родители:печатают на лучиках пожелания, учитель собирает лучики и прикрепляет на доску.

Учитель:

- Пусть пожелания ваши сбудутся, и каждый ребёнок ощущает вашу руку помощи и поддержки. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!