СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какие слова называются местоимениями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Усвоение понятия местоименных слов. По форме урок комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Какие слова называются местоимениями»

Русский язык

Тема: Какие слова называются местоимениями

6 класс

Макарова Светлана Семеновна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района,

macka.swetlana2010@yandex.ru сот.тел.: 8987 2138389









































Тема: Какие слова называются местоимениями

Цель: Усвоение понятия местоименных слов, таких, которые: а)

обозначают лицо (1, 2, 3-е) или б)указывают на предмет, признак, число

(указательно-заместительная функция), не называя их конкретно.

Планируемые результаты:

Метапредметные :

- Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать

учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей,

умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и

партнёров.

- Познавательные: умение анализировать текст, работать с текстом,

классифицировать, ставить проблему, выделять существенное, наблюдать,

обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы.

- Коммуникативные: развивать умения работать в группе, внимательно

слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты обучения: актуализировать и расширить знания

учащихся о местоимении, как части речи, и употреблении его в нашей речи.

Понимать, что местоимения как заместительные слова служат надёжным и

нейтральным, самым распространённым средством связи предложений в

тексте, однако их употребление при неосторожном обращении может

вызывать смысловую неточность, поэтому важно следить за соотношением

конкретного слова и его заменителя — местоимения.

Личностные

Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать

новое, проявлять внимание. Прививать любовь к своей малой родине через

тексты.

Методы – проблемный, проектов, компетентностно-ориентированные

задания.

По форме организации: урок комбинированный (групповая, фронтальная,

самостоятельная)

Перечень условий, для проведения урока (оборудование): ПК, проектор.

Материалы: презентация, учебник русского языка под редакцией

М.Разумовской, М.,Дрофа, 2014.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на руга посмотрели

И тихонечко все сели.

Ребята! Как ваше настроение?

СМАЙЛИКИ

1 слайд

И к вашему отличному настроению, я думаю, подойдет девиз:

Мы будем думать коллективно!

Задания выполнять оперативно!

Отвечать доказательно!

Слушать друг друга внимательно!

И открытия нас ждут обязательно!!!

Мы сегодня будем работать в группах. Каждая группа должна назначить

ответственного.

  1. Введение в тему. Опрос.

  1. Ребята, а вам нравится разгадывать кроссворды?

Ну, тогда за дело! Наш друг Интернет к вашим услугам!

2 слайд

Ссылка на Фабрику кроссвордов:

http://puzzlecup.com/?guess=FA30D4B9D12723AU

  1. Изучение новой темы

3 слайд – 4 слайд

А вот ещё одна загадка:

Как названье дать словам:

Я, ты, мы, и нам, и вам,

Кто и что, какой и сколько,

Этот, тот, такой и столько,

Наш, и ваш, и мой, и твой,

Их, его, её и свой –

Это, без сомнения, все –

Местоимения!!!

Ребята! А вы догадались, какую часть речи мы будем изучать?

(Местоимение)

Да, мы приступаем к изучению следующей части речи - местоимение.

5 слайд

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

А тему урока мы сформулируем вопросом, на который в конце урока

постараемся дать исчерпывающий ответ:

Записываем: «Какие слова называются местоимениями?»

6 слайд

  1. Постановка целей и задач урока учащимися.

  2. Введение в тему

7 слайд

1 задание «Перекрестная наметка идей» (BRAINWRITING):

Возьмите лист бумаги А4 (у каждого ученика свой лист). Согните верхнюю

часть листа на 2 см. согните оставшуюся часть так, чтобы получилось 16

ячеек (4х4), и прочертите линии сгиба ручкой. На верхней линии листа

напишите слово («раздражитель») – МЕСТОИМЕНИЕ – это…

В любые ячейки записываем по 2 идеи и передаем по кругу.

  1. слайд

2). Чтобы пополнить знания о местоимении, вашему вниманию

предлагаются мини- проекты, выполненные представителями

каждой группы. Слушаем и заполняем пустые квадратики.

