Задание 3
На ОГЭ будет предложено найти следующие изобразительно-выразительные средства языка:
гипербола
метафора
олицетворение
просторечные выражения
противопоставление
сравнение
фразеологизм
эпитет
ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета: размера, силы, значения и т.д. ( устал до смерти )
- А вот бабушка, мамина мама, не могла жить без кофе. ( Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение)
- Другой имеет рот с арку генерального штаба (= огромный рот)
- Я видывал, как она косит: что взмах, то готова копна .
- Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь !
( Мурлышка - это кот)
- Я тебе миллион раз говорил (= очень много раз).
- Шаровары шириной в Чёрное море.
- Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете .
- Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.
Олицетворение это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, способностями переживать, думать, волноваться и т.д.
- Утес плачет в пустыне.
- Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу. ( Глагол «заколачивал» употреблён в переносном смысле. Дождь не может заколачивать, это мы не сможем увидеть. Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь олицетворяется)
- А ещё на даче имеется сердитый медный самовар . Он кормится шишками и очень недоволен , когда их мало.
- Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка .
- Казалось, дома тоже дышали , жадно, глубоко.
- Заговорили наши орудия .
- Вечор, ты помнишь, вьюга злилась .
- Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка , наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления. Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами. Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем... Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.
- Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка , наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.
- Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.
- Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...
- Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.
- Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
- Чтобы не обидеть девочку, Костя искоса глянул на акварель: из травы выглядывала нарядная ёлочка.
- Скрипка замолчала надолго.
Как найти сравнение? Сравнительный оборот выделяется запятыми. чаще всего при обороте бывают союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО, ТОЧНО При сравнении обязательно есть две части: ЧТО сравнивают и С ЧЕМ сравнивают иногда сравнение выражается существительным в творительном падеже
- Глубокая и тихая вода лакировано блестела, СЛОВНО в реку вылили масло.
- Комментарий
- Находите оборот, выделяемый запятыми
- В нём есть союз СЛОВНО
- Здесь сравнивают воду ( ЧТО сравнивают ) с маслом ( С ЧЕМ сравнивают )
- Хорошо и тепло, КАК зимой у печки , и берёзы стоят, КАК большие свечки .
- Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду , СЛОВНО бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
- Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
- Коржи светились, КАК два маленьких посолённых солнца .
- Бесхитростный Герка преподнёс мне новость, КАК пирожное на блюдечке.
- Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она, КАК свет , возникла где-то в глубинах мироздания.
- Французы двинулись, КАК тучи.
- Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
- Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
- Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
- В эту ораву и ворвался чёрным ураганом ньюфаундленд.
- Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.
- Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.
7. Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
8. Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
9. А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
10. Земля растрескалась, от зноя выцвело небо, и вдали, над горизонтом, висела мгла, будто пыль от стада.
11. Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.
12. Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.
13. Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.
14. Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня.
15. И в этот миг стало нестерпимо трудно дышать, словно кто-то холодными ладонями сдавил ему рёбра.
16. Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
17. Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет.
МЕТАФОРА – это слово в переносном смысле , основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту Чаще всего выражается глаголами, существительными. Это скрытое сравнение. Один предмет назван другим на основе сходства
- Сонное озеро,
- слов моих сухие листья ,
- луковки церквей,
- теплый прием,
- цепь гор,
- хвост поезда,
- Ель рукавом мне тропинку завесила
- Как найти метафору?
- Метафора - это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть- с чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).
- Значение метафоры - переносное , поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»
- Ищите существительное в переносном смысле ( например, «дворянское гнездо »- здесь нет того, ЧТО сравнивают - имение, а есть только, с ЧЕМ сравнивают – с гнездом).
- Ищите глагол в переносном смысле (например, «река играет» - здесь нет , с чем сравнивают - с игрой детей, а есть только ЧТО сравнивают - реку).
-
- Пример 1
- Мальчик был защищён невидимой бронёй своего смятения.
- Комментарий
- Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.
- Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.
