СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Компьютер вызывает горячий интерес, как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.

       В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80-х годов. В специальном (коррекционном) образовании они появились много позже и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Разумеется, информационные технологии (ИТ) не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Учащиеся коррекционной школы 8-го вида - это дети, для которых характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.

     Поэтому использование ИКТ в процессе образования ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию. ИКТ не только способствует развитию личности ребёнка, но и даёт новый импульс для самообразования, повышения квалификации, повышение компетентности в области применения современных информационных технологий, как молодым специалистам, так и уже состоявшимся профессионалам.

   Актуальность темы:

     Каким должен быть современный урок? Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться.

      А что интересно, сегодня,  школьникам?

В нашу жизнь все больше и больше внедряются новые информационные технологии. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера. Поэтому следует построить учебный процесс так, чтобы компьютер стал незаменимым помощником на уроке.

Используя неподдельный интерес детей к этой технике можно решить ряд проблем современного урока.

     Успешное преподавание невозможно без использования «золотого правила дидактики» - наглядности, которое сформулировал Я.А. Коменский. Принцип наглядности предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

    Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

 Цель работы:

      Помочь учителю в изучении теории по  подготовке и использованию презентации в учебном процессе.

Задачи:

  • показать эффективность использования информационно – компьютерных технологий;
  • способствовать эстетическому воспитанию за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа, презентаций, ресурсов Интернет;
  • способствовать развитию коммуникативных способностей;
  • организовать учебный процесс на уровне, который позволяет детям с ограничениями по здоровью получать полноценное образование.

     Как показывает жизнь, эти задачи нельзя решить с помощью отдельных методических находок, необходим системный подход. Решение этих задач может быть достигнуто при использовании учителем современных технических средств в процессе обучения. Возможность разнообразить учебный процесс, сделать его более доступным, ярким, запоминающимся, а, следовательно, более продуктивным, позволяют современные средства обучения.

      Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

      Когда компьютеры стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

      Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

      Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся.

      Использование ИКТ на уроках в коррекционной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

    Умственно отсталый ребенок недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает, строит  отвлечения. Он снижает момент обсуждения, стараясь действовать по привычке, и т.д. Все эти черты, характеризующие умственно отсталого ребенка, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися учебный материал.

         В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции интенсифицируют связанные  с ним психические процессы, вызывают активность ученика, сообщают стойкость вниманию.

         Влиять на область эмоциональной сферы ребенка только и можно через представления, мысли, действия. Значит, вызывая соответствующие переживания, вызываем и связанные с ними  эмоции.

 

        Применение ИКТ усиливает :

 - положительную мотивацию обучения;

 - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

            А также способствует:

- облегчению овладения сложным материалом.

- снятию психологического напряжения школьного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель;

- повышению эффективности ученического труда.

       Время ставит перед учителем школы задачи:

  • учить детей,  не принуждая;
  • развивать у ребёнка устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
  • сделать учение радостным.

        Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  1. Принцип равенства позиций
  2. Принцип доверительности
  3. Принцип обратной связи
  4. Принцип занятия исследовательской позиции.

      Реализация этих принципов просматривается на всех уроках где применяется ИКТ.

      Каждый урок – это определённая система заданий, которая ведёт ученика к овладению тем или иным понятием, умением, навыкам. И от того, какие задания подбирает учитель к уроку, в какой последовательности их выстраивает, зависит  результативность урока, а также степень активности и самостоятельности учащихся во время урока.   

         Поскольку  компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их и  конструировать из отдельных компонентов, это даёт нам неограниченные возможности для подбора и конструирования материала к любому уроку.

     Кроме того, такая система адаптируется под индивидуальные особенности учителя. И это даёт возможность предать процессу обучения педагогическую индивидуальность преподавателя.

      Система адаптируется под индивидуальные особенности ученика.  Это даёт возможность сделать процесс обучения персонализированным. Современные технологии обучения обладают колоссальными возможностями. У учителя появляются  возможности оптимизации учебного процесса, активизации учебной деятельности и повышения её эффективности и качества. Кроме того, резко снижается количество времени на поиск и подбор информации.

       Современные требования к уроку любого типа довольно большие. Вот некоторые из низ:

      Требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением ИКТ:

  •  Владеть основами работы на компьютере.
  • Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
  • Владеть основами работы в Интернет.

       Учитывая все эти требования, надо заметить, что каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим. Во время проведения каждого урока педагог использует различные группы методов обучения: словесные, практические, наглядные. Выбор метода определяется особенностями детей. Важное значение в коррекционной школе имеют наглядные методы обучения.

В настоящее время в школах большинство педагогов используют всевозможные технические средства обучения. Это и кинопособия, и звукозаписи на различных носителях, эпидиаскопы, кодоскопы и т.п. Имеются  попытки использования телевизионных учебных программ, видеоматериалов, компьютерных программ.

Эффективность использования компьютеров и компьютерных технологий в коррекционной школе непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.

     Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

     Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной учебной деятельности, актуальной для детей данного типа.

     Наиболее адекватной формой организации обучения в классе является введение ребенка в проблемные учебные ситуации, а не преодоление знаний в готовом виде.

     Программированные задания составляются таким образом, чтобы ученик, выполняя задания, самостоятельно находил ответ, сравнивая его либо с группой данных ему ответов среди которых есть и ответ к данному заданию, либо с показаниями записей в компьютере. Если задание выполнено неверно, т.е. если ответ задания не совпадает с одним из данных ответов или не подкрепляется положительным сигналом, то ученик снова предпринимает попытку его решить и делает это до тех пор, пока не получит правильного ответа.

         Наблюдения показали, что учащиеся коррекционной школы с большим интересом относятся к программированным заданиям, проявляют при их выполнении максимум самостоятельности. Каждый ученик работает в доступном ему темпе. Нет необходимости отводить специальное время на проверку самостоятельной работы и, следовательно, экономится время и ученика,  и учителя.

          Компьютер, являясь универсальным средством для обработки информации, позволяет демонстрировать как динамические, так и статические, как аудио-, так и видео образовательные ресурсы. На сегодняшний момент он является едва ли ни самым доступным техническим средством в школе, т.к. многие ТСО уже физически устарели. В школы централизовано поставлялись различные обучающие диски по разным предметам, также педагоги сами приобретают диски по своим предметам. Но не все они, или не всё в них, устраивает учителя: либо это несоответствие учебнику, по которому учитель ведет обучение, или структуре урока, который он задумал; либо представление информации в данном ресурсе мало чем отличается от представления информации в обычном учебнике. Поэтому учитель вынужден сам создавать собственные образовательные ресурсы.

          Как показывает практика, обладая эле­ментарной компьютерной грамот­ностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обуча­ющихся на успешные результаты. Компьютерная  программа PowerPoint уже зарекомендовала себя как эффективное средство подготовки и демонстрации пре­зентаций.

1.Мультимедийная презентация как дидактическое средство

      В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д.

         Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.

Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютера является применение программы Microsoft PowerPoint .

Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них.

          Презентацию можно использовать на любых этапах урока. При этом можно использовать её только на одном этапе и потом работать как обычно, можно весь урок провести с помощью мультимедийного сопровождения. Презентация, объединяя занимательность и компьютерное тестирование, позволяет создать мотивацию обучения. Презентация позволяет создавать ресурсы для отработки навыков самопроверки и самоконтроля, осуществлять дифференцированное обучение.

            Преподаватель при помощи показа мультимедийной презентации сосредотачивает внимание учеников на главном, выделяет главные аспекты предмета, явления, сопровождая показ объяснениями, рассказом. Презентации дают возможность:

 -четко выделить структуру материала, который изучается;

-создать наилучшие условия для произвольного запоминания;

-показать связь теории с практикой; наиболее полно раскрыть суть и закономерность явлений, которые изучаются;

-демонстрировать явления;

-показывать целые схемы, выведение формул, уравнений и отдельных их частей.

      Можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения компьютерных презентаций:

  • На этапе актуализации базовых знаний - возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Особенно удобно при предъявлении чертежей, рисунков, схем.
  • На этапе изучения нового материала – разнообразное (статичное и динамичное) иллюстрирование понятий и объектов, выделение причинно-следственных связей, структуры и взаимосвязи изучаемых понятий.
  • На этапе контроля усвоения знаний – возможность предъявления разнообразных по форме заданий с последующей проверкой.

На этапе отработки и закрепления навыков – возможность быстрого предъявления большого числа разных по форме заданий, алгоритмов, образцов, шаблонов.

     Но применение презентации на уроке не должно быть самоцелью. Она не должна заменять все остальные дидактические средства, которые есть в арсенале учителя. Применение презентации должно быть оправдано. Если урок по этой теме будет более эффективным с применением презентации, то тогда презентацию надо использовать, если нет – от неё лучше отказаться и провести урок с использованием традиционных дидактических средств. Кроме того, использование презентации на уроке предполагает применение таких технических средств как компьютер и медиапроектор, что накладывает на них ограничения по использованию на уроке, согласно требованиям СанПиНа. Если пренебречь некоторыми требованиями, то применение презентации может превратиться в фактор усталости, подавления и рассеивания внимания (например, в случае плохой видимости и обзорности).

 

Заключение

              Возможность использовать ИКТ в процессе обучения помогает научить каждого ребенка, учитывая разный уровень обучаемости, свойства памяти, мышления и внимания. Использование ИКТ позволяет дифференцировать процесс обучения, например, учащиеся с более высоким уровнем развития могут при помощи компьютера углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной трудности.

          При творческом подходе к созданию мультимедийных презентаций в результате можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде справочников, тренажеров, тестов-лото, игровых дидактических материалов и т.п., что будет способствовать повышению мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, интереса к предмету, способствовать лучшему пониманию, запоминанию изучаемого материала, тем самым будет достигнута цель повышения эффективности урока.

       Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям века грядущего.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ»

    Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Компьютер вызывает горячий интерес, как учащихся, так и педагогов. Однако если в основание использования компьютерных технологий не закладываются продуманные принципы и адекватные дидактические цели и намерения, то едва ли это использование приведет учащихся к ожидаемому результату.

       В общеобразовательных школах нашей страны компьютеры появились в начале 80-х годов. В специальном (коррекционном) образовании они появились много позже и все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям средство обучения. Разумеется, информационные технологии (ИТ) не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы. Учащиеся коррекционной школы 8-го вида - это дети, для которых характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование мультимедийных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.

     Поэтому использование ИКТ в процессе образования ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию. ИКТ не только способствует развитию личности ребёнка, но и даёт новый импульс для самообразования, повышения квалификации, повышение компетентности в области применения современных информационных технологий, как молодым специалистам, так и уже состоявшимся профессионалам.

   Актуальность темы:

     Каким должен быть современный урок? Интересным, познавательным, должен учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться.

      А что интересно, сегодня,  школьникам?

В нашу жизнь все больше и больше внедряются новые информационные технологии. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера. Поэтому следует построить учебный процесс так, чтобы компьютер стал незаменимым помощником на уроке.

Используя неподдельный интерес детей к этой технике можно решить ряд проблем современного урока.

     Успешное преподавание невозможно без использования «золотого правила дидактики» - наглядности, которое сформулировал Я.А. Коменский. Принцип наглядности предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. На это положение обращал внимание и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более обостренно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.

    Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

 Цель работы:

      Помочь учителю в изучении теории по  подготовке и использованию презентации в учебном процессе.

Задачи:

  • показать эффективность использования информационно – компьютерных технологий;

  • способствовать эстетическому воспитанию за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа, презентаций, ресурсов Интернет;

  • способствовать развитию коммуникативных способностей;

  • организовать учебный процесс на уровне, который позволяет детям с ограничениями по здоровью получать полноценное образование.

     Как показывает жизнь, эти задачи нельзя решить с помощью отдельных методических находок, необходим системный подход. Решение этих задач может быть достигнуто при использовании учителем современных технических средств в процессе обучения. Возможность разнообразить учебный процесс, сделать его более доступным, ярким, запоминающимся, а, следовательно, более продуктивным, позволяют современные средства обучения.

      Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

      Когда компьютеры стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

      Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

      Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся.

      Использование ИКТ на уроках в коррекционной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

    Умственно отсталый ребенок недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает, строит  отвлечения. Он снижает момент обсуждения, стараясь действовать по привычке, и т.д. Все эти черты, характеризующие умственно отсталого ребенка, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимися учебный материал.

         В той или иной степени каждый метод школьной работы связан с областью эмоциональных переживаний учащихся. Положительные эмоции интенсифицируют связанные  с ним психические процессы, вызывают активность ученика, сообщают стойкость вниманию.

         Влиять на область эмоциональной сферы ребенка только и можно через представления, мысли, действия. Значит, вызывая соответствующие переживания, вызываем и связанные с ними  эмоции.

 

        Применение ИКТ усиливает :

 - положительную мотивацию обучения;

 - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

            А также способствует:

- облегчению овладения сложным материалом.

- снятию психологического напряжения школьного общения путем перехода от субъективных отношений “учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям “ученик-компьютер-учитель;

- повышению эффективности ученического труда.

       Время ставит перед учителем школы задачи:

  • учить детей,  не принуждая;

  • развивать у ребёнка устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;

  • сделать учение радостным.

        Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  1. Принцип равенства позиций

  2. Принцип доверительности

  3. Принцип обратной связи

  4. Принцип занятия исследовательской позиции.

      Реализация этих принципов просматривается на всех уроках где применяется ИКТ.

      Каждый урок – это определённая система заданий, которая ведёт ученика к овладению тем или иным понятием, умением, навыкам. И от того, какие задания подбирает учитель к уроку, в какой последовательности их выстраивает, зависит  результативность урока, а также степень активности и самостоятельности учащихся во время урока.   

         Поскольку  компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их и  конструировать из отдельных компонентов, это даёт нам неограниченные возможности для подбора и конструирования материала к любому уроку.

     Кроме того, такая система адаптируется под индивидуальные особенности учителя. И это даёт возможность предать процессу обучения педагогическую индивидуальность преподавателя.

      Система адаптируется под индивидуальные особенности ученика.  Это даёт возможность сделать процесс обучения персонализированным. Современные технологии обучения обладают колоссальными возможностями. У учителя появляются  возможности оптимизации учебного процесса, активизации учебной деятельности и повышения её эффективности и качества. Кроме того, резко снижается количество времени на поиск и подбор информации.

       Современные требования к уроку любого типа довольно большие. Вот некоторые из низ:

      Требования, предъявляемые к педагогу, работающему с применением ИКТ:

  •  Владеть основами работы на компьютере.

  • Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

  • Владеть основами работы в Интернет.

       Учитывая все эти требования, надо заметить, что каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим. Во время проведения каждого урока педагог использует различные группы методов обучения: словесные, практические, наглядные. Выбор метода определяется особенностями детей. Важное значение в коррекционной школе имеют наглядные методы обучения.

В настоящее время в школах большинство педагогов используют всевозможные технические средства обучения. Это и кинопособия, и звукозаписи на различных носителях, эпидиаскопы, кодоскопы и т.п. Имеются  попытки использования телевизионных учебных программ, видеоматериалов, компьютерных программ.

Эффективность использования компьютеров и компьютерных технологий в коррекционной школе непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.

     Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

     Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной учебной деятельности, актуальной для детей данного типа.

     Наиболее адекватной формой организации обучения в классе является введение ребенка в проблемные учебные ситуации, а не преодоление знаний в готовом виде.

     Программированные задания составляются таким образом, чтобы ученик, выполняя задания, самостоятельно находил ответ, сравнивая его либо с группой данных ему ответов среди которых есть и ответ к данному заданию, либо с показаниями записей в компьютере. Если задание выполнено неверно, т.е. если ответ задания не совпадает с одним из данных ответов или не подкрепляется положительным сигналом, то ученик снова предпринимает попытку его решить и делает это до тех пор, пока не получит правильного ответа.

         Наблюдения показали, что учащиеся коррекционной школы с большим интересом относятся к программированным заданиям, проявляют при их выполнении максимум самостоятельности. Каждый ученик работает в доступном ему темпе. Нет необходимости отводить специальное время на проверку самостоятельной работы и, следовательно, экономится время и ученика,  и учителя.

          Компьютер, являясь универсальным средством для обработки информации, позволяет демонстрировать как динамические, так и статические, как аудио-, так и видео образовательные ресурсы. На сегодняшний момент он является едва ли ни самым доступным техническим средством в школе, т.к. многие ТСО уже физически устарели. В школы централизовано поставлялись различные обучающие диски по разным предметам, также педагоги сами приобретают диски по своим предметам. Но не все они, или не всё в них, устраивает учителя: либо это несоответствие учебнику, по которому учитель ведет обучение, или структуре урока, который он задумал; либо представление информации в данном ресурсе мало чем отличается от представления информации в обычном учебнике. Поэтому учитель вынужден сам создавать собственные образовательные ресурсы.

          Как показывает практика, обладая эле­ментарной компьютерной грамот­ностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обуча­ющихся на успешные результаты. Компьютерная  программа PowerPoint уже зарекомендовала себя как эффективное средство подготовки и демонстрации пре­зентаций.

1.Мультимедийная презентация как дидактическое средство

      В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном образовании. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д.

         Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.

Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютера является применение программы Microsoft PowerPoint .

Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них.

          Презентацию можно использовать на любых этапах урока. При этом можно использовать её только на одном этапе и потом работать как обычно, можно весь урок провести с помощью мультимедийного сопровождения. Презентация, объединяя занимательность и компьютерное тестирование, позволяет создать мотивацию обучения. Презентация позволяет создавать ресурсы для отработки навыков самопроверки и самоконтроля, осуществлять дифференцированное обучение.

            Преподаватель при помощи показа мультимедийной презентации сосредотачивает внимание учеников на главном, выделяет главные аспекты предмета, явления, сопровождая показ объяснениями, рассказом. Презентации дают возможность:

 -четко выделить структуру материала, который изучается;

-создать наилучшие условия для произвольного запоминания;

-показать связь теории с практикой; наиболее полно раскрыть суть и закономерность явлений, которые изучаются;

-демонстрировать явления;

-показывать целые схемы, выведение формул, уравнений и отдельных их частей.

      Можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения компьютерных презентаций:

  • На этапе актуализации базовых знаний - возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Особенно удобно при предъявлении чертежей, рисунков, схем.

  • На этапе изучения нового материала – разнообразное (статичное и динамичное) иллюстрирование понятий и объектов, выделение причинно-следственных связей, структуры и взаимосвязи изучаемых понятий.

  • На этапе контроля усвоения знаний – возможность предъявления разнообразных по форме заданий с последующей проверкой.

На этапе отработки и закрепления навыков – возможность быстрого предъявления большого числа разных по форме заданий, алгоритмов, образцов, шаблонов.

     Но применение презентации на уроке не должно быть самоцелью. Она не должна заменять все остальные дидактические средства, которые есть в арсенале учителя. Применение презентации должно быть оправдано. Если урок по этой теме будет более эффективным с применением презентации, то тогда презентацию надо использовать, если нет – от неё лучше отказаться и провести урок с использованием традиционных дидактических средств. Кроме того, использование презентации на уроке предполагает применение таких технических средств как компьютер и медиапроектор, что накладывает на них ограничения по использованию на уроке, согласно требованиям СанПиНа. Если пренебречь некоторыми требованиями, то применение презентации может превратиться в фактор усталости, подавления и рассеивания внимания (например, в случае плохой видимости и обзорности).

 

Заключение

              Возможность использовать ИКТ в процессе обучения помогает научить каждого ребенка, учитывая разный уровень обучаемости, свойства памяти, мышления и внимания. Использование ИКТ позволяет дифференцировать процесс обучения, например, учащиеся с более высоким уровнем развития могут при помощи компьютера углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной трудности.

          При творческом подходе к созданию мультимедийных презентаций в результате можно получить очень интересные обучающие ресурсы в виде справочников, тренажеров, тестов-лото, игровых дидактических материалов и т.п., что будет способствовать повышению мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, интереса к предмету, способствовать лучшему пониманию, запоминанию изучаемого материала, тем самым будет достигнута цель повышения эффективности урока.

       Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям века грядущего.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!