СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как зародилась нотная грамота"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю познавательный исторический экскурс в историю о происхождении нот. Данная презентация будет интересна как для младших школьников так и для старших.

Просмотр содержимого документа
«"Как зародилась нотная грамота"»

ГОУ СОШ № 245  Адмиралтейского р-на Санкт-Петербурга Как зародилась нотная грамота. Составитель: учитель музыки Нейжмак Людмила Михайловна  Ludmila2362030@gmail.com   Санкт-Петербург - 2017

ГОУ СОШ № 245 Адмиралтейского р-на

Санкт-Петербурга

Как зародилась нотная грамота.

Составитель: учитель музыки

Нейжмак Людмила Михайловна

[email protected]

Санкт-Петербург - 2017

  Вы задумывались, друзья, как родилась музыкальная грамота ?   Откуда произошли ноты?   В начале ноты записывались особым письмом - клиньями на глине, затем, буквами алфавита.

Вы задумывались, друзья, как родилась музыкальная грамота ?

Откуда произошли ноты?

В начале ноты записывались особым письмом - клиньями на глине, затем, буквами алфавита.

Музыка записывались на самых разных материалах: на глине, на дереве, на камне, на папирусе.

Музыка записывались на самых разных материалах:

на глине, на дереве, на камне, на папирусе.

Затем ноты стали записываться особыми знаками – НЕВМАМИ.  НЕВМЫ - от греческого – «дыхание».

Затем ноты стали записываться особыми знаками – НЕВМАМИ.

НЕВМЫ -

от греческого – «дыхание».

На Руси музыкальная грамота была тоже не проста! Записывалась она с помощью ЗНАМЕН – знаков. Называлась – знАменным пением.

На Руси музыкальная грамота была тоже не проста!

Записывалась она с помощью ЗНАМЕН – знаков.

Называлась – знАменным пением.

По таким знаменам - крюкам певчий на Руси пел на службе в церкви.

По таким

знаменам - крюкам певчий на Руси

пел на службе

в церкви.

 Такие крюки, точки и черты начинающему певцу было запомнить сложно.  А если музыку не знаешь – невозможно было исполнить мелодию.   Невмы лишь напоминали певчему характер и движение мелодии, но не отражали ни темп, ни высоту.

Такие крюки, точки и черты начинающему певцу было запомнить сложно.

А если музыку не знаешь – невозможно было исполнить мелодию.

Невмы лишь напоминали певчему характер и движение мелодии, но не отражали ни темп, ни высоту.

  Нотные знаки записывались от руки и переписчик, иногда не знал даже нотной грамоты, копировал лишь вид знака и мог ошибиться.  Много мелодий при переписи было искажено до неузнаваемости.

Нотные знаки записывались от руки и переписчик, иногда не знал даже нотной грамоты, копировал лишь вид знака и мог ошибиться.

Много мелодий при переписи было искажено до неузнаваемости.

 Итальянский монах Гвидо Аретинский (992—1050),  теоретик - музыкант и руководитель хора придумал для своих учеников записывать звуки на четырех линейках.   Это памятная доска  в Италии, на родине ГВИДО д'Ареццо - изобретателю   нотного стана и нот.

Итальянский монах Гвидо Аретинский (992—1050),

теоретик - музыкант и руководитель хора придумал для своих учеников записывать звуки на четырех линейках.

Это памятная доска

в Италии, на родине ГВИДО д'Ареццо - изобретателю

нотного стана и нот.

 Правда, сначала линеечек было не пять, а две, и все они были разного цвета. Затем четыре.  Зато теперь у каждой ноты появилась уже и графически точная высота.

Правда, сначала линеечек было не пять, а две, и все они были разного цвета. Затем четыре.

Зато теперь у каждой ноты появилась уже и графически точная высота.

  Освоение музыки было настолько сложным, что для обучения требовалось 10 лет.    Чтобы легче было запомнить названия звуков своим ученикам-хористам, Гвидо использовал свою руку, где на каждом пальце была закреплена своя нота.

Освоение музыки было настолько сложным, что для обучения требовалось 10 лет.

Чтобы легче было запомнить названия звуков своим ученикам-хористам, Гвидо использовал свою руку, где на каждом пальце была закреплена своя нота.

 Гвидо Аретинский использовал молитву, в которой каждая новая нота начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал ее именем.  Вот и получили ноты свое первое название: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La — ут, ре, ми, фа, соль, ля, си - по начальным слогам первых шести слов молитвы-гимна. 

Гвидо Аретинский использовал молитву, в которой каждая новая нота начиналась на ступень выше предыдущей. А каждый первый слог новой строчки стал ее именем.

Вот и получили ноты свое первое название:

Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La — ут, ре, ми, фа, соль, ля, си -

по начальным слогам первых шести слов молитвы-гимна. 

 Это новшество уменьшило время обучения музыкантов.   Теперь для освоения музыки ими тратилось не 10 , а 2 года.  И сделало музыкальные возможности памяти для человека необъятной.  А музыка, записанная нотами на бумаге, может быть прочитана где угодно, кем угодно и когда угодно, знающим музыкальную грамоту.

Это новшество уменьшило время обучения музыкантов.

Теперь для освоения музыки ими тратилось не 10 , а 2 года.

И сделало музыкальные возможности памяти для человека необъятной.

А музыка, записанная нотами на бумаге, может быть прочитана где угодно, кем угодно и когда угодно, знающим музыкальную грамоту.

 Нота – «знак», «запись». Теперь нота указывает музыканту на высоту и длительность звучания.

Нота – «знак», «запись».

Теперь нота указывает музыканту

на высоту и длительность звучания.

Есть всего семь нот на свете- До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ты запомни ноты эти И в тетрадку занеси.     (Н. Кончаловская)

Есть всего семь нот на свете-

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти

И в тетрадку занеси.

 

(Н. Кончаловская)

ДО СКОРЫХ ВСТРЕЧ, ДРУЗЬЯ!

ДО СКОРЫХ ВСТРЕЧ,

ДРУЗЬЯ!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНТЕРНЕГ РЕСУРСОВ http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/ - Гвидо Аретинский https://ru.wikipedia.org/wiki – невменная нотация https://www.music-theory.ru/ - Гвидо Аретинский http://altpp.ru/izobretenie-izmenivshie-istoriyu-chelovechestva/noty.html http://www.liveinternet.ru/users/5341048/post345008704 http://sam-celitel.ru/news/perepischiki_i_ikh_dostovernye_kopii/2017-01-03-17265

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНТЕРНЕГ РЕСУРСОВ

  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/ - Гвидо Аретинский
  • https://ru.wikipedia.org/wiki – невменная нотация
  • https://www.music-theory.ru/ - Гвидо Аретинский
  • http://altpp.ru/izobretenie-izmenivshie-istoriyu-chelovechestva/noty.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/5341048/post345008704
  • http://sam-celitel.ru/news/perepischiki_i_ikh_dostovernye_kopii/2017-01-03-17265