- Пример 2
- Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
- Комментарий
- Мысль может вспыхнуть? Нет.
- Мысль, её быстрота сравнена с молнией.
- Несколько примеров
- Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
- Крючок впивается в самое сердце, и нить , связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
- Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул .
- Олицетворение чем-то похоже на метафору. Здесь тоже глаголы или причастия в краткой форме употреблены в переносном значении . Но в метафоре нет оживления , а в олицетворении есть.
- Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
- Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.
- Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
- Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.
- — Возьми-кась, — проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.
- От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой.
- Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
8. Сердце мальчика облилось жалостью и болью.
9. Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
10. Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты.
11. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
12. Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна — вся наружу, что ей просто нельзя не верить.
13. Приближается рассвет, и светящиеся животные медленно тушат свои фонарики.
14. Не нашла места в зале? — задумчиво произнесла я. — (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце...
15. Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...
16. Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
17. И таблица умножения превращалась в стихи.
18. Она никогда не· давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.
Как найти просторечные слова и выражения?
Просторечные слова и выражения - это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.
Пример
Встревает тут Федосья, баба из Пустыни.
Комментарий
- «Встревает», «баба»- просторечные слова.
- Несколько примеров
- У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничего шеньки не хочет».
- А я не знал, что со мной, и задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно.
- На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
- — Как это — баба? — спросил он с недоумением.
- «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»
- Как найти противопоставление (антитезу)?
- Противопоставляться может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.
- Ищите в тексте то, что может быть одновременно.
-
- Пример
- Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
- Комментарий
- Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.
- Несколько примеров
- Одни верят во что-то, другие ни во что не верят …
- Кто знает, может, он простил бы её, а может, и нет .
- Так хотелось пойти с ребятами поход, но в то же время Лену что-то останавливало.
- Как найти эпитет?
- Эпитет - это определение в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?
- Смысл переносный , поэтому мы снова «не может увидеть вреальности» то, что эпитет обозначает.
- Пример
- Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком .
- Комментарий
- Подбородок КАКОЙ? – закаменевший
- Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле .
- Несколько примеров
- Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.
- Асю можно испугать, сделав ей страшные глаза ; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
- Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек , и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
- Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел...
- Все были начёсанные, причёсанные, приглаженные, воспитанные — словом, восхитительные, писаные красавцы.
- Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу — след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине.
- — Но я же не стал подлецом! Ой, простите... — Ничего. Конечно, ты не стал. Но бывают и горькие примеры...
- Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре.
- Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.
- По хрустящей, подтаявшей тропинке он прошёл через сад, где старые берёзы и черёмухи позванивали хрустальными обледенелыми ветками.
- Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…
-
- Как найти фразеологизм?
- Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.
- Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.
- Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма - переносный.
- Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.
-
- Пример
- Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
- Комментарий
- «Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.
- Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?
- Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.
- Несколько примеров
- Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь .
- Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт
- А он, готовый со стыда провалиться сквозь землю , густо покраснел.
- Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.
- По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.
- Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
- 1) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.
- 2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
- 3) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
- Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь .
- И вообще пора тебе подумать, кто ты такой и зачем существуешь на белом свете !
- Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
- «От твоего ответа зависит, будем ли мы общаться по-настоящему или нам придётся попрощаться раз и навсегда».
- Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!
- Слишком у этих взрослых всё разложено по полочкам.
- «Я долго так сидел, начисто забыв про всех на белом свете»?
- — От горшка два вершка, а с такими деньгами…
- «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:
- — Ой, хочу шарик!»
- Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз.
- – Смотри-ка ты! Домой! – воскликнул Станислав Андреевич почти весело. – Ладно, друг, кончай дурака валять.
- Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
- И я до сих пор от стыда сгораю, что был в этой толпе мальчишек, разрушающих чудесный город, что вёл себя, как они…
- Я долго так сидел, начисто забыв про всех на белом свете
- А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
- Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
- В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.
- Отец громко возразил: — Не городи чепуху, сынок! «Педагогично, непедагогично»…