ПУНКТУАЦИЯ
При выполнении задания 21 ЕГЭ по русскому языку пунктуационный анализ предложений осуществляется в соответствии со следующими видами пунктуационных правил:
-
знаки препинания (тире) между подлежащим и сказуемым;
-
знаки препинания (тире) в неполных предложениях;
-
знаки препинания в предложениях с однородными членами;
-
знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом;
-
знаки препинания в предложениях с обособленным согласованным определением;
-
знаки препинания в предложениях с обособленным приложением;
-
знаки препинания в предложениях с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием, деепричастным оборотом или сочетанием с производным предлогом;
-
знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом;
-
знаки препинания в предложениях с уточняющим обособленным обстоятельством;
-
знаки препинания в предложениях с обособленным дополнением;
-
знаки препинания в предложениях с вводным словом или вводной конструкцией;
-
знаки препинания (тире и скобки) в предложениях со вставной конструкцией;
-
знаки препинания в предложениях с обращением;
-
знаки препинания в предложениях с междометием;
-
знаки препинания в сложносочинённых предложениях;
-
знаки препинания в сложноподчинённых предложениях;
-
знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях;
-
знаки препинания при передаче чужой речи (прямая речь, цитирование, диалог).
Правило о соединительном тире (например, поезд Москва – Воркута) использоваться для группировки предложений в задании 21 ЕГЭ по русскому языку не будет, так как это правило не входит в школьный минимум.
В задании 21 ЕГЭ по русскому языку при постановке тире/двоеточия в бессоюзном сложном предложении различия в конкретных значениях не играют роли.
Кроме того, НЕ СУЩЕСТВУЕТ РАЗЛИЧИЙ с точки зрения пунктуационного правила в следующих предложениях: Ученик, прочитавший письмо, выглядел счастливым. – Девушка, добрая и отзывчивая, работала волонтёром (обособленные определения).
То же самое касается обособленных обстоятельств: Директор детского дома приветствовал шефов, благодаря за оказанную помощь. – Несмотря на усталость, я продолжал усиленно тренироваться.
Обратите внимание! В то же время важно различать запятые в предложении с обособленным приложением и запятые в предложении с уточняющим обособленным обстоятельством. Например: В 1103 году по приказу Мстислава Владимировича, сына князя Владимира Мономаха, русским зодчим Петром в Городище был воздвигнут Благовещенский собор (обособленное приложение). – В начале XII века, 1103 году, русским зодчим Петром в Городище был воздвигнут Благовещенский собор (уточняющее обособленное обстоятельство).
В задании 21 разработчики используют две формулировки: «Найдите предложения, в которых запятые ставятся...» и «Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся)...» В первом случае подразумеваются только непарные знаки, а во втором случае – и парные, и непарные. Пример для второго случая: в одном предложении причастный оборот стоит в конце предложения, поэтому только с одной стороны выделяется запятой; а в другом предложении – в середине предложения, поэтому с двух стороны выделяется запятыми.
Обратите внимание!
В задании 21 не может быть нескольких правильных ответов. При этом среди правильных ответов может быть, например, предложение, в котором запятая ставится только между частями бессоюзного сложного предложения, и предложение, в котором запятая ставится по той же причине, а также обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
В задании 21 части сложного предложения, соединённые наречиями «поэтому», «потому» и «оттого», трактуются как части БЕССОЮЗНОГО сложного предложения.
Пример задания и эталонного ответа
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)На опушках майского леса раскинулся пёстрый ковёр полевых цветов. (2)Прозрачна берёзовая роща, деревья полны живительной влаги. (3)Проделаешь в коре небольшие отверстия – брызнет на тебя ароматный берёзовый сок. (4)Многие животные любят этот напиток – чудесный дар вешнего русского леса. (5)Весь год дятел, пернатый лекарь, ухаживал за больными деревьями, уничтожал насекомых, а тут не утерпел, откупорил клювом здоровую берёзу и напился всласть. (6)К вечеру затихает в лесу разноголосый птичий гомон, но неожиданно лесное безмолвие прерывает звонкая щебечущая трель зарянки; её пение – прелюдия к ночному концерту. (7)Наконец раздаётся долгожданная соловьиная песня, напоминающая чарующую мелодию весны. (8)Всю ночь соловьиные россыпи будоражат чуткий сон лесных обитателей, а на рассвете их будит кукушка – далеко не тихая птица.
Ответ: 6 и 8. В этих предложениях запятая ставится на основании правила расстановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Что касается предложения 5, то в этом предложении представлены именно однородные члены предложения, так как формально все действия глаголов-сказуемых, несмотря на разность их видовой принадлежности, относятся к одному субъекту-подлежащему «дятел».