КСП по естествознанию 2 класс 3 четверть урок 20 |
Раздел 4: | Земля и космос (в контексте сквозной темы «Традиции и фольклор») |
Школа: № 1 |
Дата: 1.02.18 | ФИО учителя: Пименова Е.А. |
Класс: 2 «А» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Тема урока: | Как живут планеты? |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
2.4.2.2. Характеризовать планеты Солнечной системы. 2.1.2.1. Объяснять понятие «источник информации» и его важность для проведения исследований. |
Развитие навыков: | Объяснять понятие «источник информации» и его важность для проведения исследований. Объяснять информацию, с помощью помет. Описывать особенности каждой планеты. |
Критерии успеха (Предполагаемый результат): | Все учащиеся смогут: Определить тему и цель исследования на уроке Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Называть порядок расположения планет Солнечной системы, дать им характеристики Оценивать результаты своей работы на уроке Большинство учащихся смогут: Под руководством учителя находить и обрабатывать нужную информацию из различных источников. Представлять ее с помощью кругов Эйлера Осознанно и в произвольной устной форме высказываться об отличительных и общих признаках планет Работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку гипотез Некоторые учащиеся смогут: Самостоятельно находить и обрабатывать нужную информацию из различных источников Представлять ее с помощью кругов Эйлера (сложной формы) Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и ознавательных задач |
Языковая цель | Полиязычие: үлкен ғаламшар – большая планета – big planet. Основные термины и словосочетания: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, газовый гигант, обсерватории, Тянь-Шаньская обсерватория. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопросы для обсуждения: Как выглядят планеты, их отличительные признаки? На какой из планет может быть вода? Какая из планет считается самой горячей, самой холодной? Сколько планет в Солнечной системе? Почему раньше было 9 планет, а сейчас 8? Может ли «родиться» в Солнечной системе новая планета? |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | ИКТ – поиск информации в Интернете. Самопознание –уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика; строить понятные речевые высказывания. Ранняя профилизация – обсерватории – здания для изучения космических тел. Художественный труд – рисование планет. |
Навыки использования ИКТ | ИКТ - просмотр видеоролика, презентация урока. |
Предварительные знания | Знают понятие «космос», характеризуют астрономию как науку о космосе; называют приборы, инструменты и летательные аппараты, используемые человеком для изучения космоса; дают характеристику отдельным космическим телам;могут объяснить связи между Землей и Солнцем, описывают особенности поверхности и движения Луны, знают, как образовались планеты Солнечной системы, отличие планет от звезд. |
Ход урока |
Этапы урока, t | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока 1 мин | I. Создание положительного эмоционального настроя На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Все изучай, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. | |
1 мин | II. Введение в тему (К) Предложите ученикам проследить за траекторией движения космического корабля и узнаешь, как называют Юпитер (гигант). | Логичес кое задание в учебнике |
1 мин | III. Актуализация знаний. Целеполагание (К) Учащиеся по рисункам в таблице предполагают, о чём пойдёт речь на уроке. Определяют цель, которую нужно достичь к концу урока. (К ней возвращаются на этапе рефлексии.) | Таблица в учебнике |
3 мин | IV. Проверка Д/з Предоставьте ученикам возможность рассказать, какие интересные сведения об открытиях ученых-астрологов они узнали из дополнительных источников. Предложите ученикам ответить на вопросы: Что вам больше всего нравится на звёздном небе? Что такое звёзды? Какие звёзды вы знаете? Какая звезда самая близкая к Земле? Что такое солнечная система? Сколько планет насчитывают в нашей солнечной системе? Назовите по порядку все планеты, начиная от Солнца? Какие еще космические тела входят в Солнечную систему? Какая планета ближе всех к Солнцу? На каком месте по счету планета Земля? | |
Середина урока 29 мин | V. Работа по теме урока (П) Работа по учебнику. Работа строится в рамках технологии сотрудничества. Каждый ученик изучает информацию в учебнике о Юпитере и отмечают карандашом места, где должно состояться обсуждение (прием ТРКМЧП Инсерт»): V | – уже знали | - | –думали по-другому | + | –новое для нас | Далее оба читают текст до отметок, обсуждают информацию, пересказывают друг другу по очереди. Одновременно сильные ученики изучают информацию по теме, используя различные источники: энциклопедии, справочники, Интернет. (Учителю необходимо подготовить закладки электронных энциклопедий с интересными фактами о планетах.) Выполнив задание, ребята делятся информацией в микрогруппе, заполняют таблицу об особенностях Юпитера в Научном дневничке и докладывают общий результат классу. (П) Работа по учебнику. На доске представлен плакат Солнечной системы. – Что такое Солнце? (Большая звезда.) – Что это за дорожки вокруг Солнца? (Вокруг Солнца движутся по своим орбитам девять планет.) – Почему они непрерывно меняют свое место на небе? (Они, как и наша Земля, вращаются вокруг Солнца.) – Как называются эти планеты? Есть ли на них жизнь? (Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Земля, Меркурий.) – Люди давно надеялись обнаружить жизнь на ближайших к Земле планетах, в первую очередь на Венере. Она расположена лишь на 40 млн км ближе к Солнцу, чем Земля, и очень похожа на нашу планету размерами. «Утренняя звезда» – так называют люди эту планету. Она постоянно окутана облаками из ядовитых газов. Даже в мощные телескопы невозможно разглядеть ее поверхность. В 1970 г. российский космический аппарат «Венера-7» совершил мягкую посадку на ее поверхность. стало ясно, что шансы встретить здесь жизнь практически равны нулю. Поверхность Венеры разогрета до 500 ºС. Здесь сильное атмосферное давление. Самые надежные механизмы, сконструированные человеком, быстро выходят из строя. – Посмотрите, что это за планета? У нее два спутника, которые формой похожи на картофелины. Видны полярные шапки, извилистые русла рек. Но, увы, жителей на планете нет. Ее поверхность – каменистая безжизненная пустыня. – Это красная планета, такой ее видят из-за красноватой пыли, которая находится в атмосфере Марса. Марс на 78 млн км дальше от Солнца, чем Земля, намного меньше ее и имеет тонкую атмосферу. Для человека там слишком холодно. В наиболее благоприятных местах Марса температура иногда поднимается чуть выше 16 ºС, но очень ненадолго. На большей же части планеты она почти все время отрицательная. Марсианские морозы настолько сильны, что замерзает не только вода, но и углекислый газ, который преобладает в атмосфере Марса. – Еще одна необычная планета. Ее ось сильно наклонена, поэтому планета вращается «лежа на боку». (Уран. Планета-гигант.) – А вот планета, которую вычислили с помощью математических расчетов, а потом увидели в телескоп. – Откуда берут тепло и свет все планеты? – Расскажите о других планетах. Какая там может быть температура? Почему? – Почему только на Земле есть жизнь? – Почему мы видим планеты? (Планеты можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем. Планеты светят отраженным солнечным светом.) – Посмотрите на планеты. Какая самая большая планета? (Юпитер.) – Какая самая необычная планета? (Сатурн.) – Какая планета делает самый маленький круг? (Меркурий.) – Все ли стороны планет освещаются Солнцем? (Каждая из планет вращается вокруг своей оси.) – Есть ли на них смена дня и ночи? От чего это зависит? – Какие планеты имеют спутники? (Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс и Земля.) – Что такое спутник? (Небесное тело, которое вращается вокруг одной планеты.) Закрепление изученного. – Назовите 8 планет Солнечной системы. Сравнительная величина Солнца и планет – Давайте расположим планеты в порядке возрастания наглядно, используя предметы. – Представим, что Солнце – крупный апельсин диаметром 10 см, тогда Землю мы увидим в виде макового зерна, удаленного от апельсина на расстояние 10 метров, в 50 метрах – Юпитер в виде вишни, в 300 метрах – Нептун, сравнимый с зернышком пшена, а в 400 метрах – Плутон. А ближайшие к Солнцу три звезды, если соблюдать заданный масштаб, расположатся на расстоянии 2–3 тысяч километров. И вот на таком «маковом зернышке» в 10 метрах от «апельсина», в 5 раз ближе к нему, чем «вишня» – Юпитер, и в 40 раз, чем самый удаленный объект в системе – Плутон, размеры которого и сравнить-то не с чем, находится все бесконечное разнообразие вещей и явлений, которое мы называем природой Земли. Заинтересуйте учеников иллюстрацией о размерах планет. Предложите описать их своими словами. (Г) Упражнения для развития умения самостоятельно находить необходимую информацию в различных источниках. Обработка информации «Таблица». Используя разные источники информации, предложите группам узнать об особенностях каждой планеты. Данные занеси в таблицу. Работа строится на примере Юпитера. После выступления каждой группы - все заполняют таблицу в Научном дневничке, задание №1. (К) Динамическая пауза. Ребята встают из-за парт и выполняют под музыку зарядку для глаз. Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно – в высоту. Теперь глаза по кругу побежали, Остановка, и опять В другую сторону бежать. А теперь посмотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны. С солнцем в жмурки поиграем: Крепко глазки закрываем. 1-2-3-4-5, будем глазки открывать. Жмуримся и открываем, Так игру мы продолжаем. Наши часики – глаза Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо, Не устанут никогда. Спасибо, наши глазки отдохнули! (К) Проблемный вопрос. – Чем похожи все планеты и чем они отличаются? (Ребята предлагают свои варианты общих черт и отличий.) (Г) Работа по учебнику. Предложите ученикам сравнить две планеты: Землю и Меркурий и определить, что общего у них и чем они отличаются. (Г,Ф)Исследовательская деятельность. Обработка информации «Круги Эйлера». ОБЩЕЕ: Форма – шар. Движется по своей орбите. РАЗЛИЧИЕ: ЗЕМЛЯ: на планете есть вода, в воздушной оболочке есть много кислорода, есть спутник. МЕРКУРИЙ: имеет твердую поверхность, самая маленькая планета, нет спутников. Таким же образом предложите ребятам сравнить две другие планеты. Результаты фиксируются в Научном дневничке, задание№2, презентуются ребятам других групп и взаимооцениваются. (К) Совместно делается вывод, что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и общие черты, и существенные различия. (П) Работа по учебнику. Предложите детям прочитать стихотворение. Предположите, о какой планете идет речь. Какие факты это доказывают? Обратите внимание учеников на фотографии в учебнике. Попросите своими словами рассказать, как ученые исследуют космос. Познакомьтесь с информацией на стикере. Спросите учащихся, кто был в обсерватории. Расскажите о работе обсерватории. | Иллюстрации в учебнике Карта или схема «Солнечная система» Учебник Энциклопедии; интернет- ресурсы, СD-диск «Энцик- лопедия Солнечной системы». Научный дневничок Учебник Музыкальное Сопровождение Учебник Научный Дневничок Научный дневничок Учебник |
Конец урока 3 мин | VI. Обобщение (К) Стратегия «Горячий стул» (технология критического мышления). Предложите желающим рассказать и поделиться впечатлениями об уроке. (Учащийся по желанию выходит к доске и рассказывает то, что они запомнили, что удивило, понравилось на уроке.) | Научный дневничок карандаш |
1 мин | VII. Домашнее задание Используя различные источники информации, найдите сведения о планетах. Придумай свою планету, нарисуй ее. Подготовь рассказ о ней. | Учебник Н аучный дневничок |
1 мин | VIII. Итог урока. Рефлексия (И,Ф) Рефлексивное оценивание «Звезды» заключается в оценке своей работы на уроке. Узнал ли ты, как живут планеты? Смог ли записать характеристики планет в таблицу? Посчитай «+» и «-» и закрась звездочки. | Тетрадь, цветные карандаши |
Критерии успеха | 1 (один) уровень соответствует высказыванию «ничего не понял». 2 (два) уровня – «понял не всё, не смогу объяснить». 3 (три) уровня – «все понял, могу объяснить другому». |
Дифференциация | Оценивание | Здоровье и соблюдение ТБ |
Введение детей в ситуацию успеха, повышение самооценки у слабого. Помощь при заполнении таблицы. Сильным предложить самостоятельно найти информацию в Интернете, работать с кругами Эйлера сложной формы. | Учитель: обеспечивает обратную связь и поддержку каждому учащемуся; задаёт вопросы по ходу урока; просматривает работы учащихся в Научном дневнике (задания); анализирует результаты ученической рефлексии. | Динамическая пауза. Солнце глянуло в окошко Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать Раз, два, три, четыре, пять. |
Меркурий
Э
та планета является одной из самых маленьких в Солнечной системе, ее диаметр составляет 4 879 км. Кроме того, она ближе всех расположена к Солнцу. Такое соседство предопределило существенную разницу температур. Средняя температура на Меркурии в дневное время составляет +350 градусов Цельсия, а в ночное время — -170 градусов.
Если ориентироваться на земной год, то Меркурий совершает полный оборот вокруг Солнца за 88 дней, а одни сутки там длятся 59 земных дней. Было замечено, что эта планета периодически может менять скорость своего вращения вокруг Солнца, отдаленность от него и свое положение.
Атмосферы на Меркурии нет, в связи с этим, его часто атакуют астероиды и оставляют после себя на его поверхности очень много кратеров. На этой планете были обнаружены натрий, гелий, аргон, водород, кислород.
Подробное изучение Меркурия представляет большие сложности в связи с его близким соседством с Солнцем. Иногда Меркурий можно увидеть с Земли невооруженным глазом.
По одной из теорий считается, что Меркурий ранее был спутником Венеры, однако, доказать это предположение пока не удалось. Своего спутника у Меркурия нет.
Венера
Эта планета вторая от Солнца. По своим размерам она близка к диаметру Земли, диаметр составляет 12 104 км. По всем остальным показателям Венера существенно отличается от нашей планеты. Сутки здесь длятся 243 земных дня, а год — 255 дней. Атмосфера Венеры на 95% состоит из углекислого газа, который создает на ее поверхности парниковый эффект. Это приводит к тому, что средняя температура на планете составляет 475 градусов Цельсия. Атмосфера также включает в себя 5% азота и 0,1% кислорода.
В отличие от Земли, большая часть поверхности которой покрыта водой, на Венере жидкости нет, а практически вся поверхность занята застывшей базальтовой лавой. По одной из теорий, раньше на этой планете были океаны, однако, в результате внутреннего нагревания они испарились, а пары были унесены солнечным ветром в космическое пространство. Вблизи поверхности Венеры дуют слабые ветры, однако, на высоте 50 км их скорость значительно увеличивается и составляет 300 метров в сек.
На Венере много кратеров и возвышенностей, напоминающих земные материки. Образование кратеров связывают с тем, что ранее на планете была менее плотная атмосфера.
Отличительной особенностью Венеры является то, что в отличие от остальных планет ее движение происходит не с запада на восток, а с востока на запад. Ее можно увидеть с Земли даже без помощи телескопа после заката или перед восходом Солнца. Это происходит благодаря способности ее атмосферы хорошо отражать свет.
Спутник у Венеры отсутствует.
Венеру часто называют Утренней и Вечерней звездой, так как она первая из звезд видна на небосклоне с началом заката и последней исчезает из видимости с рассветом.
Земля
Наша планета находится на расстоянии 150 млн км от Солнца и это позволяет создавать на ее поверхности температуру, пригодную для существования воды в жидком виде, а, значит, для появления жизни.
Ее поверхность на 70% покрыта водой, и она является единственной из планет, на которой есть такое количество жидкости. Считается, что много тысяч лет назад содержащийся в атмосфере пар создал на поверхности Земли температуру, необходимую для образования воды в жидкой форме, а солнечная радиация способствовала фотосинтезу и рождению жизни на планете.
Особенностью нашей планеты является то, что под земной корой находятся огромные тектонические плиты, которые перемещаясь, сталкиваются друг с другом и приводят к изменению ландшафта.
Диаметр Земли составляет 12 742 км. Земные сутки длятся 23 ч 56 мин 4 сек, а год — 365 дней 6 ч 9 мин 10 сек. Ее атмосфера на 77% состоит из азота, 21% кислорода и небольшого процента остальных газов. Ни одна из атмосфер других планет Солнечной системы не имеет такого количества кислорода.
Согласно исследованиям ученых, возраст Земли составляет 4,5 миллиарда лет, приблизительно столько же существует ее единственный спутник Луна. Она всегда повернута к нашей планете только одной стороной. На поверхности Луны много кратеров, гор и равнин. Она очень слабо отражает солнечный свет, поэтому ее видно с Земли в бледно-лунном сиянии.
Свет от Солнца до поверхности нашей планеты доходит за 8 минут.
Марс
Эта планета является четвертой по счету от Солнца и удалена от него на расстояние в 1,5 раза большего, чем Земля. Диаметр Марса меньше земного и составляет 6 779 км. Средняя температура воздуха на планете колеблется от -155 градусов, до +20 градусов в области экватора. Магнитное поле на Марсе значительно слабее, чем у Земли, а атмосфера довольно разряжена, что позволяет беспрепятственно солнечной радиации воздействовать на поверхность. В связи с этим, если на Марсе и есть жизнь, то не на поверхности.
При обследовании с помощью марсоходов было установлено, что на Марсе много гор, а также высохшие русла рек и ледники. Поверхность планеты покрыта песком красного цвета. Это цвет Марсу придает оксид железа.
Одним из наиболее частых событий на планете являются пылевые бури, которые носят объемный и разрушительный характер. Геологической активности на Марсе обнаружить не удалось, однако, достоверно известно, что ранее на планете происходили значительные геологические события.
Атмосфера Марса состоит на 96% из углекислого газа, 2,7% азота и 1,6% аргона. Кислород и водяной пар находятся в минимальных количествах.
Сутки на Марсе схожи по продолжительности с земными и составляют 24 ч 37 мин 23 с. Год на планете длится вдвое дольше земного - 687 суток.
У планеты есть два спутника Фобос и Деймос. Они имеют небольшие размеры и неровную форму, напоминающую астероиды.
Иногда Марс тоже видно с Земли невооруженным взглядом.
Интересным фактом про Марс является то обстоятельство, что на нем был найдет метан. В связи с разреженной атмосферой он постоянно испаряется, а это означает, что на планете находится постоянный источник этого газа. Таким источником могут быть живые организмы внутри планеты.
Юпитер
Эта планета является самой большой в Солнечной системе и имеет диаметр 139 822 км, что в 19 раз больше земного. Сутки на Юпитере длятся 10 часов, а год равен приблизительно 12 земным годам. Юпитер в основном состоит из ксенона, аргона и криптона. Если бы он был в 60 раз больше, то мог бы стать звездой благодаря спонтанной термоядерной реакции.
Средняя температура на планете составляет -150 градусов Цельсия. Атмосфера состоит из водорода и гелия. Кислорода и воды на его поверхности нет. Есть предположение, что в атмосфере Юпитера есть лед.
Юпитер имеет огромное количество спутников — 67. Наиболее крупными из них являются Ио, Ганимед, Каллисто и Европа. Ганимед является одним из наиболее крупных спутников в Солнечной системе. Его диаметр составляет 2634 км, что примерно соответствует размерам Меркурия. Кроме того, на его поверхности просматривается толстый слой льда, под которым может находиться вода. Самым древним из спутников считается Каллисто, так как именно его поверхность имеет наибольшее количество кратеров.
На Юпитере нет смены времен года. Самой большой загадкой является так называемое «Большое красное пятно». Его происхождение на поверхности планеты до сих пор до конца не выяснено Ученые предполагают, что оно образовано огромным ураганом, который вращается с очень большой скоростью уже несколько столетий.
Сатурн
Эта планета вторая по размерам в Солнечной системе. Ее диаметр составляет 116 464 км. Она наиболее схожа по своему составу с Солнцем. Год на этой планете длится довольно долго, почти 30 земных лет, а сутки — 10,5 часов. Средняя температура на поверхности составляет -180 градусов.
Его атмосфера состоит в основном из водорода и небольшого количества гелия. В ее верхних слоях часто возникают грозы и полярные сияния.
Сатурн уникален тем, что имеет 65 спутников и несколько колец. Кольца состоят из маленьких частиц льда и каменистых образований. Ледяная пыль прекрасно отражает свет, поэтому кольца Сатурна очень хорошо видно в телескоп. Однако, он не единственная планета, имеющая диадему, просто у других планет она менее заметна.

Уран
Уран является третьей по размеру планетой в солнечной системе и седьмой по счету от Солнца. Он имеет диаметр 50 724 км. Его также называют «ледяной планетой», так как температура на его поверхности составляет -224 градусов. Сутки на Уране длятся 17 часов, а год — 84 земных года. При этом лето длится столько же, сколько и зима — 42 года. Такое природное явление связано с тем, что ось той планеты расположена под углом в 90 градусов к орбите и получается, что Уран как бы «лежит на боку».
У Урана есть 27 спутников. Наиболее известными из них являются: Оберон, Титания, Ариэль, Миранда, Умбриэль.
Интересным является тот факт, что Уран, как и многие планеты Солнечной системы, имеет свою систему колец. Из-за того, что частицы, входящие в их состав, плохо отражают свет, кольца не удалось обнаружить сразу после открытия планеты.
Нептун
Нептун - восьмая планета от Солнца. По своему составу и размерам он схож со своим соседом Ураном. Диаметр этой планеты составляет 49 244 км. Сутки на Нептуне длятся 16 часов, а год равен 164 земным годам. Нептун относится к ледяным гигантам и долгое время считалось, что на его ледяной поверхности не происходит никаких погодных явлений. Однако, недавно было установлено, что на Нептуне бушую вихри и скорость ветра самая высокая из планет солнечной системе. Она достигает 700 км/час.
Нептун имеет 14 спутников, самым известным из которых является Тритон. Известно, что он обладает собственной атмосферой.
Нептун также имеет кольца. У этой планеты их 6.
Нептун отличается насыщенным синим цветом, поэтому его назвали в честь древнеримского бога — хозяина морей. Из-за дальнего расположения эта планета была открыта одной из последних. При этом, ее расположение было вычислена математически, а по прошествии времени ее смогли увидеть, и именно в рассчитанном месте