СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Какие существуют способы социальной поддержки несовершеннолетних группы риска в сельской местности?»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем известно, что подростковый возраст — достаточно непростой период жизни каждого человека. Зачастую хрупкая детская психика не готова к изменениям, происходящим с организмом. Подросткам становится нелегко контролировать свои эмоции и устанавливать контакты с внешним миром, в особенности со старшими родственниками. От того, как пройдет пубертатный период во многом зависит будущее человека: какое образование он получит, какими личностными качествами и привычками будет обладать. Поэтому важно не допустить попадания ребенка в «группу риска» и, если это уже произошло, помочь из нее выйти.

Просмотр содержимого документа
««Какие существуют способы социальной поддержки несовершеннолетних группы риска в сельской местности?»»







Фокус-группа

«Какие существуют способы социальной поддержки несовершеннолетних группы риска в сельской местности?»







Исполнитель:

Багирова Кристина Адалатовна

студент СР – 2031z группы

заочного отделения

















г.Екатеринбург 2022

Цели проведения:

  • Проинформировать родителей о понятии «группа риска»

  • Развить уровень психологической компетентности родителей

  • Развитие мотивационного и воспитательного ресурса у родителей по отношению к детям

  • Оптимизировать детско-родительские отношения.

Место проведения: конференция ZOOM

Участники: родители учеников сельской школы



Сценарий

  1. Вводная беседа

Всем известно, что подростковый возраст — достаточно непростой период жизни каждого человека. Зачастую хрупкая детская психика не готова к изменениям, происходящим с организмом. Подросткам становится нелегко контролировать свои эмоции и устанавливать контакты с внешним миром, в особенности со старшими родственниками. От того, как пройдет пубертатный период во многом зависит будущее человека: какое образование он получит, какими личностными качествами и привычками будет обладать. Поэтому важно не допустить попадания ребенка в «группу риска» и, если это уже произошло, помочь из нее выйти.

В ходе нашей беседы не стесняйтесь задавать любые интересующие вас вопросы и высказывать свое мнение. Цель нашей встречи — проинформировать вас, развить ваш уровень психологической компетентности, а также оптимизировать ваши отношения с детьми.

  1. Дискуссия

Как вы думаете, кто такие подростки «группы риска»? Почему мы решили уделить этой теме пристальное внимание?

Варианты ответа:

- подросток «группы риска» — это подросток, который не посещает школу или срывает уроки;

- подросток, который имеет проблемы с законом;

- подросток, который употребляет алкоголь;

- подросток, который употребляет табачную продукцию;

- подросток, который подвержен издевательствам;

- подросток, выступающий в качестве агрессора;

- подросток, который ссорится с родителями;

- и др.

3. Погружение в проблему

Что же такое «группа риска»? Под подростками группы риска понимают категорию детей, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Существует ряд факторов, обуславливающий попадание ребенка в «группу риска»: 

  1. Медико-биологические факторы (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);

  2. Социально-экономические факторы (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);

  3. Психологические факторы (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

  4. Педагогические факторы (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

У подростков группы риска есть свои «симптомы» и особенности поведения:

  1. Психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. У них наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная внушаемость, неустойчивость интересов, невозможность тормозить желания;

  2. Подростки с ускоренным половым развитием, с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью. Их протест чаще всего является реакцией на запрет со стороны родителей или педагогов;

  3. Подростки с явно выраженной расторможенностью, сексуальной раскрепощенностью, склонные к бродяжничеству, употреблению алкоголя и т.д.

Итак, несовершеннолетние группы риска — это очень уязвимая часть общества; это дети, вынужденные постоянно проходить через большое количество проблем дома, в школе, в компании сверстников, к которым они зачастую не готовы; дети, сталкивающиеся с трудностями в адаптации и в соблюдении правил, принятых в социуме; дети, чье благополучное счастливое будущее стоит под угрозой, если с ними не проводить всю необходимую работу. 

Поэтому, обнаружив у своего ребенка приведенные особенности, целесообразно уделить ему внимание и провести с ним индивидуальную или групповую социальную работу и оказать необходимую психологическую поддержку.



  1. Ключевые вопросы

Задача родителей и педагогов при воспитательной работе — развитие позитивных поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально одобряемых форм поведения у подростка.

Как бы вы организовали профилактику различных форм деструктивного поведения подростка сельской местности?

Предполагаемые ответы:

  • Создание кружков по интересам в школе

  • Проведение профориентационных мероприятий

  • Привлечение подростков в различные виды деятельности

Все верно, способами профилактики попадания подростка в «группу риска» являются: включение подростков в различные виды деятельности, привлечение психолога по организации релаксационных мероприятий, уход от жесткой регламентации в семье и школе, компенсаторные мероприятия, т.е. желание ребенка, подростка решить личные проблемы, реализовать потребности в самоутверждении и самоуважении, компенсировать неудачи в школе или семье, а также совместная работа с социальным педагогом по организации развивающих мероприятий, т.е. создание развивающей среды, адекватной природе ребенка, обеспечивающей физическое и психологическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности.

  1. Заключение

Давайте подведем итог. Подростки — очень не предсказуемы. Порой самые примерные ученики кардинально меняются в пубертатный период и становятся неуправляемыми. Поэтому важно за ними наблюдать и контролировать, но в то же время давать им достаточно свободы.

В нашей школе работает школьный психолог и социальный педагог, если ваш ребенок вдруг столкнулся с серьезными проблемами и вам кажется, что он попал в «группу риска», вы можете сообщить об этом педагогам, и тогда, с вашим ребенком специалисты могут начать работу. Консультативная деятельность, которую могут осуществить школьные специалисты, предполагает оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по проблемам преодоления трудностей в обучении; в межличностных отношениях, проблемам выбора образовательного маршрута, профессионального и досугового самоопределения; формирования здорового образа жизни.

Тем не менее, в стенах дома вам тоже необходимо поддерживать здоровую атмосферу, стараться регулировать конфликты мирным способом, и в случае чего, не стесняться и не бояться обращаться за помощью к психологу.

Для того чтобы вам было проще справляться с детьми, мы подготовили для вас памятки общения с «трудными подростками».







Особенности подросткового возраста

 1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.

3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос  человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».

4. Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что вопросы отношений между    мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.

5. Подростки постоянно конфликтуют со  взрослыми.

6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.

7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.

8. Подростки – существа  безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).

9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».

10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.

11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни

· Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают  таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками

 · Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять

· Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки

· Попытаться превратить свои требования в его желания

· Культивировать значимость образования

 · Стараться вкладывать в его сознание приоритеты

· Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»

 · Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была

 · Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства

·  Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых

 · Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения

 · Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.

 · Живите во имя своего ребенка

· Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам

 · Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей

· Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают


Как вести себя с агрессивным подростком?

 · Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.

 · Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.

 · Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нем вспышек гнева и не стройте планы мести. · Сделайте все, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.


Если Ваш ребенок конфликтный.

Прежде всего, необходимо выявить причину конфликтности ребенка. Возможно, у Вас в семье Ваш ребенок – центр Вселенной. И поэтому требует и от посторонних взрослых и своих сверстников такого же отношения к своей персоне. А не получив этого, начинает конфликтовать. Или напротив, ему не хватает внимания в семье. Он не окружен должной заботой по ряду разных причин и обстоятельств. Он живет с постоянным чувством обиды и накопившейся злости. И его конфликтность – это один из способов привлечения внимания к себе. А возможно он живет в семье, где является наблюдателем конфликтов. Конфликтное поведение ребенка – это повод задуматься Вам и над своим поведением.

Как вести себя с конфликтным ребенком?

· Контролируйте приступы гнева у ребенка. Пытайтесь сдерживать его желание вступить в конфликт.

· По возможности старайтесь уйти от конфликта, тем самым Вы покажете пример ребенку.

 · Если конфликт уже произошел, постарайтесь разобраться в его причинах. Не оправдывайте поведение своего ребенка, если на это нет повода.

 · Обязательно обсудите с ребенком причины возникновения ссоры и пути бесконфликтного выхода из нее.

 · Собственным примером учите ребенка не провоцировать конфликты.

 · Не обсуждайте поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии.