Просмотр содержимого документа
«Как запомнить табличные значения углов 0°; 30°; 45°; 60°; 90°»
Как запомнить табличные значения
тригонометрических функций некоторых углов
Конева Надежда Александровна,
учитель математики ВКК МБОУ БГО СОШ №4
г. Борисоглебск Воронежская область
В 8 классе на уроках геометрии обучающиеся впервые встречаются с такими тригонометрическими понятиями, как синус, косинус, тангенс, котангенс. Они знакомятся с их определениями, учатся работать с ними в прямоугольном треугольнике, работают с таблицей В. М. Брадиса и делают выводы, что синус и тангенс острых углов при возрастании угла увеличиваются, а косинус и котангенс уменьшаются. Доказательство теоремы об изменении этих функций при возрастании угла после работы с таблицей В. М. Брадиса проходит значительно эффективнее. Однако обучающиеся испытывают некоторые трудности с запоминанием табличных значений тригонометрических функций некоторых углов.
Итак, мы хотим запомнить табличные значения углов 0°; 30°; 45°; 60°; 90°.
Поможет легче запомнить эти значения следующий алгоритм:
1. В столбик в левой части будущей таблицы записываем синус, затем косинус аргумента, а в строку углы от 0° до 90°. Желательно сразу с градусной мерой записывать и радианную. Но обучающиеся 8 класса на момент изучения значений синуса и косинуса градусных мер от 0° до 90° ещё не знакомы с понятием радианной меры угла, поэтому радианы добавим в таблицу позже. Итак, две строки и столбцы готовы.
| 0° | 30° | 45° | 60° | 90° |
sinɑ | | | | | |
cosɑ | | | | | |
2. Под значениями углов напротив синуса пишем числа от 0 до четырёх, а напротив косинуса от 4 до 0. Получим следующее:
| 0° | 30° | 45° | 60° | 90° |
sinɑ | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
cosɑ | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3. Далее записываем квадратный корень из каждого числа таблицы:
| 0° | 30° | 45° | 60° | 90° |
sinɑ | | | | | |
cosɑ | | | | | |
4. Делим каждое значение на 2:
| 0° | 30° | 45° | 60° | 90° |
sinɑ | | | | | |
cosɑ | | | | | |
5. Вычисляем, извлекая квадратный корень. Где квадратный корень не извлекается, оставляем иррациональность:
| 0° | 30° | 45° | 60° | 90° |
sinɑ | | | | | |
cosɑ | | | | | |
Мы получили значения синуса и косинуса углов от 0 до 90 градусов. Далее, воспользовавшись основными тригонометрическими тождествами, связывающими между собой три тригонометрические функции: tgɑ =
и сtgɑ =
, найдем их значения для заданных углов.
Например, tg0° =
=
; ctg0° =
=
–данная дробь не имеет смысла, следовательно, ctg0° не существует и в таблицу поставим прочерк.
Получим окончательную таблицу значений, которую и используем для решения задач:
| 0° | 30° | 45° | 60° | 90° |
sinɑ | | | | | |
cosɑ | | | | | |
tgɑ | 0 | | 1 | | - |
ctgɑ | - | | 1 | | 0 |
После знакомства с тригонометрическими функциями других градусных мер (например, 120°, 135°, 150°, 180°), можно таблицу расширить, а вопрос со знаками порешать на тригонометрической окружности. Но пока восьмиклассники должны выучить значения тригонометрических функций от 0° до 90° и лучшему запоминанию будет способствовать рассмотренный алгоритм.