СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как выполнить задание 21 на ЕГЭ по русскому языку в 2025 году (рекомендации ФИПИ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы из Навигатора 2025 года. Можно раздать ребятам.

Просмотр содержимого документа
«Как выполнить задание 21 на ЕГЭ по русскому языку в 2025 году (рекомендации ФИПИ)»


ПУНКТУАЦИЯ

При выполнении задания 21 ЕГЭ по русскому языку пунктуационный анализ предложений осуществляется в соответствии со следующими видами пунктуационных правил:

    • знаки препинания (тире) между подлежащим и сказуемым;

    • знаки препинания (тире) в неполных предложениях;

    • знаки препинания в предложениях с однородными членами;

    • знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом;

    • знаки препинания в предложениях с обособленным согласованным определением;

    • знаки препинания в предложениях с обособленным приложением;

    • знаки препинания в предложениях с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием, деепричастным оборотом или сочетанием с производным предлогом;

    • знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом;

    • знаки препинания в предложениях с уточняющим обособленным обстоятельством;

    • знаки препинания в предложениях с обособленным дополнением;

    • знаки препинания в предложениях с вводным словом или вводной конструкцией;

    • знаки препинания (тире и скобки) в предложениях со вставной конструкцией;

    • знаки препинания в предложениях с обращением;

    • знаки препинания в предложениях с междометием;

    • знаки препинания в сложносочинённых предложениях;

    • знаки препинания в сложноподчинённых предложениях;

    • знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях;

    • знаки препинания при передаче чужой речи (прямая речь, цитирование, диалог).

Правило о соединительном тире (например, поезд Москва – Воркута) использоваться для группировки предложений в задании 21 ЕГЭ по русскому языку не будет, так как это правило не входит в школьный минимум.


В задании 21 ЕГЭ по русскому языку при постановке тире/двоеточия в бессоюзном сложном предложении различия в конкретных значениях не играют роли.


Кроме того, НЕ СУЩЕСТВУЕТ РАЗЛИЧИЙ с точки зрения пунктуационного правила в следующих предложениях: Ученик, прочитавший письмо, выглядел счастливым. – Девушка, добрая и отзывчивая, работала волонтёром (обособленные определения).

То же самое касается обособленных обстоятельств: Директор детского дома приветствовал шефов, благодаря за оказанную помощь. – Несмотря на усталость, я продолжал усиленно тренироваться.


Обратите внимание! В то же время важно различать запятые в предложении с обособленным приложением и запятые в предложении с уточняющим обособленным обстоятельством. Например: В 1103 году по приказу Мстислава Владимировича, сына князя Владимира Мономаха, русским зодчим Петром в Городище был воздвигнут Благовещенский собор (обособленное приложение). В начале XII века, 1103 году, русским зодчим Петром в Городище был воздвигнут Благовещенский собор (уточняющее обособленное обстоятельство).


В задании 21 разработчики используют две формулировки: «Найдите предложения, в которых запятые ставятся...» и «Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся)...» В первом случае подразумеваются только непарные знаки, а во втором случае – и парные, и непарные. Пример для второго случая: в одном предложении причастный оборот стоит в конце предложения, поэтому только с одной стороны выделяется запятой; а в другом предложении – в середине предложения, поэтому с двух стороны выделяется запятыми.

Обратите внимание!

В задании 21 не может быть нескольких правильных ответов. При этом среди правильных ответов может быть, например, предложение, в котором запятая ставится только между частями бессоюзного сложного предложения, и предложение, в котором запятая ставится по той же причине, а также обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.


В задании 21 части сложного предложения, соединённые наречиями «поэтому», «потому» и «оттого», трактуются как части БЕССОЮЗНОГО сложного предложения.


Пример задания и эталонного ответа

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.


(1)На опушках майского леса раскинулся пёстрый ковёр полевых цветов. (2)Прозрачна берёзовая роща, деревья полны живительной влаги. (3)Проделаешь в коре небольшие отверстия брызнет на тебя ароматный берёзовый сок. (4)Многие животные любят этот напиток чудесный дар вешнего русского леса. (5)Весь год дятел, пернатый лекарь, ухаживал за больными деревьями, уничтожал насекомых, а тут не утерпел, откупорил клювом здоровую берёзу и напился всласть. (6)К вечеру затихает в лесу разноголосый птичий гомон, но неожиданно лесное безмолвие прерывает звонкая щебечущая трель зарянки; её пение прелюдия к ночному концерту. (7)Наконец раздаётся долгожданная соловьиная песня, напоминающая чарующую мелодию весны. (8)Всю ночь соловьиные россыпи будоражат чуткий сон лесных обитателей, а на рассвете их будит кукушка далеко не тихая птица.


Ответ: 6 и 8. В этих предложениях запятая ставится на основании правила расстановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Что касается предложения 5, то в этом предложении представлены именно однородные члены предложения, так как формально все действия глаголов-сказуемых, несмотря на разность их видовой принадлежности, относятся к одному субъекту-подлежащему «дятел».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!