- 1 группа - Мухаметшина Арина «Из истории местоимений»;

- 2 группа – Исакова Екатерина « Учёные – лингвисты о местоимении»;

- 3 группа – Черепанова Ангелина «Местоимение среди других частей речи».

  1. слайд

3) И, конечно, новые знания мы почерпнём из учебника стр.268 -

записываем в ячейки, что ещё нового о местоимении вы узнали.

  1. Сделайте вывод, запишите его.

10 слайд

Местоимение – это…

11 слайд

Молодцы! Вы очень хорошо поработали, а теперь физкультминутка.

(см.видео)

  1. Чтобы дать полный ответ на поставленный в теме вопрос, мы

должны провести наблюдения и выполнить задания:

11 – 13 слайд

1 задание

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Замените повторяющиеся слова

подходящими по смыслу местоимениями. Подчеркните их как члены

предложения, запишите, на какой вопрос они отвечают.

1)В Лаишевском районе стало доброй традицией вот уже двадцать пятый год проводить русский фольклорный праздник «Каравон». 2)Русский фольклорный праздник «Каравон» проходит весной, в мае, в селе Никольское в день Николы Вешнего. 3)В день Николы Вешнего появляется возможность пообщаться, услышать песни прабабушек. 4)Песни прабабушек стоят у истоков фольклорного праздника «Каравон».


1)В Лаишевском районе стало доброй традицией вот уже двадцать пятый год проводить русский фольклорный праздник «Каравон». 2)Он проходит весной, в мае, в селе Никольское в день Николы Вешнего. 3)В этот день появляется возможность пообщаться, услышать песни прабабушек. 4)Их песни стоят у истоков фольклорного праздника «Каравон».



- Какую роль выполняют местоимения в тексте?

(Помогают избегать повторы, связывают предложения в тексте).

14 – 16 слайд

2 задание.

Катя в своем мини – проекте привела слова А.Реформатского

«Местоимения – это слова «заместители» знаменательных слов, т.е.

самостоятельных частей речи. Попробуем доказать это, выполнив следующее

задание:

Прочитайте текст. Запишите, какое слово, часть речи, заменяет

местоимение. Сделайте вывод, опираясь на материал, который авторы

нашего учебника предлагают взять на заметку(стр. 269).

До 30-х годов 16 века на месте села Никольское была татарская деревня. В давние времена на этой (…) территории появившаяся моровая язва , из-за которой ( …) погибал весь (…) скот, вынудила местных жителей сжечь деревню и уйти с насиженных мест. Сохранилось предание, что в озеро, которое (…) находилось в центре села, кинула на прощание молодая татарка расчёску и гребень. И заросло оно (…) травою. В 1879 году это озеро, которое (…) называли Попово, расчистили и нашли там татарскую посуду. А у местных жителей закрепилось другое (…) название озера – Рытое.

До 30-х годов 16 века на месте села Никольское была татарская деревня. В давние времена на этой (село Никольское) территории появившаяся моровая язва , из-за которой (язва) погибал весь (полностью) скот, вынудила местных жителей сжечь деревню и уйти с насиженных мест. Сохранилось предание, что в озеро, которое (озеро) находилось в центре села, кинула на прощание молодая татарка расчёску и гребень. И заросло оно (озеро) травою. В 1879 году это озеро, которое (озеро) называли Попово, расчистили и нашли там татарскую посуду. А у местных жителей закрепилось другое (вместо Попово) название озера – Рытое.



17-19 слайд

3 задание.

Ребята, когда я готовилась к уроку, наткнулась на один текст, который мне

показался каким – то странным, мне показалось, что в нем чего – то не

хватает.

Прочитайте текст. Впишите на месте пропусков подходящие по смыслу

местоимения.

