СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какие катаклизмы возможны в моей местности? Урок по познанию мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по познанию мира для 4 класса. Использованы ребусы, загадки, дополнительный материал,флипчарт.

Просмотр содержимого документа
«Какие катаклизмы возможны в моей местности? Урок по познанию мира»

Познание мира.

Краткосрочный план урока № 18.

Предмет: Познание мира. Урок: 18

Школа

Дата: 27.01.25

ФИО учителя: Седельникова Л.А.

Класс:4 А

Количество

присутствующих:

Количество

отсутствующих:

Раздел (сквозная тема):

В контексте сквозной темы «Природные явления».

Тема урока:

Какие катаклизмы возможны в моей местности?

Цели обучения в соответствии с учебной программой:

4.2.3.2 на основе исследования прогнозировать вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе


Цели урока:

Ценности: закон и порядок

– прогнозировать возможные стихийные бедствия в своем регионе;

– ориентироваться по карте.


Ход урока:

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

1.Начало урока.

0-3 мин


Создание положительного эмоционального настроя

«Кувшин счастья» Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. У вас в кувшинах осталось еще немного счастья, добра , позитива, хорошего настроения. Поделитесь друг с другом! А теперь соберёмся мыслями  и настроимся  на хороший и плодотворный урок.


Там, где есть требование, есть порядок.

Какие ценности заключены в этой пословице? Ценности: закон и порядок.

Как мы можем связать эти слова со школой?

Повторим правила поведения в классе, школе, ПДД.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место














Произносят на казахском слова

(Заң,тапсырыс)

ФО

Оценивание эмоционального состояния



Эмоц. настрой


2. Середина урока.


3 мин
















5 мин.


































6 мин





















5 мин


2 мин


























3 мин















5 мин


































1 мин































5 мин


(К)Актуализация знаний. Целепологание.

(П) Формулирование темы и цели урока.

- Разгадайте ребусы (Приложение 1)

Ветер, дождь, метель. Как назвать группу этих слов?(Природные явления).

Природные явления приносят ущерб человеку, они несут беду и разрушения. Это и есть стихийные бедствия или катаклизмы. По какой причине они происходят? От ветра, от земли, от воды. Сегодня мы рассмотрим природные явления, приносящие ущерб человеку. Тема урока: Какие катаклизмы возможны в моей местности?

Какие цели поставим на урок?

Прогнозировать вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе

Работа по учебнику: стр.72.

Кто объяснит, что такое катаклизм?

Природные явления огромной разрушительной силы, которые могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Рассмотрите иллюстрации и назовите известные вам виды катаклизмов.

Знакомство с планом работы на уроке.

-Сегодня на уроке свою работу на каждом этапе вы будете оценивать сами. У вас на партах маршрутные листы, за каждое выполненное задание вы будете выставлять себе оценки.

(Г) Работа в группах (6 групп)

Читаю загадку, уч-ся называют отгадку. Отгадка- катаклизм, с которым они работают.

(Приложение 2)

Сейчас вы будете работать в группе. Вспомним правила работы в группе.

Задание: прочитать ситуацию, назвать какой это катаклизм, Определите:

а) что это за природное явление, с которым вы встретились;

б) порядок ваших действий в данной ситуации (правила поведения)

в) что необходимо учитывать при выборе места защиты от этого природного явления.

При выступлении использовать чек-листы, которые вы должны приклеить на странички, называете стихийное бедствие на английском языке и на русском языке. Выступать будут корреспонденты от каждой группы.

Выступление корреспондентов.

ФИЗМИНУТКА «Австралийский дождь»

В Австралии поднялся ветер (трём ладошки).

Начинает капать дождь (щёлкаем пальцами).

Дождь усиливается, (хлопаем ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень (хлопаем по бёдрам).

А вот град- настоящая буря (топаем ногами).

Но что это? Буря стихает (хлопаем по бёдрам).

Дождь стихает (хлопаем по груди)

Редкие капли падают на землю(щёлкаем пальцами).

Солнце! Ура! (руки вверх)

Работа с учебником и картой.

(И) Работа с учебником.

В нашей стране случаются различные природные стихийные бедствия, за исключением извержений вулканов и цунами. Во многих областях наблюдаются засуха, сильные морозы, наводнения, пыльные бури, аномальная жара, степные пожары. На территориях горных районов возможны землетрясения и селевые потоки.(Г)

Рассмотрите карту подверженности территории Казахстана риску возникновения природных стихийных бедствий (с.74). Внимательно изучите условные обозначения рисков.

Найдите на карте область. У каждой группы своя область. Назовите риски в каждой области.

1 группа-Актюбинская область

(паводки, ливневые дожди. Бураны, засуха)

2 группа- Алматинская область

(паводки, ливневые дожди, бураны, засуха, селевые потоки, оползни, снежные лавины, землетрясения)

3 группа- Западно-Казахстанская

( паводки, ливневые дожди, бураны, засуха, оползни, снежные лавины)

4 группа-Карагандинская область

(паводки, ливневые дожди, засуха, бураны)

5 группа-Восточно-Казахстанская область

( паводки, ливневые дожди, бураны, засуха, селевые потоки, оползни, снежные лавины, землетрясения)

6 группа-Акмолинская область

(паводки, ливневые дожди, бураны. Засуха)

-Давайте еще раз перечислим возможные стихийные бедствия в местности нашего проживания. Составьте в тетради схему «Возможные катаклизмы в нашей местности». Напишите их список в тетрадь.

Обозначьте условными обозначениями на карте ( на доске).

Практическая часть:

Ещё древние говорили: «Предупреждён - значит вооружён!». Эта мудрая фраза известна нам с детства. Многие стихийные бедствия можно предугадать и подготовиться к ним заранее. Большинство природных катаклизмов в Казахстане связано с природными причинами. Но большую роль играет и деятельность человека. Чтобы не произошло беды, надо обязательно соблюдать простые правила безопасности, быть осторожными и предусмотрительными.

Ответьте на вопросы:

-Что можно сделать для предотвращения подобных катаклизмов?

-Какова роль Службы спасения в таких мероприятиях?

Игра» Службы спасения»

Сейчас вы в группах поиграете в игру «Телефоны служб спасения».

У вас лежат конверты, возьмите из них содержимое. Вам надо наклеить на листы спецтехнику и номера служб, соединить названия служб спасения и номера телефонов.

ЗАПОМНИ:

Телефоны служб, которые смогут прийти вам на помощь в минуту опасности.

Задание: соединить названия служб спасения и номера телефонов

101 - пожарная служба;

102 - полиция;

103 - скорая помощь;

104 - служба газа;

112 - служба спасения.

-Какими должны быть действия служб ЧС и населения, если природное бедствие всё же случилось?


Проверка усвоения материала:

«Случайное колесо»

Формулируют тему урока, определяют цель урока


Разгадывают ребусы.

















Работа с учебником.







Отвечают на вопросы



























Работают в группе, выполняют задания под руководством учителя.































Повторяют движения за учителем

























Работа с учебником и картой.


Работают в группах

























































Работают в тетрадях.







Приклеивают условные обозначения на карте на доске.













ФО


























ФО


































КО:

Составляют правила поведения при катаклизмах

Дескриптор:записывает правила поведения при стихийном бедствии













ФО










































ФО


4.2.3.2 на основе исследования прогнозировать вероятность возникновения природных катаклизмов в своем регионе








































КО:

Предполагают на основе исследования вероятность возникновения природных катаклизмов в регионе

Дескрипторы:выбирает стихийные бедствия, которые возможны на территории


Картинки ребусов
































Интерактивные карточки «Стихийные бедствия»






































































Карта

Учебник



















Учебник











































































































https://wordwall.net/

3. Конец урока.

5 мин






5 мин

Итог урока:

-Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы этой цели?

- Какие затруднения были у вас на уроке?

- Что нужно сделать, чтобы эти затруднения не повторялись?

Рефлексия- 6 шляп.

Д.з.- составить вопросы по теме урока(5 вопросов)

Отвечают на вопросы учителя, оценивают сою деятельность на уроке

ФО

Картинки к рефлексии.







































Приложение к уроку:

1.Ребусы.

2. Загадки.

1 группа:

Вот по небу мчится конь – Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит, Что внизу земля дрожит. (Гроза)

2 группа:

Он деревья, как спички, ломает,
Как грибы, крыши зданий срывает,
Разметает в пустыне бархан,
Ветер сильный и злой ( Ураган)

3 группа:

Волны мчатся в быстром беге 
Закипит пучина вод 
И покатится на берег 
Все затопит, все зальет 
И кварталы городские 
Превратятся в острова 
Поплывут меж них людские 
Вещи, бочки и дрова.  (Наводнение)

4 группа:

Под ногами дрожит, Под землёю рябь бежит,

Строения рушит, Никого не слушает! (Землетрясение)


5 группа:

 Затмив собой весь белый свет,

под ветра вой кружится снег. (Буран)


6 группа:
Если нет дождя пол-лета,

выжечь травы может это. (Засуха)

3. Ситуации для групп:

1 группа.

Ситуация 1. Вы с товарищем во второй половине дня возвращаетесь с рыбалки. Появились тучи, они быстро несутся по небу. Чёрное облако закрыло солнце и стало гораздо темнее. И вдруг грянул гром! Через доли секунды сверкнула молния. Ливень начался внезапно и лил как из ведра. Раскаты грома слышались непрерывно один за другим и сопровождались вспышками молний.





2 группа:

Ситуация 2. Население поселка Жалыксай получило штормовое предупреждение о надвигающемся урагане. О чём должно позаботиться население, чтобы обезопасить себя и свести к минимуму ущерб, который может нанести стихия?

3 группа: Ситуация 3.

 Нравится мне деревенька его, вся она тонет в зеленых садах, домики в ней на высоких столбах(Всю эту местность вода поднимает, так что деревня весною всплывает, словно Венеция).(Наводнение).

4 группа: Ситуация 4.

“21 декабря (1910 год) я лёг спать очень поздно и едва успел заснуть, как увидел сон, что около нашего дома по булыжной мостовой едет целая вереница тяжело нагруженных ломовых подвод, от которых стоит такой грохот, что трясётся весь дом. У меня даже во сне мелькнула мысль, что теперь уже зима, лежит глубокий снег, наш дом стоит в саду, в середине большого квартала, да и никаких ломовых извозчиков и мостовых в г. Верном (позже – г. Алма-Ата) не существует и никакого шума слышно быть не может… С этой мыслью я проснулся и, услышав наяву то же грохот, сразу сообразил, что это …? Впрочем, тут и соображать было нечего, так как тахта, на которой я спал, качалась, как палуба парохода, весь дом трещал и дрожал, а вставая, чтобы одеться, я убедился, что устоять на ногах невозможно, не опираясь о печку или стену, которые, впрочем, тоже не стояли на месте. …Здесь было именно в самом буквальном смысле землетрясение: непрерывное пятиминутное сотрясение земной коры, совершенно такое, каким бывает сотрясение сита, когда хозяйки сеют муку: вверх, вниз, в стороны…” (землетрясение).

5 группа: Ситуация 5.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.

6 группа: Ситуация 6.

"Зима прошла без дождей, не принесло дождей и лето. Палящее солнце иссушило сочные, высотой по колено золотистые травы до самой сердцевины, каждая травинка стала хрусткой и ломкой. Поглядеть вдаль можно только сощуря глаза в щелочку и нахлобучив широкополую шляпу до самых бровей — луга отсвечивают слепящим серебром; меж зыбких голубых миражей закручиваются вихорьки пыли, деловито снуют, сметая в кучи и перекатывая с места на место сухие листья и мертвые травинки. Какая настала сушь! Даже деревья высохли, кора с них отваливается жесткими ломкими полосами.

4. Рефлексия «6 шляп»

Белая шляпа - Факты: Что такое катаклизмы? Как возникают? Какие катаклизмы случаются в нашей местности?

Желтая - Позитив: что поможет человеку при катаклизмах?

Зеленая- Творчество: где можно применить полученные знания?

Красная- Эмоции: какие переживания были во время изучения темы? Что больше всего понравилось?

Черная- Проблема: какие катаклизмы происходят по вине человечества?

Синяя- Итог: учитель делает анализ