(К)Актуализация знаний. Целепологание. (П) Формулирование темы и цели урока. - Разгадайте ребусы (Приложение 1) Ветер, дождь, метель. Как назвать группу этих слов?(Природные явления). Природные явления приносят ущерб человеку, они несут беду и разрушения. Это и есть стихийные бедствия или катаклизмы. По какой причине они происходят? От ветра, от земли, от воды. Сегодня мы рассмотрим природные явления, приносящие ущерб человеку. Тема урока: Какие катаклизмы возможны в моей местности? Какие цели поставим на урок? Прогнозировать вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе Работа по учебнику: стр.72. Кто объяснит, что такое катаклизм? Природные явления огромной разрушительной силы, которые могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб. Рассмотрите иллюстрации и назовите известные вам виды катаклизмов. Знакомство с планом работы на уроке. -Сегодня на уроке свою работу на каждом этапе вы будете оценивать сами. У вас на партах маршрутные листы, за каждое выполненное задание вы будете выставлять себе оценки. (Г) Работа в группах (6 групп) Читаю загадку, уч-ся называют отгадку. Отгадка- катаклизм, с которым они работают. (Приложение 2) Сейчас вы будете работать в группе. Вспомним правила работы в группе. Задание: прочитать ситуацию, назвать какой это катаклизм, Определите: а) что это за природное явление, с которым вы встретились; б) порядок ваших действий в данной ситуации (правила поведения) в) что необходимо учитывать при выборе места защиты от этого природного явления. При выступлении использовать чек-листы, которые вы должны приклеить на странички, называете стихийное бедствие на английском языке и на русском языке. Выступать будут корреспонденты от каждой группы. Выступление корреспондентов. ФИЗМИНУТКА «Австралийский дождь» В Австралии поднялся ветер (трём ладошки). Начинает капать дождь (щёлкаем пальцами). Дождь усиливается, (хлопаем ладонями по груди). Начинается настоящий ливень (хлопаем по бёдрам). А вот град- настоящая буря (топаем ногами). Но что это? Буря стихает (хлопаем по бёдрам). Дождь стихает (хлопаем по груди) Редкие капли падают на землю(щёлкаем пальцами). Солнце! Ура! (руки вверх) Работа с учебником и картой. (И) Работа с учебником. В нашей стране случаются различные природные стихийные бедствия, за исключением извержений вулканов и цунами. Во многих областях наблюдаются засуха, сильные морозы, наводнения, пыльные бури, аномальная жара, степные пожары. На территориях горных районов возможны землетрясения и селевые потоки.(Г) Рассмотрите карту подверженности территории Казахстана риску возникновения природных стихийных бедствий (с.74). Внимательно изучите условные обозначения рисков. Найдите на карте область. У каждой группы своя область. Назовите риски в каждой области. 1 группа-Актюбинская область (паводки, ливневые дожди. Бураны, засуха) 2 группа- Алматинская область (паводки, ливневые дожди, бураны, засуха, селевые потоки, оползни, снежные лавины, землетрясения) 3 группа- Западно-Казахстанская ( паводки, ливневые дожди, бураны, засуха, оползни, снежные лавины) 4 группа-Карагандинская область (паводки, ливневые дожди, засуха, бураны) 5 группа-Восточно-Казахстанская область ( паводки, ливневые дожди, бураны, засуха, селевые потоки, оползни, снежные лавины, землетрясения) 6 группа-Акмолинская область (паводки, ливневые дожди, бураны. Засуха) -Давайте еще раз перечислим возможные стихийные бедствия в местности нашего проживания. Составьте в тетради схему «Возможные катаклизмы в нашей местности». Напишите их список в тетрадь. Обозначьте условными обозначениями на карте ( на доске). Практическая часть: Ещё древние говорили: «Предупреждён - значит вооружён!». Эта мудрая фраза известна нам с детства. Многие стихийные бедствия можно предугадать и подготовиться к ним заранее. Большинство природных катаклизмов в Казахстане связано с природными причинами. Но большую роль играет и деятельность человека. Чтобы не произошло беды, надо обязательно соблюдать простые правила безопасности, быть осторожными и предусмотрительными. Ответьте на вопросы: -Что можно сделать для предотвращения подобных катаклизмов? -Какова роль Службы спасения в таких мероприятиях? Игра» Службы спасения» Сейчас вы в группах поиграете в игру «Телефоны служб спасения». У вас лежат конверты, возьмите из них содержимое. Вам надо наклеить на листы спецтехнику и номера служб, соединить названия служб спасения и номера телефонов. ЗАПОМНИ: Телефоны служб, которые смогут прийти вам на помощь в минуту опасности. Задание: соединить названия служб спасения и номера телефонов 101 - пожарная служба; 102 - полиция; 103 - скорая помощь; 104 - служба газа; 112 - служба спасения. -Какими должны быть действия служб ЧС и населения, если природное бедствие всё же случилось? Проверка усвоения материала: «Случайное колесо» |