СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как взаимодействовать с трудными учениками (методическое совещание)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как взаимодействовать с трудными учениками (методическое совещание)»

  1. Вступление. Ведущий. Уважаемые коллеги! Каждый из вас ежедневно сталкивается с учениками, которых мы привычно называем отстающими в обучении. Вы хорошо знаете особенности их поведения и трудности в обучении. Сегодняшнее наше методическое совещание будет посвящено обсуждению нашего взаимодействия с такими детьми.

В школе две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.  

Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач — и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.

Результаты диагностической работы неоднократно показывали, что отношение к преподавателю учащиеся часто переносят на предмет, который он преподает (удовлетворенность школьной жизнью, качества характера педагога).

  1. Наиболее типичные ошибки в общении преподавателей с учащимися: (Слайд)

  1. Обращение к учащимся не по имени, даже не по фамилии, а в третьем или втором лице.

  2. Отсутствие извинений в адрес учащихся, если педагог оговорился или неправильно продиктовал запись.

  3. Приказной административный характер распоряжений (угрозы, приказы, критика).

  4. Невнимание и безразличие к результату ответа учащегося, прерывание его речи беседа или перепалка во время ответа.

  5. Игнорирование психических особенностей опрашиваемых (флегматик– медленно думает, холерик – торопится, меланхолик – теряется, сангвиник – отвечает мгновенно, иногда необдуманно)

  6. Неумение выслушать, поддержать беседу.

  7. Отсутствие контакта глаз.

  8. Необъективность придирки (не справедливость).

  9. Невнимательность к достижениям учащихся.

  10. Общение – допрос.

  1. Основная задача каждого педагога – это научить!

Упражнение «Завариваем чай»

  1. Опустить пакетик в кипяток. Смогли бы мы получить напиток без каких-либо определенных действий, только лишь глядя на стакан? Можно ли сделать так, чтобы вновь отделить заварку от воды? (Если я захочу отделить чай от воды, это уже невозможно. Вот так и знания, если заложены хорошие, прочные основы в душу каждого ребенка, то это останется с ним навсегда).



  1. Подумайте, пожалуйста, какие проблемы встречаются наиболее часто при обучении школьников в тех классах, где вы работаете (основные причины неуспеваемости).

Наиболее распространенные варианты выделяемых учителями трудностей:
– ребята невнимательны на уроке, часто отвлекаются на постороннее;
– не умеют видеть свои ошибки, отсутствует орфографическая зоркость;
– испытывают затруднения при решении математических задач;
– постоянно совершают ошибки в письменных работах, пропускают буквы;
– затрудняются пересказывать тексты;
– очень подвижны, не могут усидеть на месте и т.п.

  1. Давайте проведем упражнение, которое, надеюсь, поможет нам открыть новое в наших отношениях с отстающими. Выберите, пожалуйста, одного из своих «двоечников». Только одного. Называть его имя не нужно.
    Ведущий выжидает минуту и уточняет у каждого участника группы, сделан ли такой выбор. Затем продолжает:
    Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и положите его перед собой горизонтально. Разделите его пополам вертикальной чертой. Над левым столбцом напишите: «Мне трудно с этим учеником, потому что...» Над правым столбцом — «У этого ученика есть замечательные черты...» Заполните эти столбцы, закончив каждое из начатых двух предложений не менее чем семью вариантами. Без вашего желания и согласия никто не будет читать ваши записи. Вопросы:
    1. Насколько сложным оказалось выполнение этого задания?
    2. Было ли для вас трудным заполнить второй столбец? Почему?
    3. Удалось ли вам назвать семь пунктов, описывающих «замечательные черты» отстающих? Почему?
    4. Появились ли у вас неожиданные новые мысли о вашем ученике?
    5. Захотелось ли вам попристальнее понаблюдать за этим ребенком и лучше понять его?

  2. Высказывания учащихся «Незаконченные предложения»

Психологические приемы достижения расположения учащихся. (СЛАЙД)

1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени. Причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.
3. Прием “золотые слова” — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент — комплимент на фоне антикомплимента себе. («Ты более внимателен, чем я»)
4. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при общении с учащимся педагогу необходимо выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5. Прием “личная жизнь”. При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
6. В напряженной ситуации, когда мы испытываем сильные эмоции и они нам не нравятся, самый простой способ решить эту проблему - осознать их и озвучить их партнеру по общению. Этот способ называется «Я-высказыванием» ("Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия"), а не нацелено, как «Ты-высказывание», на то, чтобы обвинить другого человека ("Ты опять пропускаешь занятия!"). Если мы используем «Ты – высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я – высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
7. Голос, мимика, манера правильно стоять перед учениками на уроке также имеет большое значение во взаимодействии с учащимися. Иметь открытую позу:  стоять лицом к классу, ноги на ширине 12—15 см, одна нога немного выдвинута вперёд, не скрещивать рук (Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником).  Формы обращения учителя к ученикам

1) Деловая форма обращения (приглашение к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом, общим для всех и очень нужным для каждого, а сначала договоримся, как будем работать, хорошо?”

2) Личностно-доверительное обращение: “Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма обращения полезна в общении с подростками и старшими школьниками, когда у них выражена потребность сотрудничать с взрослыми на равных, а при таком обращении подчеркивается их взрослость, так как к ним обращаются за помощью.

3) Эмоционально-личностное обращение: “У меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали к шестому уроку – побережем друг друга” или “я знаю у вас сегодня была контрольная по математике, как справились, труднаяТаким путем устанавливается взаимное понимание, бережное отношение друг к другу, а ученики постигают разные формы обращения к другому человеку. Главное здесь – зафиксировать общие переживания всего класса и показать, что присоединяешься к ним. То же возможно и по отношению к отдельному ученику.



Технология, приемы общения (Д. Карнеги): (видео учащихся)

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.



Вывод: Ничего так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. Истеричность же педагогов, возмущенные выкрики, угрозы — все это принижает педагога в восприятии учащихся, делает их неприятными, но никак не сильными.

Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением, тем самым повышая мотивацию учащихся к обучению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!