СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как выполнять задание 3 в ОГЭ?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

в презентации подробно рассмотрены основные изобразительно-выразительные средства, которые могут встретиться в задании 3 ОГЭ по рус.

Просмотр содержимого документа
«Как выполнять задание 3 в ОГЭ?»

Задание 3 На ОГЭ будет предложено найти следующие  изобразительно-выразительные средства языка: гипербола метафора олицетворение просторечные выражения противопоставление сравнение фразеологизм эпитет

Задание 3

На ОГЭ будет предложено найти следующие  изобразительно-выразительные средства языка:

гипербола

метафора

олицетворение

просторечные выражения

противопоставление

сравнение

фразеологизм

эпитет

ГИПЕРБОЛА  – чрезмерное преувеличение свойств предмета: размера, силы, значения и т.д.  ( устал до смерти ) А вот бабушка, мамина мама,  не могла жить без кофе. ( Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение) Другой имеет  рот с арку генерального штаба (= огромный рот) Я видывал, как она косит:  что взмах, то готова копна . Ведь этот  Мур­лыш­ка — вся её жизнь ! ( Мурлышка - это кот) Я тебе  миллион раз говорил (= очень много раз). Шаровары  шириной в Чёрное море. Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете . Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.

ГИПЕРБОЛА  – чрезмерное преувеличение свойств предмета: размера, силы, значения и т.д. ( устал до смерти )

  • А вот бабушка, мамина мама,  не могла жить без кофе. ( Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение)
  • Другой имеет  рот с арку генерального штаба (= огромный рот)
  • Я видывал, как она косит:  что взмах, то готова копна .
  • Ведь этот  Мур­лыш­ка — вся её жизнь !

( Мурлышка - это кот)

  • Я тебе  миллион раз говорил (= очень много раз).
  • Шаровары  шириной в Чёрное море.
  • Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете .
  • Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.

Олицетворение    это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, способностями переживать, думать, волноваться и т.д. Утес плачет в пустыне. Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а  дождь заколачивал и заколачивал  что-то в крышу. ( Глагол «заколачивал» употреблён в  переносном смысле. Дождь не может заколачивать, это мы не сможем увидеть. Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь  олицетворяется) А ещё на даче имеется сердитый медный   самовар . Он   кормится шишками и очень  недоволен , когда их мало. Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии  ушла музыка . Казалось,   дома   тоже  дышали ,  жадно, глубоко.   Заговорили  наши  орудия . Вечор, ты помнишь,  вьюга злилась .

Олицетворение   это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, способностями переживать, думать, волноваться и т.д.

  • Утес плачет в пустыне.
  • Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а  дождь заколачивал и заколачивал  что-то в крышу. ( Глагол «заколачивал» употреблён в  переносном смысле. Дождь не может заколачивать, это мы не сможем увидеть. Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь  олицетворяется)
  • А ещё на даче имеется сердитый медный   самовар . Он   кормится шишками и очень  недоволен , когда их мало.
  • Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии  ушла музыка .
  • Казалось,   дома   тоже  дышали , жадно, глубоко.
  •   Заговорили  наши  орудия .
  • Вечор, ты помнишь,  вьюга злилась .
Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка , наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления. Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами. Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем... Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова. Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка , наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления. Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами. Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем... Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.
  • Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка , наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления. Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами. Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем... Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.
  • Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка , наполняя дом таинственным звоном, — даже ходики притихли от изумления.
  • Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.
  • Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...
  • Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.
Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. Чтобы не обидеть девочку, Костя искоса глянул на акварель: из травы выглядывала нарядная ёлочка. Скрипка замолчала надолго.
  • Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
  • Чтобы не обидеть девочку, Костя искоса глянул на акварель: из травы выглядывала нарядная ёлочка.
  • Скрипка замолчала надолго.
Как найти сравнение?  Сравнительный оборот выделяется  запятыми.  чаще всего при обороте бывают союзы  КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО, ТОЧНО  При сравнении обязательно есть две части:  ЧТО сравнивают  и  С ЧЕМ сравнивают  иногда сравнение выражается  существительным в творительном падеже Глубокая и тихая вода лакировано блестела,  СЛОВНО  в реку вылили масло. Комментарий Находите оборот, выделяемый  запятыми В нём есть союз  СЛОВНО Здесь сравнивают воду ( ЧТО сравнивают ) с маслом (  С ЧЕМ сравнивают )

Как найти сравнение? Сравнительный оборот выделяется  запятыми. чаще всего при обороте бывают союзы  КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО, ТОЧНО При сравнении обязательно есть две части:  ЧТО сравнивают  и  С ЧЕМ сравнивают иногда сравнение выражается  существительным в творительном падеже

  • Глубокая и тихая вода лакировано блестела,  СЛОВНО  в реку вылили масло.
  • Комментарий
  • Находите оборот, выделяемый  запятыми
  • В нём есть союз  СЛОВНО
  • Здесь сравнивают воду ( ЧТО сравнивают ) с маслом (  С ЧЕМ сравнивают )
Хорошо и тепло,  КАК зимой у печки , и берёзы стоят,  КАК большие свечки . Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду , СЛОВНО бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. Морозной пылью  серебрится его бобровый воротник. Коржи светились,  КАК два маленьких посолённых солнца . Бесхитростный Герка преподнёс мне новость,  КАК пирожное на блюдечке. Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она,  КАК свет , возникла где-то в глубинах мироздания. Французы двинулись, КАК тучи.
  • Хорошо и тепло,  КАК зимой у печки , и берёзы стоят,  КАК большие свечки .
  • Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду , СЛОВНО бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
  • Морозной пылью  серебрится его бобровый воротник.
  • Коржи светились,  КАК два маленьких посолённых солнца .
  • Бесхитростный Герка преподнёс мне новость,  КАК пирожное на блюдечке.
  • Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она,  КАК свет , возникла где-то в глубинах мироздания.
  • Французы двинулись, КАК тучи.
Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер. Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. В эту ораву и ворвался чёрным ураганом ньюфаундленд. Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им. Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.
  • Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
  • Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
  • Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.
  • В эту ораву и ворвался чёрным ураганом ньюфаундленд.
  • Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.
  • Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.
7. Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка. 8. Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. 9. А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. 10. Земля растрескалась, от зноя вы­цве­ло небо, и вдали, над горизонтом, ви­се­ла мгла, будто пыль от стада. 11. Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.

7. Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.

8. Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.

9. А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.

10. Земля растрескалась, от зноя вы­цве­ло небо, и вдали, над горизонтом, ви­се­ла мгла, будто пыль от стада.

11. Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.

12. Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова. 13. Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. 14. Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня. 15. И в этот миг стало нестерпимо трудно дышать, словно кто-то холодными ладонями сдавил ему рёбра. 16. Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата. 17. Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет.

12. Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

13. Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.

14. Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня.

15. И в этот миг стало нестерпимо трудно дышать, словно кто-то холодными ладонями сдавил ему рёбра.

16. Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

17. Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет.

МЕТАФОРА   – это слово в переносном смысле ,  основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту Чаще всего выражается глаголами, существительными.  Это скрытое сравнение.  Один предмет назван другим на основе сходства   Сонное озеро, слов моих сухие листья , луковки церквей, теплый прием, цепь гор, хвост поезда, Ель  рукавом  мне тропинку завесила

МЕТАФОРА   – это слово в переносном смысле ,  основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту Чаще всего выражается глаголами, существительными. Это скрытое сравнение. Один предмет назван другим на основе сходства

