Волжский филиал ГАПОУ «Волгоградский медицинский колледж»
Выполнила: преподаватель Синяк И.М
Волжский 2017г.
Уровни профессионального образования
- В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
- 1) начальное профессиональное образование было включено в среднее профессиональное образование
- 2) среднее профессиональное образование;
- 3) высшее образование— бакалавриат;
- 4) высшее образование — специалитет, магистратура;
- 5) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
- Умение и способности заниматься самообразованием.
- Информационно-компьютерная компетентность.
- Креативная компетентность (способность к творческому мышлению, предвидению, умение ставить и решать нестандартные задачи).
- Коммуникативная компетентность (внимательное отношение и интерес к людям, способность устанавливать поддерживать нормальное взаимоотношение с людьми, понимать психологическое состояние собеседника и адекватно реагировать на него).
- ЗУН
- Особенности профессионального мышления и сознания
- Структура профессионального опыта
- Особенности принятия решений в профессиональной деятельности
- Выработку стратегии и тактики профессиональной деятельности в тех или иных профессиональных ситуациях
Основные общие проблемы профессионального образования
Основные проблемы, деятельности учреждений профессионального образования
Отсутствие гарантии трудоустройства выпускника по специальности
Необходимые меры
По профильным специальностям и профессиям в ОУ часто прослеживается нехватка кадров:
- ОУ не может обеспечить все заявки, поступающие от работодателей;
- Выпускники по специальностям и профессиям, которые не являются профильными для образовательного учреждения, остаются не востребованными на рынке труда.
Формирование и развитие профессиональной мобильности
(необходимо расширить дополнительные востребованные рынком труда специальности и профессии, совершенствовать содержание и методы обучения)
Основные общие проблемы профессионального образования
Основные проблемы, деятельности учреждений профессионального образования
Несоответствие структуры подготовки потребностям рынка
Пути решения проблем
образовательные учреждения не анализирует потребительский спрос: реализуются непрофильные программы для ОУ.
- между ОУ существует дублирование в подготовке трудовых кадров, особенно по профессиям или специальностям которыми рынок труда перенасыщен.
- недостаточная профориентационная работа с общеобразовательными учреждениями (организация предпрофильной подготовки в ООУ)
Анализ рынка труда, реализация востребованных профессиональных программ по профессиям и специальностям
Основные общие проблемы профессионального образования
Основные проблемы, деятельности учреждений профессионального образования
Несоответствие формы и содержания деятельности учреждений профессионального образования новым целям и задачам ФГОС
Пути решения проблем
В ОУ слабо используются или совсем не используются современные образовательные технологии.
Основными методами обучения остаются устное изложение материала преподавателем с использованием наглядных средств и самостоятельная работа студентов с учебной литературой , в результате знания у обучающихся поверхностные
- Модульный подход к обучению, базирующийся на компетенциях
- Формирование общих (универсальных) и профессиональных компетенций(предметно –специализированных)
- Внедрение новых образовательных технологий (информационно-компьютерные, деятельностные, проблемные модульно-концентрированные и т.д)
Основные общие проблемы профессионального образования
Основные проблемы, учреждений профессионального образования
Ориентированность образовательного процесса на теоретическую подготовку
Слабые практические навыки по профессии или специальности
Пути решения проблем
- недостаточное использование преподавателями в работе методов и форм практического характера;
- сложности в оформлении договорных документов между ОУ и предприятиями, являющимися базами практик
- недостаточно обоснованный, нереалистичный выбор форм практико-направленного обучения.
- Обеспечение системности практико-направленного обучения
- Совершенствование форм социального партнерства
- Заключение трехсторонних договоров: предприятие, ОУ, обучающийся.
Основные общие проблемы профессионального образования
Основные проблемы, учреждений профессионального образования
Качество подготовки специалистов не удовлетворяет потребителей современного рынка труда
Пути решения проблем
- Низкая успеваемость и качество подготовки выпускников по общеобразовательным дисциплинам
- В образовательных учреждениях СПО низкая успеваемость и качество подготовки выпускников
Создание системы управления качеством образования на уровне, внедрение систематического мониторинга качества образовательного процесса
Соблюдение преемственности по ступеням обучения и между уровнями образования
Основные общие проблемы профессионального образования
Основные проблемы, учреждений профессионального образования
материально-техническая и информационная база учреждения :база учреждений не соответствует современным требованиям.
Пути решения проблем
- По профильным профессиям или специальностям материально-техническая база в основном устаревшая: в ОУ отсутствует современное оборудование, необходимое для получения практических навыков по профессии или специальности.
- Библиотечный фонд не укомплектован в соответствии с установленными требованиями. В образовательном процессе используется устаревшая литература
Модернизация материально-технической базы
Для решения выявленных проблем, необходимо в каждом образовательном учреждении совершенствовать систему менеджмента качества образования
Подготовка квалифицированных специалистов, конкурентно способных на рынке труда, компетентных, ответственных, профессионально мобильных, свободно владеющих своей профессией , готовых к постоянному профессиональному росту.
Список литературы
1.Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Науч. ред. С. Я. Батышев. — М., 1999
2.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3.Блинов В. И., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков П. Н. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Вып. 1. — М.: ФИРО, 2010.
4.История профессионального образования в России. / Под ред. Батышева С. Я., Новикова А. М., Осовского Е. Г. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. — ISBN 5-85449-105-2
Спасибо за внимание !