1 группа

По старинной традиции, встав в круг, взявшись мизинцами, плечо к плечу

участники каравона идут особым «каравонным шагом», создавая «волну»:

одновременно делают маленький шаг правой ногой вперед, приставляя

левую. Правая нога плавно заводится за левую, а вновь

приставляется к правой, и так – до бесконечности. нехитрые

шаги в едином кругу создают полное ошущение отрешенности от времени,

словно мир сжимается до пределов пульсирующего

круга.

(Слова для справок: к ней, все, та, этого, эти, весь)

2 группа

Во время каравона обязательно поются три песни: «Как поморю синему»,

«При долу – долочке» и «По речке». Именно _______ , в _________

порядке и три раза подряд в течение трех дней . _________песни

протяжные, даже кажутся заунывными, но _______ пробуждают __________

немыслимое в душе.

(Слова для справок: таком, столько, они, эти, что – то)

3 группа

И тут уже осознаёшь не только __________ принадлежность к _________

кругу, но и ________, что ___________участник является уникальным

носителем __________ древнего наследия.

(Слова для справок: этому, то, свою, нашего, каждый)

Эталон:

1 группа

По старинной традиции, встав в круг, взявшись мизинцами, плечо к плечу

все участники каравона идут особым «каравонным шагом», создавая

«волну»: одновременно делают маленький шаг правой ногой вперед,

приставляя к ней левую. Правая нога плавно заводится за левую, а та

вновь приставляется к правой, и так – до бесконечности. Эти нехитрые

шаги в едином кругу создают полное ощущение отрешенности от времени,

словно весь мир сжимается до пределов этого

пульсирующего круга.

(Слова для справок: к ней, все, та, этого, эти, весь)

2 группа

Во время каравона обязательно поются три песни: «Как поморю синему»,

«При долу – долочке» и «По речке». Именно _столько______ , в

_____таком____ порядке и три раза подряд в течение трех дней .

_____Эти____песни протяжные, даже кажутся заунывными, но ____они___

пробуждают _____что - то_____ немыслимое в душе.

(Слова для справок: таком, столько, они, эти, что – то)

3 группа

И тут уже осознаёшь не только ____свою______ принадлежность к

___этому______ кругу, но и ____то____, что _____каждый______участник

является уникальным носителем ______нашего____ древнего наследия.

(Слова для справок: этому, то, свою, нашего, каждый)

20 слайд

Отвечаем на вопрос, заданный темой урока

21 слайд

1.Синквейн

Местоимение

разные занятные

озадачивают заменяют помогают

можно жить без местоимений

трудно

2.Синквейн

Местоимение

Самостоятельная изменяемая

Указывает не называет заменяет

Является всеми членами предложения

«Запасной игрок»

22 слайд

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В прошлом году ученики 6 класса писали сочинение о празднике «Каравон».

Я вам записала несколько предложений из их сочинений. Почему я была в

недоумении, читая эти предложения?

Выполните, пожалуйста, работу над ошибками. Запишите предложения в

исправленном виде.

1)Бурановские бабушки пели для зрителей, и они были довольны.

2)Кукольный театр «Экият» выступал с постановкой для самых маленьких

зрителей, они весело провели время.

3)Умельцы из «Города Мастеров» показывали свои ремесла гостям

праздника, им скучать не пришлось.

Сделайте вывод по поводу употребления местоимений. (Неумелое

использование местоимений в речи приводит к двусмысленности и

грамматической ошибке. Местоимение часто заменяет ближайшее к нему

существительное.)

2) Написать Благодарственное письмо местоимениям

3)Теория с.268-269,упр. 669 стр. 269

Рефлексия

Теперь подошло время подвести итог нашему уроку

Что для вас было интересно?

Каким творчеством вы занимались на уроке?

Чему вы научились?

Что вы узнали на уроке?

Выставление оценок и заключительное слово учителя.

Самооценивание и оценка учителя.

Каково ваше настроение к концу урока?

СМАЙЛИКИ

Всё знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё много всего,

Что достойно, поверьте, удивления,

И моего, и твоего!!!

Спасибо за урок!