  • Сонное озеро,
  • слов моих сухие листья ,
  • луковки церквей,
  • теплый прием,
  • цепь гор,
  • хвост поезда,
  • Ель  рукавом  мне тропинку завесила
Как найти метафору? Метафора  - это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть-  с чем сравнивают  или  что сравнивают.  Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»). Значение метафоры -  переносное , поэтому мы  «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать» Ищите  существительное в переносном смысле ( например, «дворянское  гнездо »- здесь  нет  того,  ЧТО сравнивают  - имение, а  есть только, с  ЧЕМ  сравнивают – с гнездом). Ищите  глагол в переносном смысле  (например, «река  играет» - здесь нет  ,  с чем сравнивают - с игрой детей, а есть только  ЧТО сравнивают - реку).  
  • Как найти метафору?
  • Метафора  - это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть-  с чем сравнивают  или  что сравнивают.  Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).
  • Значение метафоры -  переносное , поэтому мы  «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»
  • Ищите  существительное в переносном смысле ( например, «дворянское  гнездо »- здесь  нет  того,  ЧТО сравнивают  - имение, а  есть только, с  ЧЕМ  сравнивают – с гнездом).
  • Ищите  глагол в переносном смысле  (например, «река  играет» - здесь нет  ,  с чем сравнивают - с игрой детей, а есть только  ЧТО сравнивают - реку).
  •  
Пример 1 Мальчик был защищён невидимой  бронёй  своего  смятения. Комментарий Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно. Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони. Пример 2 Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся  мысль  о побеге с урока  вспыхнула  молнией. Комментарий Мысль может вспыхнуть? Нет. Мысль, её быстрота сравнена с молнией. Несколько примеров Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе  родилось новое для него  чувство   сыновней любви и нежности. Крючок впивается  в самое сердце, и  нить ,  связывающая людей детской дружбой,  не прерывается  всю жизнь. Но этот так хорошо обдуманный  план  неожиданно  лопнул .
  • Пример 1
  • Мальчик был защищён невидимой  бронёй  своего  смятения.
  • Комментарий
  • Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.
  • Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.
  • Пример 2
  • Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся  мысль  о побеге с урока  вспыхнула  молнией.
  • Комментарий
  • Мысль может вспыхнуть? Нет.
  • Мысль, её быстрота сравнена с молнией.
  • Несколько примеров
  • Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе  родилось новое для него  чувство   сыновней любви и нежности.
  • Крючок впивается  в самое сердце, и  нить ,  связывающая людей детской дружбой,  не прерывается  всю жизнь.
  • Но этот так хорошо обдуманный  план  неожиданно  лопнул .
Олицетворение  чем-то похоже на метафору. Здесь тоже  глаголы или причастия в краткой форме  употреблены в  переносном значении . Но в метафоре нет оживления , а в олицетворении есть.
  • Олицетворение  чем-то похоже на метафору. Здесь тоже  глаголы или причастия в краткой форме  употреблены в  переносном значении . Но в метафоре нет оживления , а в олицетворении есть.
Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом. Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспых­нула молнией. Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. — Возьми-кась, — проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.   От льна, цве­тов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой. Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
  • Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
  • Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.
  • Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспых­нула молнией.
  • Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.
  • — Возьми-кась, — проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.
  •   От льна, цве­тов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой.
  • Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
8. Сердце мальчика облилось жалостью и болью. 9. Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла. 10. Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты. 11. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. 12. Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна — вся наружу, что ей просто нельзя не верить. 13. Приближается рассвет, и светящиеся животные медленно тушат свои фонарики. 14. Не нашла места в зале? — задумчиво произнесла я. — (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце... 15. Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул... 16. Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений. 17.  И таблица умножения превращалась в стихи. 18. Она никогда не· давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

8. Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

9. Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

10. Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты.

11. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

12. Её лицо, глаза и улыбка так и светятся приветливостью, она столь чистосердечна — вся наружу, что ей просто нельзя не верить.

13. Приближается рассвет, и светящиеся животные медленно тушат свои фонарики.

14. Не нашла места в зале? — задумчиво произнесла я. — (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце...

15. Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...

16. Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.

17.  И таблица умножения превращалась в стихи.

18. Она никогда не· давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.

Как найти просторечные слова и выражения? Просторечные  слова и выражения   - это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев. Пример Встревает  тут Федосья,  баба  из Пустыни. Комментарий «Встревает», «баба»- просторечные слова. Несколько примеров У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она  ничего шеньки  не хочет». А я не знал, что со мной, и  задрал  голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно.  На двери по-прежнему висел замок, а во дворе  валялись  брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало. — Как это — баба? — спро­сил он с недоумением. «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»

Как найти просторечные слова и выражения?

Просторечные  слова и выражения   - это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.

Пример

Встревает  тут Федосья,  баба  из Пустыни.

Комментарий

  • «Встревает», «баба»- просторечные слова.
  • Несколько примеров
  • У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она  ничего шеньки  не хочет».
  • А я не знал, что со мной, и  задрал  голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно. 
  • На двери по-прежнему висел замок, а во дворе  валялись  брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
  • — Как это — баба? — спро­сил он с недоумением.
  • «Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился!..»
Как найти противопоставление (антитезу)? Противопоставляться  может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия. Ищите в тексте то, что может быть одновременно.   Пример Алиса могла свободно пройти  в театральный двор, который охранял строгий сторож, а  другие дети не могли попасть  в этот интересный мир. Комментарий Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет. Несколько примеров Одни верят  во что-то,  дру­гие ни во что не верят … Кто знает, может, он  простил бы  её, а может, и  нет . Так  хотелось пойти  с ребятами поход, но в то же время  Лену что-то останавливало.
  • Как найти противопоставление (антитезу)?
  • Противопоставляться  может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.
  • Ищите в тексте то, что может быть одновременно.
  •  
  • Пример
  • Алиса могла свободно пройти  в театральный двор, который охранял строгий сторож, а  другие дети не могли попасть  в этот интересный мир.
  • Комментарий
  • Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.
  • Несколько примеров
  • Одни верят  во что-то,  дру­гие ни во что не верят
  • Кто знает, может, он  простил бы  её, а может, и  нет .
  • Так  хотелось пойти  с ребятами поход, но в то же время  Лену что-то останавливало.
Как найти эпитет? Эпитет  - это  определение  в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос  КАКОЙ? Смысл переносный , поэтому мы снова  «не может увидеть вреальности»  то, что эпитет обозначает. Пример Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под  закаменевшим подбородком . Комментарий Подбородок  КАКОЙ?  – закаменевший Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле . Несколько примеров Деревья  стояли  стеклянные  от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб. Асю можно испугать, сделав ей  страшные глаза ; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Он был какой-то  уютный, весёлый и простой человек , и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
  • Как найти эпитет?
  • Эпитет  - это  определение  в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос  КАКОЙ?
  • Смысл переносный , поэтому мы снова  «не может увидеть вреальности»  то, что эпитет обозначает.
  • Пример
  • Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под  закаменевшим подбородком .
  • Комментарий
  • Подбородок  КАКОЙ?  – закаменевший
  • Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле .
  • Несколько примеров
  • Деревья  стояли  стеклянные  от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.
  • Асю можно испугать, сделав ей  страшные глаза ; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
  • Он был какой-то  уютный, весёлый и простой человек , и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
  • Это был свет­ля­чок – ма­лень­кая букашечка, и пел он свою не­за­тей­ли­вую пе­сен­ку о том, что видел...
  • Все были начёсан­ные, причёсан­ные, при­гла­жен­ные, вос­пи­тан­ные — сло­вом, вос­хи­ти­тель­ные, пи­са­ные кра­сав­цы.
  • Солн­це брело по кры­шам, тени ста­но­ви­лись длин­нее, и моя душа ося­за­ла про­зрач­ность воз­ду­ха и даже, ка­жет­ся, не­ви­ди­мую дугу — след ла­сточ­ки, раз­ма­ши­стый её полёт в покое и слад­ко­звуч­ной ти­ши­не.
  • — Но я же не стал подлецом! Ой, простите... — Ничего. Конечно, ты не стал. Но бы­ва­ют и горь­кие примеры...
  • Когда я на­хо­жусь в осо­бен­но твор­че­ском со­сто­я­нии, я живу будто двой­ной жиз­нью: на­по­ло­ви­ну здесь, в се­го­дняш­нем дне, на­по­ло­ви­ну там, в про­шлом, в зо­ло­той не­воз­врат­ной поре.
  • Будто вол­шеб­ная власть уно­си­ла меня в дру­гое про­стран­ство и время, и рас­кры­ва­лись без­мер­ные дали, рас­сту­па­лись об­лач­ные не­бе­са.
  • По хрустящей, под­та­яв­шей тро­пин­ке он прошёл через сад, где ста­рые берёзы и черёмухи по­зва­ни­ва­ли хру­сталь­ны­ми об­ле­де­не­лы­ми ветками.
  • Вроде бы не было в нём ни­че­го не­обыч­но­го – ху­день­кий, свет­ло-русый, нос с гор­бин­кой, а взгляд такой твёрдый, ре­ши­тель­ный…
  •  
  • Как найти фразеологизм?
  • Фразеологизм  - это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.
  • Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.
  • Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма -  переносный.
  • Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.
  •  
  • Пример
  • Жене  изо всех сил  хотелось убедить друга, что он не виноват.
  • Комментарий
  • «Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.
  • Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?
  • Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.
  • Несколько примеров
  • Эту растяпу в розовом  днём с огнём не сыщешь .
  • Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за  его счёт
  • А он, готовый  со стыда провалиться сквозь землю , густо покраснел.
  • Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.
  • По по­ве­де­нию ро­со­ма­хи слу­жи­те­ли зоо­пар­ка с пер­во­го взгля­да по­ня­ли, что у неё, на­вер­но, скоро долж­ны ро­дить­ся детёныши и она ищет место для ло­го­ва.
  • Ро­ди­те­ли сами по­ни­ма­ли, что по их сто­пам я не пойду, и даже не на­ме­ка­ли на это.
  • 1) И я сна­ча­ла в са­ди­ке, а потом в школе несла тяж­кий крест от­цов­ской не­су­раз­но­сти.
  • 2) Я го­то­ва была про­ва­лить­ся сквозь землю от стыда и вела себя подчёрк­ну­то хо­лод­но, по­ка­зы­вая своим видом, что этот не­ле­пый че­ло­век с крас­ным носом не имеет ко мне ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.
  • 3) Шёпотом он рас­ска­зал маме, что дошёл до рай­цен­тра, под­нял всех на ноги и вер­нул­ся с вез­де­хо­дом.
  • Эту рас­тя­пу в ро­зо­вом те­перь днём с огнём не сы­щешь .
  • И во­об­ще пора тебе по­ду­мать, кто ты такой и зачем су­ще­ству­ешь на белом свете !
  •   Я был на седь­мом небе от сча­стья и засыпáл с кни­гой в руках.
  • «От тво­е­го от­ве­та за­ви­сит, будем ли мы об­щать­ся по-на­сто­я­ще­му или нам придётся по­про­щать­ся раз и на­все­гда».
  • Нель­зя же за­но­во изоб­ре­тать самолёт, если его давно изоб­ре­ли, или от­кры­вать новые стра­ны, если всё уже прой­де­но вдоль и поперёк!
  • Слиш­ком у этих взрос­лых всё раз­ло­же­но по по­лоч­кам.
  • «Я долго так сидел, на­чи­сто забыв про всех на белом свете»?
  • — От горш­ка два вершка, а с та­ки­ми деньгами…
  • «Алёнка уви­де­ла жен­щи­ну, про­да­вав­шую воз­душ­ные ша­ри­ки, и оста­но­ви­лась как вко­пан­ная:
  • — Ой, хочу шарик!»
Она уже не лас­ка­лась униженно, она про­сто ждала, не сводя с жен­щи­ны глаз. – Смотри-ка ты! Домой! – вос­клик­нул Ста­ни­слав Ан­дре­евич почти весело. – Ладно, друг, кон­чай ду­ра­ка валять. Оста­но­вив­шись на по­ро­ге, Динка не могла ото­рвать глаз от этого порт­ре­та. И я до сих пор от стыда сгораю, что был в этой толпе мальчишек, раз­ру­ша­ю­щих чу­дес­ный город, что вёл себя, как они… Я долго так сидел, на­чи­сто забыв про всех на белом свете А я в этот мо­мент готов был про­ва­лить­ся сквозь землю. Эту рас­тя­пу в ро­зо­вом те­перь днём с огнём не сы­щешь. В конце кон­цов дети легли в свои кро­ват­ки и за­кры­ли глаза. Отец гром­ко возразил: — Не го­ро­ди чепуху, сынок! «Педагогично, непедагогично»…
  • Она уже не лас­ка­лась униженно, она про­сто ждала, не сводя с жен­щи­ны глаз.
  • – Смотри-ка ты! Домой! – вос­клик­нул Ста­ни­слав Ан­дре­евич почти весело. – Ладно, друг, кон­чай ду­ра­ка валять.
  • Оста­но­вив­шись на по­ро­ге, Динка не могла ото­рвать глаз от этого порт­ре­та.
  • И я до сих пор от стыда сгораю, что был в этой толпе мальчишек, раз­ру­ша­ю­щих чу­дес­ный город, что вёл себя, как они…
  • Я долго так сидел, на­чи­сто забыв про всех на белом свете
  • А я в этот мо­мент готов был про­ва­лить­ся сквозь землю.
  • Эту рас­тя­пу в ро­зо­вом те­перь днём с огнём не сы­щешь.
  • В конце кон­цов дети легли в свои кро­ват­ки и за­кры­ли глаза.
  • Отец гром­ко возразил: — Не го­ро­ди чепуху, сынок! «Педагогично, непедагогично»…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя