Фокус-группа
«Какие существуют способы социальной поддержки несовершеннолетних группы риска в сельской местности?»
Исполнитель:
Багирова Кристина Адалатовна
студент СР – 2031z группы
заочного отделения
г.Екатеринбург 2022
Цели проведения:
Проинформировать родителей о понятии «группа риска»
Развить уровень психологической компетентности родителей
Развитие мотивационного и воспитательного ресурса у родителей по отношению к детям
Оптимизировать детско-родительские отношения.
Место проведения: конференция ZOOM
Участники: родители учеников сельской школы
Сценарий
Вводная беседа
Всем известно, что подростковый возраст — достаточно непростой период жизни каждого человека. Зачастую хрупкая детская психика не готова к изменениям, происходящим с организмом. Подросткам становится нелегко контролировать свои эмоции и устанавливать контакты с внешним миром, в особенности со старшими родственниками. От того, как пройдет пубертатный период во многом зависит будущее человека: какое образование он получит, какими личностными качествами и привычками будет обладать. Поэтому важно не допустить попадания ребенка в «группу риска» и, если это уже произошло, помочь из нее выйти.
В ходе нашей беседы не стесняйтесь задавать любые интересующие вас вопросы и высказывать свое мнение. Цель нашей встречи — проинформировать вас, развить ваш уровень психологической компетентности, а также оптимизировать ваши отношения с детьми.
Дискуссия
Как вы думаете, кто такие подростки «группы риска»? Почему мы решили уделить этой теме пристальное внимание?
Варианты ответа:
- подросток «группы риска» — это подросток, который не посещает школу или срывает уроки;
- подросток, который имеет проблемы с законом;
- подросток, который употребляет алкоголь;
- подросток, который употребляет табачную продукцию;
- подросток, который подвержен издевательствам;
- подросток, выступающий в качестве агрессора;
- подросток, который ссорится с родителями;
- и др.
3. Погружение в проблему
Что же такое «группа риска»? Под подростками группы риска понимают категорию детей, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Существует ряд факторов, обуславливающий попадание ребенка в «группу риска»:
Медико-биологические факторы (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);
Социально-экономические факторы (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
Психологические факторы (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
Педагогические факторы (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
У подростков группы риска есть свои «симптомы» и особенности поведения:
Психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. У них наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная внушаемость, неустойчивость интересов, невозможность тормозить желания;
Подростки с ускоренным половым развитием, с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью. Их протест чаще всего является реакцией на запрет со стороны родителей или педагогов;
Подростки с явно выраженной расторможенностью, сексуальной раскрепощенностью, склонные к бродяжничеству, употреблению алкоголя и т.д.
Итак, несовершеннолетние группы риска — это очень уязвимая часть общества; это дети, вынужденные постоянно проходить через большое количество проблем дома, в школе, в компании сверстников, к которым они зачастую не готовы; дети, сталкивающиеся с трудностями в адаптации и в соблюдении правил, принятых в социуме; дети, чье благополучное счастливое будущее стоит под угрозой, если с ними не проводить всю необходимую работу.
Поэтому, обнаружив у своего ребенка приведенные особенности, целесообразно уделить ему внимание и провести с ним индивидуальную или групповую социальную работу и оказать необходимую психологическую поддержку.
Ключевые вопросы
Задача родителей и педагогов при воспитательной работе — развитие позитивных поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально одобряемых форм поведения у подростка.
Как бы вы организовали профилактику различных форм деструктивного поведения подростка сельской местности?
Предполагаемые ответы:
Создание кружков по интересам в школе
Проведение профориентационных мероприятий
Привлечение подростков в различные виды деятельности
Все верно, способами профилактики попадания подростка в «группу риска» являются: включение подростков в различные виды деятельности, привлечение психолога по организации релаксационных мероприятий, уход от жесткой регламентации в семье и школе, компенсаторные мероприятия, т.е. желание ребенка, подростка решить личные проблемы, реализовать потребности в самоутверждении и самоуважении, компенсировать неудачи в школе или семье, а также совместная работа с социальным педагогом по организации развивающих мероприятий, т.е. создание развивающей среды, адекватной природе ребенка, обеспечивающей физическое и психологическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности.
Заключение
Давайте подведем итог. Подростки — очень не предсказуемы. Порой самые примерные ученики кардинально меняются в пубертатный период и становятся неуправляемыми. Поэтому важно за ними наблюдать и контролировать, но в то же время давать им достаточно свободы.
В нашей школе работает школьный психолог и социальный педагог, если ваш ребенок вдруг столкнулся с серьезными проблемами и вам кажется, что он попал в «группу риска», вы можете сообщить об этом педагогам, и тогда, с вашим ребенком специалисты могут начать работу. Консультативная деятельность, которую могут осуществить школьные специалисты, предполагает оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по проблемам преодоления трудностей в обучении; в межличностных отношениях, проблемам выбора образовательного маршрута, профессионального и досугового самоопределения; формирования здорового образа жизни.
Тем не менее, в стенах дома вам тоже необходимо поддерживать здоровую атмосферу, стараться регулировать конфликты мирным способом, и в случае чего, не стесняться и не бояться обращаться за помощью к психологу.
Для того чтобы вам было проще справляться с детьми, мы подготовили для вас памятки общения с «трудными подростками».
Особенности подросткового возраста
1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.
2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.
3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».
4. Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.
5. Подростки постоянно конфликтуют со взрослыми.
6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.
7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.
8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).
9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».
10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.
11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни
· Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками
· Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять
· Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки
· Попытаться превратить свои требования в его желания
· Культивировать значимость образования
· Стараться вкладывать в его сознание приоритеты
· Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»
· Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства
· Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых
· Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения
· Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
· Живите во имя своего ребенка
· Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам
· Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей
· Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают
Как вести себя с агрессивным подростком?
· Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
· Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.
· Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нем вспышек гнева и не стройте планы мести. · Сделайте все, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.
Если Ваш ребенок конфликтный.
Прежде всего, необходимо выявить причину конфликтности ребенка. Возможно, у Вас в семье Ваш ребенок – центр Вселенной. И поэтому требует и от посторонних взрослых и своих сверстников такого же отношения к своей персоне. А не получив этого, начинает конфликтовать. Или напротив, ему не хватает внимания в семье. Он не окружен должной заботой по ряду разных причин и обстоятельств. Он живет с постоянным чувством обиды и накопившейся злости. И его конфликтность – это один из способов привлечения внимания к себе. А возможно он живет в семье, где является наблюдателем конфликтов. Конфликтное поведение ребенка – это повод задуматься Вам и над своим поведением.
Как вести себя с конфликтным ребенком?
· Контролируйте приступы гнева у ребенка. Пытайтесь сдерживать его желание вступить в конфликт.
· По возможности старайтесь уйти от конфликта, тем самым Вы покажете пример ребенку.
· Если конфликт уже произошел, постарайтесь разобраться в его причинах. Не оправдывайте поведение своего ребенка, если на это нет повода.
· Обязательно обсудите с ребенком причины возникновения ссоры и пути бесконфликтного выхода из нее.
· Собственным примером учите ребенка не провоцировать конфликты.
· Не обсуждайте поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии.