СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: ознакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремес­ленников; продолжить формирование умений использовать истори­ческие документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

Оборудование: политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», картина «Гончарная мастерская».

Информация для учителя

Просмотр содержимого документа
«"Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"»

. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Цели: ознакомить учащихся с жизнью земледельцев и ремес­ленников; продолжить формирование умений использовать истори­ческие документы как источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно показывать на карте исторические объекты, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

Оборудование: политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия», картина «Гончарная мастерская».

Информация для учителя

В ходе изучения истории Древнего мира учащиеся должны нау­читься давать устный отзыв на ответы своих одноклассников. Для бо­лее эффективной работы над этим требованием программы учитель может предложить учащимся специальную памятку. Целесообразно положить ее на каждый стол, за которым сидят ученики. Устный ответ слушают все, а подробно анализирует кто-то один. Остальные учащиеся дополняют или высказывают свою точку зрения.

План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-м классе

      1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

      2. Обрати внимание, по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.

      3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

      4. Дополни или исправь ответ одноклассника, если в этом есть необходимость.

      5. Есть ли вывод в конце выступления.

      6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал из­ложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначитель­ные ошибки и неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются су­щественные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются сущест­венные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Ход урока

        1. Организационный момент

        2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

«Государство на берегах Нила»

          1. Подготовка устного ответа у доски по карточке № 9.







КАРТОЧКА № 9

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие природные усло­вия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?»

Для этого вспомни:

  • Где находится Египет?

  • Какой климат и рельеф имеет страна?

  • Какую роль в жизни египтян играла река Нил?

  • Какие природные изменения происходили с рекой в период лет­него солнцестояния?

  • Какие занятия существовали у жителей Египта?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. На тысячи километров простираются песчаные и каменистые пустыни. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливался. В ноябре вода спа­дала, оставляя черный плодородный ил. Такая земля давала хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Кроме земледелия развивалось ткачество, гончарное производство, ювелирное дело. Таким образом, труд людей преображал долину Нила. Из места, почти непригодного для жизни человека, Египет уже в IV тыс. до н. э. превращался в густонаселенную страну.

    1. Индивидуальная работа (письменно) по карточкам (5 человек).

Задание: внимательно прочитай отрывок исторического доку­мента «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу». Ответь на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?»

Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!

Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

    1. Работа с классом.

а) Заполните контурную карту «Древний Египет». Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 23 (с. 20).

б) Фронтальная беседа по вопросам:

  • Как назывался правитель Древнего Египта? (Фараон.)

  • Как называется растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма? (Папирус.)

  • Какой город был столицей Египта? (Мемфис).

  • Когда в Египте образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н. э.)

  1. Заслушивание устного ответа по карточке № 9. Отзыв уча­щихся по плану-памятке (см. выше).

    1. Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что после разлива Нил оставляет на полях влагу и плодородный ил, почву можно было обрабатывать простой деревянной мотыгой. Поэтому в Древнем Египте развивается зем­леделие. Кроме этого появляются разные ремесла.

  • Как жили земледельцы и ремесленники Древнего Египта?

    1. Изучение новой темы План

      1. Жители Египта.

      2. Жизнь и труд простых земледельцев, ремесленников.

      3. Сбор налогов.

На доске: тема урока, новые слова.

1. Самостоятельная работа с текстом учебника.

  • Прочитайте п. 1 §7нас. 35 Вигасина или пп. 1,2§ 12нас. 70—71 Михайловского.

  • Ответьте на вопрос: «На какие группы делилось население Древнего Египта?» (Фараоны, вельможи, писцы, земледель­цы, ремесленники.)

Информация для учителя

Прежде чем начать работу по документу, можно смоделировать игровую ситуацию. Например, сказать детям, что они сегодня на­стоящие исследователи и что в их руках древнегреческий папирус. Поскольку текст документа достаточно большой, то в зависимости от уровня развития детей его можно разделить на три части (так он и размещен ниже). Каждую часть документа можно распреде­лить между тремя группами учащихся (или рядами). Задание для каждой группы одно. Выяснить: какие виды ремесел были развиты в Древнем Египте? Как жили ремесленники? В тетрадь вписать виды ремесел.

2. Работа с историческим документом.

Поучение Хеши, сына Дуауфа, своему сыну Пени

Данный текст сохранился до нашего времени в двух папирусах (хранятся в Британском музее).

Хети везет сына Пепи в столичную писцовую школу и по доро­ге рассказывает ему о положении писца. Сам Хети, видимо, писец, так как он с большим убеждением и со знанием дела подчеркивает преимущества писца. Хети красочно нарисовал картину тяжелого из­нурительного и голодного существования различных групп простых людей.

Для 1-й группы

О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей... Когда он (писец) еще ребе­нок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтоб надеть передник.

Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.

Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его - дерево, оружие его - металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки, и ночью зажигает он свет.

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.

Для 2-й группы

Брадобрей бреет до вечера... Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти кого побрить. Он напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, поедающим свои труды...

Я расскажу тебе о строителе стен. Он постоянно болен, так как представлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)... все одежды его лох­мотья... Моется он только один раз... Хлеб - отдает он его домой; избиты, избиты его дети...

У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»... Устает он... и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болен он постоянно... И едва он возвращается домой вечером, ему вновь надо идти.

Для 3-й группы

Ткач - внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет...

Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он свое имуще­ство детям из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти...

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы, .. .рука его не останавливается.

Сандалыцику совсем плохо, он всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом... Неспокойное это занятие перед тобой... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы...

Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами...

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме долж­ности писца, ибо он сам начальник.

Круьикол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 40-41.

  1. Беседа по вопросам к документу.

Записи в тетрадь видов ремесел Древнего Египта. О работе гор­шечников можно рассказать по картине «Гончарная мастерская».

  1. Работа над новым понятием.

Налоги - это платеж чем-либо (деньгами, частью урожая, ско­та, сделанной продукцией) господину зависимым населением или налоги - это продукты труда, которые крестьяне и ремесленники отдавали в казну фараона.

    1. Закрепление изученного материала

  • На какие группы делилось население Древнего Египта? (Фа­раоны, вельможи, земледельцы, ремесленники, писцы.)

  • Какие ремесленные специальности существовали в Древ­нем Египте? (Скульптор, медник, каменщик, брадобрей, ткач и т. д.)

  • Что обозначает понятие «налоги»? (Платеж чем-либо фа­раону или государству.)

  • Кто платил налоги? (Все зависимые от знати категории на­селения.)

  • Как называли сборщиков налогов? (Писцы.)

    1. Подведение итогов урока

Выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!