СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как жили земледельцы и ремесленники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе "Как жили земледельцы и ремесленники"

Просмотр содержимого документа
«Как жили земледельцы и ремесленники»

Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте Древний мир 5 класс

Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте

Древний мир

5 класс

Цели урока: Изучить особенности жизни земледельцев и ремесленников в Древнем  Египте, их занятия и повинности. Развивать  коммуникативные способности, умение работать с текстом и картой, творческое мышление, память , речь. Воспитывать интерес к истории, уважение к труду людей.

Цели урока:

  • Изучить особенности жизни земледельцев и ремесленников в Древнем  Египте, их занятия и повинности.
  • Развивать  коммуникативные способности, умение работать с текстом и картой, творческое мышление, память , речь.
  • Воспитывать интерес к истории, уважение к труду людей.
Вспомним:   Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря - … Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря - …  Высокий тростник, из которого изготавливали бумагу - … Высокий тростник, из которого изготавливали бумагу - …  Опасные каменистые преграды в реке - … Опасные каменистые преграды в реке - …  Та часть страны Египет, где Нил распадается на несколько рукавов, образующих огромный треугольник - … Та часть страны Египет, где Нил распадается на несколько рукавов, образующих огромный треугольник - …  Островки зелени - … Островки зелени - …  Правитель Древнего Египта - …  Правитель Древнего Египта - …

Вспомним:

  • Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря - …
  • Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря - …

  • Высокий тростник, из которого изготавливали бумагу - …
  • Высокий тростник, из которого изготавливали бумагу - …

  • Опасные каменистые преграды в реке - …
  • Опасные каменистые преграды в реке - …

  • Та часть страны Египет, где Нил распадается на несколько рукавов, образующих огромный треугольник - …
  • Та часть страны Египет, где Нил распадается на несколько рукавов, образующих огромный треугольник - …

  • Островки зелени - …
  • Островки зелени - …

  • Правитель Древнего Египта - …
  • Правитель Древнего Египта - …

Выполни тест: 7.Объединение Египта произошло: А) около 3000 г. до н. э. Б) около 3000 лет назад В) около 5000 г. до н. э.  8.Борьбу за объединения Египта вели: А) Восточный Египет и Западный Египет Б) Южный Египет и Северный Египет В) Южный Египет и Западный Египет 9.Первой столицей Египта стал город: А) Ахетатон Б) Фивы В) Мемфис 10.Главным занятием жителей Древнего Египта было: А) земледелие Б) охота В) скотоводство Г) рыболовство 11.Главным благоприятным условием для занятия земледелием в Египте было: А) жаркий климат Б) разливы Нила В) близость к морю

Выполни тест:

  • 7.Объединение Египта произошло:
  • А) около 3000 г. до н. э.
  • Б) около 3000 лет назад
  • В) около 5000 г. до н. э.
  • 8.Борьбу за объединения Египта вели:
  • А) Восточный Египет и Западный Египет
  • Б) Южный Египет и Северный Египет
  • В) Южный Египет и Западный Египет
  • 9.Первой столицей Египта стал город:
  • А) Ахетатон
  • Б) Фивы
  • В) Мемфис
  • 10.Главным занятием жителей Древнего Египта было:
  • А) земледелие
  • Б) охота
  • В) скотоводство
  • Г) рыболовство
  • 11.Главным благоприятным условием для занятия земледелием в Египте было:
  • А) жаркий климат
  • Б) разливы Нила
  • В) близость к морю
Ключ к тесту: 7 А 8 Б 9 В 10 А 11 Б

Ключ к тесту:

  • 7 А
  • 8 Б
  • 9 В
  • 10 А
  • 11 Б
Внимательно прочитай отрывок из исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу».   «Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут. Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему  и богатства обретают по его воле».  Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?

Внимательно прочитай отрывок из исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу».

«Слава тебе, Нил, приходящий,

чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.

Если он медлит,

жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует

и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему

и богатства обретают по его воле».

Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?

План урока 1.ЖИТЕЛИ ЕГИПТА. 2.ТРУД ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ. 3.КАК ЖИЛИ ПРОСТЫЕ ЕГИПТЯНЕ. 4.РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ. 5.СБОР НАЛОГОВ.

План урока

  • 1.ЖИТЕЛИ ЕГИПТА.
  • 2.ТРУД ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ.
  • 3.КАК ЖИЛИ ПРОСТЫЕ ЕГИПТЯНЕ.
  • 4.РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.
  • 5.СБОР НАЛОГОВ.
Жители Египта  ФАРАОН – владыка Египта, правитель, царь ВЕЛЬМОЖИ – царские советники, военачальники ПИСЦЫ - сборщики налогов, делопроизводители. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ - простые жители Египта, налогоплательщики

Жители Египта

ФАРАОН – владыка Египта, правитель, царь

ВЕЛЬМОЖИ – царские советники, военачальники

ПИСЦЫ - сборщики налогов, делопроизводители.

ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ - простые жители Египта, налогоплательщики

Огромного труда требовало орошение полей.  На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого.   Благодаря насыпям вся страна ,если посмотреть на нее сверху,была похожа на шахматную доску. Во время разлива вода надолго застаивалась в квадратах, образованных насыпями  Почему так важно для египтян заниматься орошением земли?

Огромного труда требовало орошение полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого.

Благодаря насыпям вся страна ,если посмотреть на нее сверху,была похожа на шахматную доску. Во время разлива вода надолго застаивалась в квадратах, образованных насыпями

Почему так важно для египтян заниматься орошением земли?

Труд земледельцев При помощи шадуфов  поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива. При помощи шадуфов  поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива. Опишите действие шадуфа

Труд земледельцев

  • При помощи шадуфов поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива.
  • При помощи шадуфов поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива.

Опишите действие шадуфа

Труд земледельцев. Пахота.      Сразу же после схода воды, в октябре-ноябре, земледельцы начинали пахоту. Плуг чаще по полю тащили коровы, поскольку ими было легче управлять, а большой силы при вспахивании мягкой почвы не требовалось. Труд самого пахаря был тяжёлым: согнувшись от напряжения, он нажимал на рукоятку плуга, ведя его по прямой линии и стараясь удержать в вязкой почве. Сбоку обычно шёл погонщик, подгонявший животных палкой или плетью.

Труд земледельцев. Пахота.

Сразу же после схода воды, в октябре-ноябре, земледельцы начинали пахоту. Плуг чаще по полю тащили коровы, поскольку ими было легче управлять, а большой силы при вспахивании мягкой почвы не требовалось. Труд самого пахаря был тяжёлым: согнувшись от напряжения, он нажимал на рукоятку плуга, ведя его по прямой линии и стараясь удержать в вязкой почве. Сбоку обычно шёл погонщик, подгонявший животных палкой или плетью.

Труд земледельцев. Сев. Сев производили вручную. В одной руке сеятель держал корзину, другой разбрасывал зёрна. Посеянное зерно надо было сразу присыпать землёй, поскольку под палящими лучами солнца оно засыхало. Поэтому по полю прогоняли животных, которые втаптывали зерно в почву и уплотняли землю.

Труд земледельцев. Сев.

Сев производили вручную. В одной руке сеятель держал корзину, другой разбрасывал зёрна. Посеянное зерно надо было сразу присыпать землёй, поскольку под палящими лучами солнца оно засыхало. Поэтому по полю прогоняли животных, которые втаптывали зерно в почву и уплотняли землю.

Труд земледельцев. Жатва. Когда урожай созревал, начиналась жатва. Зерно спешили убрать пока его не склевали птицы, не налетела саранча.

Труд земледельцев. Жатва.

  • Когда урожай созревал, начиналась жатва. Зерно спешили убрать пока его не склевали птицы, не налетела саранча.
Труд земледельцев. Молотьба Молотьба происходила на выровненной площадке, куда сбрасывали снопы. По ним прогоняли скот, который копытами выбивал из колосьев спелые зёрна.

Труд земледельцев. Молотьба

Молотьба происходила на выровненной площадке, куда сбрасывали снопы. По ним прогоняли скот, который копытами выбивал из колосьев спелые зёрна.

Труд земледельцев. Веяние. Обмолоченное зерно было полно мякины и всякого мусора, поэтому сразу после молотьбы приступали к веянию: зерно подбрасывали вверх руками или маленькими лопатками. Пока оно падало, ветер уносил более лёгкую шелуху, а тяжёлые зёрна падали вниз Молотить и веять старались утром и вечером, когда не было изнурительной жары.

Труд земледельцев. Веяние.

  • Обмолоченное зерно было полно мякины и всякого мусора, поэтому сразу после молотьбы приступали к веянию: зерно подбрасывали вверх руками или маленькими лопатками. Пока оно падало, ветер уносил более лёгкую шелуху, а тяжёлые зёрна падали вниз Молотить и веять старались утром и вечером, когда не было изнурительной жары.
Работаем с документом Какие занятия были распространены в Древнем Египте ? Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Работаем с документом

Какие занятия были распространены в Древнем Египте ?

Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по дороге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого изнурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее)

Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее)

Задание:   записать в тетрадь виды ремесел Древнего Египта .

Задание: записать в тетрадь виды ремесел Древнего Египта .

Строительство дома

Строительство дома

Простые египтяне жили в глиняных  домах, а летом под навесом. В центре хижины располагался очаг, на полу лежали циновки.  Их пища была скромной : хлеб, финики, вяленая рыба, по праздникам – мясо и вино. Продукты хранились в глиняных кувшинах. Жизнь простых египтян

Простые египтяне

жили в глиняных

домах, а летом

под навесом.

В центре хижины

располагался очаг,

на полу лежали циновки.

Их пища была скромной : хлеб, финики, вяленая рыба, по праздникам – мясо и вино. Продукты хранились в глиняных кувшинах.

Жизнь простых египтян

Ремёсла и обмен В египетских городах все необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Денег тогда не существовало, так что горожане обменивали одни товары на другие.

Ремёсла и обмен

В египетских городах все необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Денег тогда не существовало, так что горожане обменивали одни товары на другие.

Писцы собирают налоги Писцы очень нужны вельможам и фараону.Они сосчитают и запишут все, что им прикажут: и сколько зерна в казне, и каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать. Налоги –продукты труда , которые крестьяне или ремесленники отдавали в казну фараона.

Писцы собирают налоги

  • Писцы очень нужны вельможам и фараону.Они сосчитают и запишут все, что им прикажут: и сколько зерна в казне, и каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обязан отдать.
  • Налоги –продукты труда , которые крестьяне или ремесленники отдавали в казну фараона.
Ответим на вопросы: - На какие группы делилось население Древнего Египта? - Какие ремесленные специальности существовали в Египте? - Что обозначает понятие «налоги»? - Кто платил налоги? - Как называли сборщиков налогов?

Ответим на вопросы:

- На какие группы делилось население Древнего Египта?

- Какие ремесленные специальности существовали в Египте?

- Что обозначает понятие «налоги»?

- Кто платил налоги?

- Как называли сборщиков налогов?

Домашнее задание:  параграф 7    Составить рассказ от имени египетского земледельца или ремесленника о том, как прошел его день, на каких работах он был занят, что ел на обед .

Домашнее задание: параграф 7 Составить рассказ от имени египетского земледельца или ремесленника о том, как прошел его день, на каких работах он был занят, что ел на обед .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!