СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как воспитать "Воспитателя"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раньше появления педагогики, как науки появилось понятие воспитание. Всегда считалось, что человек воспитывается обществом.

Термин «воспитание» не имеет общепринятого определения, вследствие чего трактуется по-разному. Для того, чтобы выявить обобщенное понятие, обратимся к трактовкам различных авторов.  Процесс воспитания имел разный характер на протяжении развития человечества. 

Просмотр содержимого документа
«Как воспитать "Воспитателя"»

Как воспитать «Воспитателя»

Топорков Александр Леонидович

Морозова Татьяна Александровна

ГБПОУ «ТК им. Н. Д. Кузнецова», г. Самара

Раньше появления педагогики, как науки появилось понятие воспитание. Всегда считалось, что человек воспитывается обществом.

Термин «воспитание» не имеет общепринятого определения, вследствие чего трактуется по-разному. Для того, чтобы выявить обобщенное понятие, обратимся к трактовкам различных авторов. Процесс воспитания имел разный характер на протяжении развития человечества.

И. Кантом еще в XVIII веке было отмечено, что человек может стать человеком через его воспитание. Человек – это то, что из него делает воспитание. «Под воспитанием мы понимаем уход (попечение, содержание), дисциплину (выдержку) и обучение вместе с образованием» [3, С. 443].

«В 1806 г. слово «воспитание» как особое педагогическое понятие было включено в словарь Российской академии. Однако вплоть до середины 19 века оно ассоциировалось с понятием «образование» и фактически являлось синонимом» [4, С. 6].

В.И. Даль в своем словаре отметил, что «воспитать кого, заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем знач. вскармливать, взращать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем знач. научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно быть воспитываемому. Вспитать кого, вспоить и вскормить. Воспитанный человек, выросший в обычных правилах светского приличия, противоположное невежа; образованный, обогащенный сведениями, противоположное невежда» [2, С. 126].

Про воспитательный процесс мы можем найти в литературе много авторских разработок. В том числе Ж.Ж. Руссо с его идеей идти за пожеланиями ученика. К.У. Ушинский, который нравственное воспитание выдвинул на первый план. А.С. Макаренко с формированием личности в коллективе. В.А. Сухомлинский, который показал, как воспитать Счастливого Человека. И вот из современных - Н.А. Зайцев с методикой кубиков для детей и Н. В. Веракса - основоположник проектной деятельности для детей.

Ну, а какие же методы и приемы предлагаются учеными мужами в современных условиях подросткам? Что поставить на первое место?

Историографию данного направления можно продолжать до бесконечности, но, увы, ничего педагогически – революционного найти не удалось. Сразу поспешим оговориться, что возможно нам просто не повезло.

В наше время стремительных перемен, когда все общество охватила поголовная цифровизация, когда человеческое общение превращается в виртуальный круговорот смс-сообщений, когда собеседник существует больше в представлении и приходится дорисовывать его в своем воображении, и наконец, когда общество оказалось на самоизоляции из-за пандемии, вопросы новых подходов и приемов в воспитании выходят перед исследователями на первые позиции.

Поголовное привлечение Западных концепций в образование отодвигает приемы воспитания на второй план. Главной задачей современного ребенка ставится успешная сдача ЕГЭ. Ведь от результата напрямую зависит, кем ты станешь в жизни.

Несмотря на это, педагогам приходится уделять воспитанию подростков значительное время, порою дополнительное и неоплачиваемое.

Но чего стоят все усилия отдельных педагогов, если вдруг в стране объявляется дистанционное обучение? Попробуй предложить современный прием или методику воспитания ребенка дистанционно по Интернету. Таких приемов в Сети найти тоже не удалось.

Или другая современная ситуация, требующая новых методик - педагог изобретает свой приём, и пробует его на подростках, которые уже воспитаны до него родителями. И вроде бы прием и методика всем хороши, и родители поддерживают эти методы.

Но есть одно большое «НО»! И это сводит все труды по воспитанию ровным счетом к нулю.

Оказывается, пока велись споры среди педагогов и родителей, кто должен заниматься основным воспитанием детей, на пороге появился другой «Воспитатель», для которого не писаны никакие нравственные законы.

И имя этому новому «воспитателю» - Интернет!

Согласно недавним исследованиям, подростки проводят в Сети более шести часов в сутки! Об этом сообщает издание Sostav, ссылаясь на данные аналитической компании Mediascope[1]. Это, конечно, много.

Но оглянитесь вокруг! Посмотрите на себя, а тем более на любого подростка внимательнее. Не кажется ли вам, что далеко не шесть часов подросток воспитывается Сетью, а намного больше. Дети просто не выпускают гаджеты из рук!

Единственный воспитательный приём, который приходит на память, это возрастные ограничения того или иного ресурса. Пользователя просят подтвердить, что ему есть 18+, и ответственность сайт с себя снимает.

Кстати, запретный плод бывает особенно сладким. Вот и всё воспитание.

И не справедлива ли гипотеза, что пока не будет наведен порядок в воспитании «Воспитателя», все наши с вами приёмы и методы – фикция!?

Где вы, современные Руссо, Ушинские и Сухомлиновы, которые покажут нам приемы и методы воспитания Счастливого Человека в современных условиях?!



Литература:

  1. Данные исследования аналитической компании Mediascope. // [Электронный ресурс]. Издание Sostav 2024: https://turbo.gazeta.ru/tech/news/2023/09/07/21240146.shtml (дата обращения: 15.03.2024).

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под. ред. Л.В. Беловинского – М.: ОЛМА - ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004. – 700 с.

  3. Кант И. О педагогике. – М.: 1980. – стр. 445.

  4. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 520 с.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!