Родительское собрание совместно с детьми Гайфулиной Марины Степановны
«Как воспитать уважение к народным традициям и обычаям, фольклорным праздникам»
Цель: продолжить знакомить родителей с детскими фольклорными праздниками, которые могут быть уместны и долгожданны в семье; показать возможные пути, формы и средства привития любви к народным традициям.
Ход собрания
I. Вступительное слово.
Классный руководитель. Знакомство с народно-православными праздниками ведет нас к истокам нашей веры, к первоисточникам нравственности.
С какого же возраста нравственные устои могут быть вводимы в поле зрения ребенка?
С первых лет жизни. Осознаются они постепенно не в виде отвлеченных понятий, а в живых впечатлениях из окружающей жизни. Тут мало просто познакомить детей с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь. Дети должны понять, что любое их слово и действие не безразлично для людей, а так или иначе касаются окружающих, что каждый их шаг, поступок – это испытание. С чем я? С добром или злом? Как поступить: добро совершить или зло?
С возрастом дети будут замечать внутри себя борьбу добра со злом, у них начнет «говорить совесть». Она, как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо, то испытывает мир и спокойствие в душе. И, наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Совесть и есть основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. Поэтому одно из главных призваний человека – исполнять свои человеческие обязанности перед совестью, работать над собой.
И в этом нам, педагогам и родителям, помогут истоки русской старины, календарные православные, обрядовые, фольклорные праздники.
История русского народа богата и поучительна. Ее веками создавали наши предки. Знать и учиться у нее – значит в полной мере полноценно прожить жизнь и осуществить главное предназначение человека – оставить после себя на родной земле след, нестираемый в сердцах людей.
Сегодня мы с детьми решили показать вам несколько коротких представлений (сценок, действий). Они различны по тематике, но их объединяет идейная основа и связь с народно-историческими традициями, литературой и искусством.
Итак, наше первое представление.
II. Обрядовое действие.
козонька
(рождественское театральное действо
по мотивам украинского фольклора)
Действующие лица:
Дед
Козонька
Цыган
Рассказчик. Этот обряд пришел к нам из глубокой старины. Он был частью земледельческого календаря. Тогда Новый год отмечали весной, в пору посева зерновых, и люди говорили так: «Коза направилась в поле, жито будет урожайным, наливным».
Где коза ходит,
Там жито родит.
Где коза – хвостом,
Там жито – кустом.
Но византийский календарь изменился, и Новый год стал зимним. Коза ассоциируется с пожеланием хорошего урожая, счастья, благополучия. В те же времена образовался народный театр, полный выдумки. Действующие лица подбирались очень серьезно. Роль Козы доставалась юркому, шустрому парню маленького роста, щупленькому, умеющему импровизировать. На парня надевали овчинный тулуп, в руках он держал маску Козы. Водил Козу дед, рослый юноша, тоже юморист. Его тоже облачали в кожух, надевали маску из бересты, приклеивали льняную бороду, в руках он держал соломенную плеть или палку. В группу входили музыканты (два-четыре человека), которые сопровождали игрой танцы. Иногда принимал участие и цыган.
К о с т ю м ы:
Дед: тулуп, вывернутый наизнанку, лохматая шапка, сапоги, маска, красный пояс, в руках плеть из соломы.
Цыган: казацкие шаровары (широкие штаны) бордового цвета, короткий тулуп, оранжевый пояс, на шее оранжевая лента, белая шапка, в руках плеть.
Коза: маска деревянная, рога из сучьев, скошены назад. На рогах колокольчик. Козу обвешивают тканью разных цветов, которая крепится к голове. Фартук цветной. На шее несколько рядов бус.
Ведущий. Козу никто не ведет на поводке, ее гонят. Когда Коза выходит из одной хаты, люди перебегают перед ней в соседнюю, чтобы и там посмотреть и послушать. Коза не любит Цыгана. Когда он приближается, она пытается его боднуть. Деда любит безмерно. Когда Дед посылает Козу пастись, она упирается, во двор не хочет идти. У печи возится с Цыганом, заглядывает на все полочки и все, что там Цыган найдет, кладет в сумку. Действо кончается, хозяин дает деньги.
Дед. Доброго вам дня! Поздравляю с праздником! Разрешите нам у вас погреться.
Хозяин. Пожалуйста! Входите.
Дед. Козонька моя!
В записи слышится прищелкивание Козы языком, на рогах звенит колокольчик.
Цыган (подгоняет Козу). Иди! Иди!
Дед (Козе). Поклонись добрым хозяевам. Вот хозяин, а вот хозяюшка, поклонись им и всем, кто есть в хате.
Коза кланяется, целует хозяйке руку.
Дед. Потанцуй, Козочка! Потешь хозяев.
Коза танцует и вдруг падает. Дед с Цыганом в растерянности хлопочут около Козы.
Дед. Что с ней? Чего это она вдруг упала? (Бьет Цыгана плетью.) Ты почему Козу проглядел?
Цыган (всхлипывает). Она в огород заскочила, а хозяин ее подстрелил.
Дед. Лентяй несчастный! Что будем делать. Придется особый заговор прочитать. Может, Коза и оживет?
Цыган (радостно). Давай, Дед, пускай в ход твой заговор.
Дед (бродит вокруг Козы, потом начинает говорить). Бараш-барабаш, ходишь-водишь лыко. Рогами упал, их обломал, рогожу увидал. Заглянул в нее, там труба полна пирогов да с капустою. Козонька, очнись, за капустой потянись.
Коза вскакивает. Дед поет под удалую танцевальную музыку. Коза танцует с Цыганом. Коза звенит колокольчиком, щелкает языком. Как только Цыган подходит поближе, она его бодает рогами.
Дед. Молодцы! Цыган, веди Козу пастись.
Хозяева. Хорошо! Молодцы. Спасибо.
Цыган (канючит). А там снегу навалило. Где ей пастись? На снегу, что ли?
Дед. Там зато ивняк есть. Вот пусть и пасется!
Цыган гонит Козу из хаты. Дед начинает рассказ.
Дед. И зачем мне такое беспокойство? Один я. Некому за мной поухаживать, приголубить. Правда, есть батрак. Цыган. Работать не любит, но зато что увидит, все равно уведет: лошадь, улей, меду. А если узнает вратник, ведь до тюрьмы докатиться можно. Я очень этого боюсь! Может, продать Цыгана? Может, крестнику все отдать? Пусть меня на старости присматривает. А что с Козой делать? Приходил тут один, просил ее ему продать. Если пять рублей даст, пусть забирает.
Дед идет к дверям, зовет Цыгана с Козой в хату. Коза ластится к Деду.
Коза. Хорошенько попаслась. Вон какие бока стали.
Дед удивленно смотрит на морду Козы.
Дед (Цыгану). А напоил ли ты ее?
Цыган. Не волнуйся, напоил!
Дед. Почему у нее морда сухая?
Цыган (канючит). Пока возвращались, морда и высохла.
Дед. Козушка, станцуй еще хозяевам! А я спою. Ты, Цыган, подпевай да танцуй.
Цыган. Хорошо, Дедуля!
Дед поет, Цыган танцует.
Дед. По дороге, по дороге
Я иду-бреду.
Козушку родимую,
Я с собой веду.
Цыган рядом идет
Песню звонкую поет.
(Заканчивает петь, обращается к Козе.) Козонька, поклонись хозяину и хозяйке, поцелуй руку. Поклонись и всем, кто есть в хате, а ты, Цыган, попроси копеечку Козе на сено, а деду на табак.
Цыган. А мне шматочек сала.
Дед. Ох, Цыган, надоел ты мне со своим салом. Все сала да сала.
Цыган. Уж очень оно вкусное.
Цыган снимает картуз. В него бросают деньги Козе на сено, Деду – на табак, а Цыгану – на кусок сала.
Классный руководитель. А теперь еще один праздник посмотрите и узнаете, как можно отпраздновать окончание дачного сезона или работ в домашнем хозяйстве.
III. Филиппов день.
филиппов день – сельский праздник
Цель: учить уважать народные обычаи и традиции.
Действующие лица:
Ведущий
Гармонист
Хоровод
Повар
Гости
Молодой муж
Молодая жена
Ведущий. Филиппов день – сельский праздник. А еще его встречают горожане, которые живут в своих частных домах, имеют свое хозяйство, приусадебный участок.
Существуют такие приметы в народе:
· Воронье черное каркает – к оттепели.
· Филиппов день – конец свадебным неделям.
· Прялка не бог, а рубах дает.
· Не ленись прясть, хорошо оденешься.
· У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
На сцену выходит девушка в русском костюме.
Девушка. Загадаю вам загадки старинные.
1) С локоть мохнато, с локоть голо,
С локоть под себя ушло. (Прялка.)
2) Пять, пять овечек зарод подъедают,
пять, пять овечек прочь отбегают. (Прядение.)
3) Чем больше я верчусь, тем больше толстею. (Веретено.)
Звучит русская народная музыка. Девушка рассказывает.
Девушка. Когда филипповка кончается, делают смешное чучело из соломы, руки в стороны. Несут в поле и жгут, как Масленицу. Провожают Филиппа.
Ведущий. 27 ноября Православная церковь отмечает память одного из двенадцати апостолов – Филиппа.
Филипп был верным учеником Иисуса Христа. Когда он сказал, что нашел Спасителя в Иисусе, сыне Иосифа из Назарета, собеседник очень удивился и спросил: «Из Назарета может ли быть доброе?» Филипп коротко ответил: «Приди и посмотри». Ученик и собеседник Иисуса Христа, апостол Филипп, по преданию, тоже дожил до глубокой старости, он проповедовал Евангелие во Фригии и умер в городе Иерополе.
Юноша (в русском народном костюме). В этот день приходит пельменная пора. Особенно на Урале и в Сибири. Всю зиму мешками лепили пельмени и хранили их прямо на морозе. За Уралом тульский самовар переделали по-своему. Стал он там двухэтажным: в верхнем отделении кипятилась вода, в нижнем десятиведерном, варились пельмени.
Звучит частушечная мелодия. На сцене дети в хороводе.
Ч а с т у ш к и:
1) Как пельменная пора На Филипповку пришла Пельмешки все ели, Ртов не пожалели. | 2) Ну-ка, зайка, скоком-боком Перед нашим хороводом Ну-ка, зайка, попляши, Пельменями угости. |
3) Сидит Ванечка родной Под зеленою сосной, В дудочку-рожок играет, На пельмени созывает. | 4) Дроби бей, дроби бей, Под ногою воробей! Под другою – серый гусь, За пельмени я возьмусь! |
5) Эх, пельмени мои, Пельменечки мои! Сварилися, Уварилися. Были мерзлые, Все замерзлые Теперь теплые Разгоряченькие! 7) Пойду плясать По соломушке Раздайся, народ, На пельмени вперед! | 6) Топ-топ, Топочок, Ай, хороший Пельмешок! Так и этак, Так и сяк, Мой пельмени Любит всяк. 8) Пельмень-пельмешок, Полезай-ка в роток. В роток к Васеньке, В роток к Машеньке. |
Хоровод поет и танцует. Каждую частушку поет один участник. Исполняется под гармошку.
Повар. Пельмени – прекрасное угощение на праздничном столе. Пельмени бывают разные: с мясной начинкой, с капустной, грибной, картофельной, и все они вкусны и хороши.
Ведущий. В России 27 числа, на Филиппов день, доигрывались последние свадьбы. «Кто не повенчался до Филиппова дня, – говорится в присловье, – молись Богу да жди нового года». Хорошо, что ждать не так уж и долго – всего-то перетерпеть месяц декабрь, который наступит через трое суток!
А кто успел?
После венчания молодую жену встречали песней.
Гости. Гуси летят,
Гуси летят, –
Погагатывают,
Одна гусынька
Приунывши сидит.
Слышит она,
Слышит она
Холодную зимушку,
Чужого батюшку
И чужую матушку.
Молодой муж во время свадебного стола величал свою жену. А гости пели.
Гости. Да ту Лексей-то князь коня кормил,
Он, кормивши коня, плеть плетет,
Да плеточку шелковую.
Он, плетучи плеть, женой хвалится.
Молодой муж. Что у меня есть молодая жена,
Да молода жена, да Марья душка,
Что без белил она белешенька,
Да без румян она румянешенька.
Ведущий. На Филиппова заговенье принято было выносить на двор закуску домовому, чтобы скот водился, был здоров.
Перед тем как садиться ужинать, хозяин с хозяйкой выходили во двор, становились у ворот, а потом говорили:
Царь домовой, царица долговая,
С малыми детками,
Милости просим
С нами заговлять.
При этом, не крестясь, кланяются до земли на все четыре стороны. Затем возвращаются в хату ужинать. После ужина на столе оставляли посуду с кушаньем, покрыв все скатертью. Это для того, чтобы домовой с домовихой тоже могли заговеть.
Классный руководитель. Какой добрый, хороший домашний праздник! Сколько интересного с ним связано. Скажите, вам приходилось присутствовать на крестинах детей. Родился малыш. Много хлопот и радости в семье, среди которых и ожидание обряда крещения. Семья ______ подготовила для нас это таинственное действие.
IV. Крестины.
крестины
Цель: воспитывать интерес к народным духовным традициям.
Действующие лица:
Священник
Ведущий
Кулинар
Малыш
Родители младенца
Священник. Крещение Господне (10 января) – этот праздник посвящается поворотному моменту в земной жизни Иисуса Христа. «Тридцать лет оставался он вдали от мира в глухом селении, где Он возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости». Никто не был посвящен в Его тайну, кроме Матери.
Но вот настал час. Громкий голос Крестителя прозвучал на берегах реки Иордана. Близилось Царство Божие. Пророк звал народ к покаянию. Люди сотнями приходили к Иоанну, чтобы подготовить себя к встрече Мессии. Они признавались в своих грехах, входили в воду, и пророк совершал над ними обряд священного омовения. Это был знак начала новой жизни.
Внезапно в толпе кающихся, никем не замеченный, появляется Иисус из Назарета Галилейского. Он не хочет выделяться среди других и просит «крещения» у пророка. Сам безгрешный, он указывает путь к Богу – путь, который начинается с очистительного покаяния. «Так надлежит нам исполнить всякую правду».
Крестившись, Иисус удалился в пустыню. Предтеча воскликнул, обращаясь к народу: «Я не узнал Его, но пославший меня крестить в воде сказал мне: «На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым». «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
Иоанн был первым, назвавшим Иисуса Агнцем Божьим. С этого времени начинается мессианское служение Господа.
Если первое освещение воды проводилось накануне, в Сочельник, к концу вечерни, то второе водосвятие проводили на реке. Обряд этот – очень древний. Еще в Ветхом законе есть описание, как омовение в водах реки Иордан очищало от грехов и болезней. Христианская Церковь свидетельствует, что к Царству Божию будет иметь причастность весь сотворенный Господом мир.
Освященная вода в переводе с греческого означает «великая святыня». Верующие ее хранят весь год. Святой водой окропляют больных, храмы, жилища. Для освящения шли крестным ходом к реке или озеру, к заранее приготовленной проруби. Называют это «хождение на Иордан», а прорубь – Иорданью. В проруби купаются больные, ряженые, чтобы смыть с себя бесовскую силу.
«Крещенское утро. Сотни людей, обнажив головы, осеняя себя крестным знаменем. Из церкви выносят хоругви, раздается трезвон колоколов. Хоругви колышутся и двигаются над толпой. Крестный ход направляется к Иордани. Водосвятие начинается. Служат долго, медленно, чтобы продлить радость общей народной молитвы. Тишина. Вот крест погружают в воду. Раздаются трезвон, радостные, восторженные крики». (Из рассказа Александра Меня.)
Верующий. Крещение Иисуса Христа на реке Иордан служит продолжением жизни каждого христианина.
Таинство крещения совершается над младенцем, взрослым (по желанию), если эти люди из христианской семьи. Исполняется несколько обрядов:
– обращение крещаемого к западу (месту тьмы) для отречения от Сатаны;
– помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) – Дух святой тайно сходит на крещаемого, очищает от грехов;
– одевание в белую одежду и возложение креста на грудь – знак того, что крещаемый очистился от грехов, должен вести чистую жизнь, помнить о кресте – символе спасения;
– хождение вокруг купели – символ вечности;
– пострижение волос – предание новокрещенного воле Божией;
– миропомазание (помазание благовонным маслом) – священник изображает кисточкой кресты на лбу, глазах, ушах, устах, ноздрях, груди, руках и ногах – освящение всех чувств, дел и всего поведения.
Таинство заканчивается тем, что священник берет на руки младенца подобно тому, как брал Спасителя Святой Симеон.
Крещение – принятие на себя ответственности перед Богом. Оно выражает намерение жить по Его воле.
Ведущий. Домашний праздник таинства крещения называется крестинами. В этот день самые близкие люди проведывают младенца и родителей. Навещать новорожденного разрешается женщинам, имеющим детей. На крестины приносят дорогие подарки и угощение. Главной гостьей на празднике является повивальная бабка (акушерка). Ее добрые руки помогают успешно появиться младенцу на свет.
Крестные блюда имеют в своем название слово «бабка» – «бабкина каша», «бабкины пироги».
Кулинар. Крестильные угощения.
Ведущий. Крещение младенца
Идет от Бога, сердца.
Младенца именины
Проводим на Крестины.
Желаем счастья и удачи,
Долгой жизни – не иначе.
Классный руководитель. Каждый из вас, я уверена, желает того же и своим детям. Наши ребята приложили особые старания, чтоб показать вам обряд гадания. Смотрите!
V. Гадания.
гадания
Цель: воспитывать интерес к истокам русской старины, к народным поверьям.
Действующие лица:
Автор
Девушки
Прохожие
Плакаты
Автор. Гадания – веселый таинственный обряд любого праздника. По поверьям, гадания действенны лишь между двенадцатью и тремя часами ночи, когда миром правит темная колдовская сила. Среди славян гадание было распространенным занятием, которым в основном занимались жрецы, ведуны, знахари, ворожеи, кудесники и колдуны. Когда пришло христианство, гадание стали преследовать. Но в народе оно осталось как сила древней привычки. Гадания – часть старинной русской культуры. В ночь под Крещение в гадания свято верили.
Как тут не вспомнить балладу В. Жуковского «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали,
Снег пололи. Под окном
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны.
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Гадание башмаком. Девушка снимает с левой ноги башмак и бросает его за ворота. Куда ляжет носок, туда девушка и выйдет замуж. Если носок указывал на собственные ворота – то в этом году она не выйдет замуж, будет жить дома.
Полоть снег. В светлую ночь, когда все затихало, девушки шли за ворота. Пригоршнями набирали снег и бросали в ту сторону, откуда дул ветер. Если снег падал быстро, со звуком – девушка выйдет за молодого. Ну а если он падал криво и тихо – быть ей за стариком.
Слушать под окном. Ходили под свои и чужие окна, загадав желание. Услышав речь в избе (особенно первое слово), делали вывод. Подслушивали и у дверей церкви (особенно в лунную ночь). По поверью, девушки могли услышать венчальное пение, либо заупокойную – кому что в этом году суждено.
Кормить курицу счетным зерном. В старину куры играли во время праздников роль предсказателей. Ночью с насеста брали курицу, приносили в избу, давали ей пересчитанное рассыпанное по полу зерно. Делали выводы. Петуха приносили в ту комнату, где заранее были приготовлены на полу в трех местах уголь, вода, хлеб, золотое кольцо, серьги, крупа, щеточка золы, ножницы и др. Петуха пускали на пол и смотрели, какую вещь он клюнет первой. Если он клевал чье-то кольцо или серьгу, то эта девушка в следующем году выйдет замуж. Если петух клевал хлеб или зерно, то быть девушке в следующем году женой богатого. Если ножницы – это будет портной, клюнет золу – муж будет курящим, попьет воды – жди мужа пьяницу. Если петух много ел – будет муж обжорой. Если это был уголь – быть девушке в девках. Во время обряда девушки пели:
Рылась курочка
На завалинке,
Вырыла колечушко
Серебряное,
Ладо ладу
Кому мы поем,
Тому честь воздаем.
Воск топить. Это очень древнее гадание, пришедшее от греков. Топится воск до жидкого состояния и мгновенно выливается в воду (в тазике). Получаются разные очертания, по которым гадали, что это значит.
Подблюдные песни
Гадания эти начинались с обязательной песни хлебу и соли:
Хлебу да соли Кому вынется,
Долог век, Скоро сбудется,
Слава! Слава!
Барышне нашей Скоро сбудется,
Более того Не минуется,
Слава! Слава!
Кому мы спели, Слава!
Тому добро,
Слава!
(Каждая строчка кончается припевом: «Слава!».)
Ведущий. После этой, ничего не значащей песни исполнялись остальные. Каждая имела свой смысл, предсказывала разные повороты судьбы. Наибольшее количество песен было о благополучии.
К богатству и счастью:
Катилось, валилось Летел соловей
Одонье ржи, Через житеньку,
Погодя маленько – Несет соловей
Скирд овса. Жита горсточку.
Кому мы спели, Ладо, ладу!
Тому добро. Кому мы поем,
Кому кольцо вынется, Тому честь
Тому сбудется, воздаем.
Не минуется.
Слава!
К богатству:
Ползет ежик
По завалинке,
Тащит казну
На мочалинке.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!
К деньгам, богатству:
Мышь пищит,
Сто рублей тащит,
Диво ули ляду!
Кому спели, тому добро!
Предвещает благополучие, счастье, богатство:
На печи дежа,
Высоко взошла,
Кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется.
Предвещает замужество:
Медведь пыхтун.
Слава!
По реке плывет.
Слава!
Кому пыхнет во двор,
Слава!
Тому зять в терем,
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Тому сбудется,
Слава!
Скоро сбудется,
Не минуется.
Слава!
К свадьбе:
Вился клен с березою –
Не развился,
Ладу, ладу!
Кому выйдется,
Правда сбудется,
Тому добро!
Обещает девичество:
На загнетке сижу,
Долги нитки вожу,
Еще посижу,
Еще поводу.
После пения одной из песен запускал руку под «белый плат» и вынимал на удачу чей-то перстень. Спетая песня служила хозяйке предвестьем.
Автор. Гаданий великое множество. Возьмем одно из них.
Окличка прохожих. Вечером девушки выходят из дома и, стоя у калитки, спрашивают у понравившихся мужчин: «Как ваше имя?» Услышали ответ – значит, будущего жениха будут звать этим именем. Или у прохожей женщины спрашивают имя будущего суженого. Парни спрашивают наоборот.
Гадание яйцом. Берут стакан со святой водой, в которую осторожно выпускают белок (желток отделяют). Зажигают свечу, ставят перед ней стакан, смотрят на изображение, возникшее в воде.
Гадание на кольце, хлебе и крючке. Кладут на пол кольцо, крючок из соломы и кусок хлеба, накрывают платком, а затем вынимают один из предметов. Если вынется кольцо – жених будет щеголь, если хлеб – богач, если крючок – бедняк.
Подмести пол. В доме подметали полы, и если в соре находили зерна или хлебные крошки, год обещал быть урожайным.
Гадание на тенях. Гадать лучше всего ночью в полнолуние. Взять газету, измять ее руками, чтобы получился комок. Кладут его на дно опрокинутой тарелки и зажигают свечу, свет должен падать так, чтобы на стене образовалась четкая тень от бумажного комка. Внимательно рассмотреть рисунок на стене, запомните. Затем поджечь бумагу с трех сторон одной спичкой. Надо быть предельно внимательным, так как трудно следить за меняющимися тенями, запомнить последовательность их появления. Тарелку можно поворачивать. Бумага сгорела, тени сформировались. Можно расшифровать гадание.
Советы
Первый рисунок: тень в форме человека в напряженной позе – вы пытаетесь решить задачу, которая вам не по силам. Символ беспомощности – сидящий человек.
Подожги газету:
1) человек приподнялся – вы нашли какое-то решение;
2) рисунок изменился, принял форму дома – решение найдете в своем доме, без помощи со стороны;
3) по направлению к вашему дому движется лошадь – ждите известий, которые принесет вам знакомый человек;
4) вокруг дома – суета; смысл: вы мечетесь, а вас окружают не те люди, кто бы мог помочь в этот тяжкий час;
5) очертания дома расплылись, остался холмик, на котором сидит крыса, – вокруг суета прекратилась, будет пустая трата денег, возникнут долги.
Конечный рисунок:
– на стене очертания собаки – вам поможет друг, отношения с окружающими наладятся.
Символы животных и вещей при расшифровке:
– бобер – трудолюбивый человек;
– бутылка – приятная беседа; может быть, и ссора, драка;
– весы – душевное равновесие;
– ворота – новые начинания;
– дом – символ вашего дома;
– кольцо – неблагоприятные условия отойдут;
– дерево – символ жизни;
– кот – ловкий человек;
– лошадь – лживый, норовистый человек;
– машина – путешествие;
– профиль – конкретный человек;
– собака – резкое отношение с людьми.
Автор. 18 января Крещенский сочельник – вечер накануне большого христианского праздника, дня Крещения Иисуса Христа, Дня Богоявления. На Руси это был главный день Святочных гаданий. К нему относится множество народных примет:
– если в крещенскую ночь звезды сильно блестят, хлеб будет хороший;
– богоявление под полный месяц – к большому весеннему разливу рек;
– в крещенский сочельник ясное небо – должно гороху хорошо уродиться.
крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, березы,
Неподвижно застыли их ветки…
И. Бунин
VI. Заключительное слово классного руководителя.
Интересные разножанровые праздники-инсценировки мы с вами посмотрели. Что хотите сказать? Чем поделиться? Считаете ли вы, что они необходимы вашим детям? Почему? В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.
Предложенные мероприятия помогут не только «разбудить» историческую память и обогатить представления ваших ребятишек о жизни предков, о религиозных, культурных, нравственно-этических основах их бытия, но и воспитать морально-этические нормы детей.